'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 3
  4. Научная статья № 61

Просмотры  45 просмотров

Тюрина А.Л.

  


СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА И ТМНР В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ *

  


Аннотация:
в статье представлен межведомственный опыт работы специалистов на создание условий по социальной адаптации детей, имеющих интеллектуальные нарушения и тяжелые множественные нарушения в развитии. Создание благоприятного климата, с учетом личностных особенностей детей и индивидуальным подходом.   

Ключевые слова:
социальная адаптация, климат, дети с нарушением интеллекта, ТМНР.   


На сегодняшний день по данным всемирной организации здоровья с интеллектуальными нарушениями дети составляют более 3% от общей детской популяции. Дети, поступившие впервые имеют при себе собственный багаж факторов, с которыми специалисты сталкиваются в работе. Несколько из них относят факторы бытового характера (информация из личного дела, от куда прибыл ребенок, в каких условиях проживал к чему ребенок привык, без чего не может), семейный фактор включает в себя социальный статус ребенка: сирота, оставшийся без попечения родителей или вовсе определен в учреждение по трех стороннему соглашению. В каждом учреждение имеется медицинский персонал, занимающийся фактором здоровья и поведением ребенка не только вновь прибывшего, но и тех, кто проживает (особенности индивидуального маршрута, медицинские показания, биологические факторы). Уровень информирования педагогов узкими специалистами является вспомогательным рычагом в помощи по адаптации ребенка. Так как дети нуждаются в помощи и поддержке со стороны, для дальнейшей жизни. С какими проблемами может столкнуться ребенок, находясь в учреждении интернатного типа? У детей данной категории могут возникать особые проблемы и вызовы по мимо установления эмоционального контакта, коммуникации и социального развития. Некоторые из них включают:1. Отсутствие поддержки и заботы: Дети, помещенные по трехстороннему соглашению, и та категория воспитанников, которые также являются сиротами, могут испытывать большие затруднения в получении необходимой поддержки и заботы. Они могут испытывать отсутствие эмоциональной связи с родителями и отсутствие стабильной и надежной семейной среды. Это может повлиять на их эмоциональное и психологическое благополучие.2. Отсутствие доступа к специализированному образованию: Дети с интеллектуальными нарушениями и ТМНР, нуждаются в специализированном образовании и подходах, а также в соответствующих специалистах и ресурсах. Однако может быть затруднено получение доступа к таким услугам и возможностям из-за ограниченных ресурсов и недостатка в системе поддержки. 3. Социализация и адаптация: важный фактор, вхождение в социум, при котором данная категория детей может испытывать трудности с социальной адаптацией и социализацией. Причинами могут выступать ограниченные навыки коммуникации, ограниченные социальные навыки и трудности в установлении и поддержании отношений с другими людьми. Для детей ТМНР эти трудности могут быть еще более серьезными, так как они могут испытывать отчуждение и чувство одиночества без семьи и поддержки.4. Медицинские проблемы: у детей с ТМНР есть и медицинские проблемы, связанные с их состоянием. Это могут быть физические или психические проблемы, требующие постоянной медицинской помощи и ухода. Для детей, особенно для тех, которые не имеют доступа к адекватной медицинской помощи, эти проблемы могут быть еще более сложными и ограничивающими.5. Перегрузка системы опеки: в ряде стран система опеки над детьми с интеллектуальными нарушениями может быть перегружена и неспособной предоставить должную заботу и поддержку всем детям. Недостаток ресурсов, отсутствие подготовки и обучения сотрудников, отсутствие подходящих программ и услуг - все это может привести к недостаточному и неадекватному уходу для этих детей. Это может ухудшить их ситуацию и усложнить их жизнь. Благоприятный исход для детей имеющие тяжелые множественные нарушения, предполагает снижение риска социальной адаптации, при совместном взаимодействии (воспитателей, психологов, дефектологов, логопедов и др. специалистов) с учетом индивидуального подхода. В случае несогласованности комплексного подхода, дети с интеллектуальной недостаточностью и личными особенностями развития неспособны самостоятельно занимать себя чем-то конструктивным. Отсутствие комплексного подхода приведет к сенсорной депривации. В свою очередь это приведет к тому, что ребенок будет пытаться получить необходимые чувствительные впечатления раскачиваясь, расхаживая кругами, вытаскивать из шкафов, разрывать бумагу. С трудностями социальной адаптации дети ТМНР будут сталкиваться, но с подходящей поддержкой и помощью они могут развивать социальные навыки и успешно взаимодействовать с окружающими. Для обеспечения условий по социальной адаптации вновь прибывших детей с разным социальным статусом имеющие интеллектуальные нарушения принято включать следующий комплекс мероприятий. 1. Проведение оценки потребностей и возможностей каждого ребенка. Для этого можно использовать психолого-педагогическую диагностику, анкетирование, анализ имеющейся информации о ребенке. В качестве методов используются, метод наблюдения, биографический метод, беседа. Изучается индивидуальный стиль познавательной деятельности, особенности моторного развития и эмоционального состояния.2. Создание индивидуализированной программы социальной адаптации для каждого ребенка, учитывающей его умственные способности и социальный статус. Программа должна содержать разнообразные мероприятия, направленные на развитие социальных навыков и умений.3. Организация групповых занятий по социальной адаптации, включающих игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде, эмоциональный контроль и другие аспекты социализации.4. Проведение индивидуальных занятий с педагогом или специалистом по социальной адаптации для работы с ребенком над конкретными трудностями. Это могут быть занятия по развитию речи, восприятию социальных норм и правил, управлению эмоциями и т.д.5. Организация взаимодействия с родителями и семьей ребенка, проведение консультаций и тренингов, направленных на поддержку родителей в процессе социальной адаптации своего ребенка.6. Создание условий для интеграции вновь прибывших детей с разным социальным статусом и умственной отсталостью в общество. Это может включать организацию совместных мероприятий с другими детьми, волонтерскую деятельность, посещение спортивных и художественных секций, проведение выездных экскурсий и т.д.7. Обеспечение поддержки и содействия работы специалистов разных профилей (педагогов, психологов, социальных работников и др.) для комплексного подхода к социальной адаптации ребенка.8. Регулярное проведение мониторинга и оценки эффективности мероприятий, а также корректировка программы адаптации в зависимости от потребностей и прогресса каждого ребенка.Такой комплекс мероприятий позволит создать условия для успешной социальной адаптации как вновь прибывших детей, так и ранее проживающих с разным социальным статусом и особенностями развития в учреждении интернатного типа. Важно помнить, что каждый ребенок является уникальной личностью, и необходимо индивидуально подходить к его потребностям и способностям. Для социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта полезно включать несколько видов адаптации, которые могут быть полезны.Одни из нескольких видов представлены ниже:1. Социально-поведенческая адаптация: развитие и улучшение навыков общения, эмоционального взаимодействия, самоконтроля и самоуправления, а также адекватного поведения в различных ситуациях.2. Образовательная адаптация: получение специализированного образования, адаптированного к уровню интеллектуального развития отдельного человека.3. Трудовая адаптация: освоение определенной профессии или навыков, позволяющих находить работу и успешно функционировать на рынке труда.4. Социально-бытовая адаптация: развитие самообслуживания, самостоятельности в выполнении бытовых задач и умений осуществлять простые действия в повседневной жизни. В качестве критериев выделяю Игру, общение со взрослыми и сверстниками, самообслуживание. Использование наглядных средств.5. Социально-реабилитационная адаптация: оказание социально-психологической поддержки, реабилитационных программ и мероприятий, направленных на повышение качества жизни детей с нарушенным интеллектом и их интеграцию в общество. Важно отметить, что социальная адаптация детей с интеллектуальными нарушениями является многогранным и индивидуальным процессом, который может включать в себя комбинацию различных видов адаптации в зависимости от потребностей и возможностей конкретного ребенка. Следующим шагом в работе по социальной адаптации может включать следующий алгоритм: 1. Определение индивидуальных потребностей и способностей ребенка: проведение тестов и оценок для определения уровня его развития, а также выявление конкретных областей, в которых требуется адаптация. Знакомство с учреждением, с педагогами, детьми (создаем доброжелательный эмоциональный контакт)2. Создание индивидуальной программы адаптации: на основе полученных данных разработка плана работы, который будет учитывать специфические потребности ребенка, нацеленный на его поэтапное развитие.3. Постановка конкретных целей: разбивка общих целей программы на маленькие, более достижимые и измеримые цели, чтобы ребенок мог осознавать свой прогресс.4. Индивидуальные занятия: проведение регулярных занятий с ребенком, на которых будут прорабатываться конкретные навыки и умения в соответствии с его программой адаптации. Занятия могут быть интегрированы в образовательный процесс или проводиться в специализированных учреждениях.5. Индивидуальные и групповые терапии: организация сессий терапии, которые помогут ребенку преодолевать эмоциональные и психологические трудности.6. Вовлечение семьи (будущие опекуны): участие родителей в процессе адаптации ребенка, предоставление им необходимой информации и навыков, чтобы они могли поддерживать его развитие и работать с ним в повседневной жизни.7. Мониторинг и оценка прогресса: регулярное отслеживание и оценка прогресса ребенка в соответствии с его индивидуальной программой адаптации. Это поможет определить эффективность подходов и внести необходимые коррективы в работу.8. Систематическое обновление программы: внесение изменений и корректировок в программу адаптации ребенка с течением времени на основе его прогресса и изменения потребностей.Не мало важную роль играет климат в условиях проживания детей в учреждении интернатного типа. Вот несколько ключевых моментов создаваемые специалистами работающими детьми имеющие интеллектуальные нарушения: 1. Ненасильственная интеграция: создание ситуаций, где ребенок должен чувствовать себя включенным в группу и принятым со всеми своими особенностями. Все члены группы и педагоги проявляют терпимость, понимание и уважение к его индивидуальным потребностям.2. Поддержка социализации: Групповые активности, совместные задания и игры, помогающие ребенку развивать навыки социализации и взаимодействия с другими детьми. Взрослые контролируют атмосферу, способствующую дружбе и сотрудничеству в группе.3. Индивидуальный подход: Педагоги используют адаптированные учебные материалы, методы и подходы к обучению под индивидуальные потребности ребенка. Это может включать использование визуальных помощников, установление четких правил и регулирование ожиданий.4. Поддержка и поощрение: Ребенок получает поддержку и похвалу за каждое достижение, даже самое маленькое. Позитивное подтверждение и поощрение необходимо для снижения стресса и повышение уверенности ребенка.5. Сотрудничество с родителями: Родители, (будущие опекуны) играют важную роль в адаптации ребенка в группе. Педагоги поддерживают, направляют, взаимодействуют с родителями, обмениваться сообщениями, проводит совместные консультации. В целом, климат для адаптации умственно отсталого ребенка должен быть поддерживающим, продуктивным и вдохновляющим, чтобы ребенок чувствовал себя безопасно, принятым и готовым к обучению.По мнению многих исследователей, для детей, изолированных своими дефектами (биологическими особенностями), именно через освоение навыков самообслуживания, начинается взаимодействие с окружающим миром. Улучшая навыки игры и социального взаимодействия по принципам постепенности, регулярности, систематичности улучшает социальную адаптацию к учреждению интернатного типа.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Тюрина А.Л. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА И ТМНР В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Вестник науки №10 (67) том 3. С. 410 - 417. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10291 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10291



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.