'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 3
  4. Научная статья № 60

Просмотры  142 просмотров

Журавлева А.В., Артемьева Г.Н.

  


БУЛЛИНГ КАК ДЕСТРУКТИВНЫЙ ВИД СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается понятие «буллинг», развитие данного понятия в зарубежных и отечественных исследованиях, приводится классификация его видов, а также анализируется буллинг как деструктивный метод социального взаимодействия между старшими подростками.   

Ключевые слова:
буллинг, издевательство, старшие подростки, агрессивные действия.   


Понятие буллинга и его изучение в последние десятилетия становится все более актуальным, хотя еще совсем недавно травлю в школах не принято было считать значимой проблемой. Распространенность буллинга в РФ растет. Согласно результатам PISA, в России число детей, которые становятся жертвами школьной травли, увеличилось с 2015 по 2018 г. на 10% и составило 37% всех учеников [14].Основоположниками исследования буллинга в западной психологии по праву считаются такие ученые, как Д. Олвеус, А. Пикас и П. Хайнеманн [13, с.82.].Самого понятия «буллинг» ранее не было, однако для обозначения травли человека группой лиц понимался термин «моббинг», лишь затем появился термин «буллинг». В 1958 зоопсихолог Конрад Лоренц первый раз употребил термин «моббинг». Он служил для обозначения особого поведения и применялся исключительно к зверям и птицам, которые хотели предупредить других млекопитающих о приближении врага. [7, с.17]Ден Олвеус был первым, кто понятие «школьный буллинг» противопоставил понятию «моббинг», а также ввел данный термин в научный обиход. [1, с.99]. Норвежский ученый рассматривает буллинг как форма взаимодействия в коллективе, при котором человек на протяжении повторяющегося и длительного промежутка времени сталкивается с сознательным и специальным причинением себе вреда или дискомфорта со стороны другого человека или группы людей в контексте «иерархичных «властных» отношений» [2].Е. Роланд определял буллинг как нападки любого характера, исследователь Д.П. Татум под буллингом понимает «длительное физическое или психологическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, которые не способен защитить себя в данной ситуации» [16].Благодаря работам Д. Олвеуса, Е. Роланда и других ученых в 1978 г. понятие «буллинг» было введено в научный оборот.Хайнц Леман придавал большое значение тому, чтобы максимально четко определить это понятие. Он рассматривал буллинг с точки зрения особой речевой ситуации, которая впоследствии может привести к возникновению серьезнейших как психологических, так и телесных последствий у жертвы, вследствие чего требующую к себе самого пристального внимания [7, с.17].В 1974-1988 гг. подробно освещал феномен буллинга британский исследователь Дэвид А. Лэйн. В одной из своих работ автор дал определение явления: буллинг - это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации. В своих работах, которые посвящены факторам и причинам буллинга, обидчикам и обижаемым, Лэйн пишет о важной роли личностных особенностей, психологическому климату семьи и школы [13, с.65].Л. Хальцер считает, что буллинг – это «деструктивное взаимодействие, в котором доминирующий субъект неоднократно демонстрирует такое поведение, которое вызывает замешательство менее доминирующего субъекта» [10, с.252].В нашей стране тема школьного насилия не воспринималась как особо острая. Только после распада СССР возникло принятие и понимание всей остроты данного вопроса. В СССР эту тему показывали через призму художественных образов советские режиссеры в художественных фильмах: «Чучело» (реж. Р. Быков), «Пацаны» (реж. Д. Асанова).Среди отечественных исследователей вопросами буллинга занимается С.В. Кривцова, А.А. Белевич, А.Н. Шапкина, Е.П. Ильин и др.С.В. Кривцова дает следующее определение травли: буллинг – это агрессия одних детей против других, когда агрессор и жертва находятся в неравных силах, когда один не может противостоять другому. Агрессия имеет тенденцию к цикличности. Неравенство сил и повторяемость – это два существенных признака буллинга[7, с.39].Е.П. Ильин охарактеризовал буллинг следующим образом: «длительное систематическое физическое или психологическое насилие, осуществляемое одним человеком или группой и направленное против человека, который не в состоянии защититься в фактической ситуации, с сознанным желанием причинить боль, напугать или подвергнуть человека длительному напряжению» [3, с.52] Е.Н. Ожиёва при характеристике буллинга указывает на то, что агрессору необходима личная цель и мотивы при применении насилия, и незаконность такого насилия, обозначенная нормативно-правовой базой. Исследователь описывает буллинг как умышленное, длительное, повторяющееся физическое или психологическое, не носящее характера самозащиты насилие со стороны индивида или группы с некоторыми физическими, психологическими и административными преимуществами над другим индивидом [15].Исследователи школьного буллинга во внимание принимают и формы, в которых буллинг может выражаться. Так, Д.Лэйн говорит о последствиях насилия: физического и психического вреда; И.Бердышев утверждает о существовании поведенческого, словесного и собственно агрессивного буллинга, с наличием физического насилия; Т.Мерцалова подчеркивает существование не только физического и психического насилия, но и эмоционального и вербального [19].В сфере подростковых отношений преобладающими становятся отношения, построенные на иерархии, власти и подчинении. В современном обществе создаются все условия для максимально комфортной и благоприятной среды, уделяется внимание установлению гуманных отношений между участниками образовательных отношений [9]. Истоки этого парадокса исследователи связывают прежде всего с кризисными явлениями современного общества: нестабильностью в стране и мире, двойными стандартами в междунациональном общении, нравственной деформацией сознания молодежи, разрушением добрых национальных традиций, культом цинизма и жестокости в средствах массовой информации, искусстве и культуре и т.п. [8, с.91]. Эти провоцирующие факторы рождают серьезные перекосы и дисгармонию в социализации будущего гражданина общества.Проявления буллинга, оставшиеся без своевременного внимания, становятся более опасными. Исследование ключевого понятия выявило факт его тесной взаимосвязи с термином «девиантное поведение» [12].Девиантное поведение определяется как особый способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личности отношения к ним. Результатом такого поведения является изменение ценностей, нормативно-правовых ориентаций личности [4]. Возникновение и развитие девиантного поведения и его подвидов у подростков предопределяет возникновение буллинга в школьном коллективе.Буллинг является деструктивным способом реализации естественной потребности в подростковом сообществе в формировании внутри класса групповой структуры, основанной на доминировании. Зачастую это обусловлено желанием будущего агрессора доминировать над классом, повысить свой социальный статус и собственную значимость среди одноклассников. В результате возникает социальная иерархия, участник неосознанно выбирает себе роль в соответствии со своими психологическими характеристиками [5, с.32].Среди форм деструктивных взаимоотношений, встречающихся в образовательных учреждениях можно выделить следующие: агрессивное подавление одних детей другими, грубое обращение, проявления различных видов отчуждения одних членов группы по отношению к другим, конфликтность, страх и напряженность при общении, применение физического насилия, угрозы. Травля может быть прямой (физической и вербальной). Что касается травли в сети, то атака производится посредством писем. Нарушается коммуникативное поле ребенка [6].Виды буллинга могут быть разнообразны:Физический буллинг представляет собой непосредственный физический контакт между участниками буллинга (удары, толчки, запирание в кабинетах, отбирание личных вещей) [11];Экономический буллинг. У жертвы отбираются, вымогаются карманные деньги или другие ценности [17, с.98-106];Вербальный буллинг - это речевое издевательство. Проявляется в обзывательствах, жертвы наделяются неприятными прозвищами. Саркастичные комментарии, оскорбление на основе расы, национальности, внешних дефектов, черт характера также входит в вербальный буллинг[11].Социальный буллинг выражаются в ограждении индивида от коллектива. Это происходит обычно тогда, когда у группы человек возникает острая неприязнь к какому-то одному и пытается всеми силами оградить его от микро-группы. Происходит это с помощью бойкота или игнорирования человека.В.Р.Петросянц в своей работе «Проблема буллинга в современной образовательной среде» [16, с.151-154] выделяет психологический буллинг в отдельную категорию. К средствам психологического буллинга он относит создание и поддержание напряженной обстановки в коллективе, презрительное отношение, неуместную критику, которая может вызвать спор, запугивание, насмешки.Кибербуллинг, понятие относительно новое, появилось во второй половине 1990-х годов[11]. Данным термином обозначается использование пространства и возможностей сети Интернет в целях размещения лживых, угрожающих, унижающих и задевающих личность комментариев, фото, видео и писем в социальных сетях.Сексуальный буллинг характеризуется как типичный буллинг, но с элементами сексуального насилия, которое может быть как вербальным,-это может проявляться в угрозах сексуального характера, шантаже, унизительных комментариях относительно сексуальной активности жертвы,- так и физическим. Например, дергание нижнего белья, объятия сексуального характера. Также характерны эмоциональные унижения такие как, распространение слухов на сексуальную тематику, написание пошлых высказываний в раздевалках, пошлые жесты и др. [18] Расистский и религиозный буллинг проявляется в нетерпимости по отношению к другой расе или религии. Данный вид подразумевает травлю на почве разности религиозных убеждений, расовой принадлежности. Этот тип травли больше распространен на Западе, где характерны школы, собирающие детей с различными вероисповеданиями и расовой принадлежностью. Сегодня появляется все больше исследований этих видов буллинга в школе [10, с.256]. В нашей стране пока таких исследований не проводилось. Для данного вида буллинга характерны оскорбления по поводу религиозных воззрений ученика или его принадлежности к определенной расе ? в этом случае жертвы подвергаются, в основном, вербальным нападкам[10, с.261].Важным представляется установление причин и мотивов возникновения буллинга во всех его проявлениях. Учеными принято делить причины травли на несколько подгрупп: педагогические, психологические, социальные и семейные.Педагогические причины. Учителя и руководители играют важную роль, так как они создают комфорт в классе и психологическое здоровье каждого члена микроколлектива. Взрослым людям крайне недопустимо позволять себе оценочные суждения в адрес членов группы, непристойные реплики в сторону учеников или высказывания, порочащие достоинство таковых. Это может стать отправной точкой для последующей травли.Психологические причины. Включают в себя личностные качества самого агрессора и жертвы. К психологическим причинам можно отнести травмирующий опыт, который был пройден буллером на определенном этапе своего развития или же неумение жертвы создать и расставлять личные границы. Социальные аспекты представляют собой поощрение агрессивного поведения в сторону других людей посредством использования различных средств массовой информации: телевидение, социальные сети, радио и т.д.Семейные причины. К ним относят проблемные взаимоотношения между детьми и родителями, проявление агрессии последних в отношении своих детей будь то физические наказания, излишний контроль над действиями ребенка или, наоборот, совершенное его отсутствие. Таким образом, буллинг является распространенной формой деструктивного социального взаимодействия, которая остро воспринимается молодыми людьми и проявляется, начиная от вербальных нападок, заканчивая физическим воздействием.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Журавлева А.В., Артемьева Г.Н. БУЛЛИНГ КАК ДЕСТРУКТИВНЫЙ ВИД СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ // Вестник науки №10 (67) том 3. С. 400 - 409. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10290 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10290



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.