'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 3
  4. Научная статья № 46

Просмотры  35 просмотров

Масленникова Т.И., Олейник И.И.

  


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в рамках статьи рассмотрен вопрос нормативно-правового регулирования общественных отношений, связанных с реализацией просветительской деятельности в Российской Федерации. На данный момент нормативно-правовое регулирование просветительской деятельности в Российской Федерации несовершенно. По итогу проведенного анализа сделан вывод о целесообразности введения понятия «участник просветительской деятельности», необходимости установления критериев оценки программы просветительской деятельности, урегулирования процедуры обратной связи со стороны Министерства просвещения Российской Федерации в случае одобрения программы просветительской деятельности организатора просветительской деятельности, а также закрепления меры ответственности за нарушение требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в части реализации просветительской деятельности.   

Ключевые слова:
образование, просвещение, просветительская деятельность, организатор просветительской деятельности.   


Образование является важной составляющей социальной сферы, что подтверждается включением его в число национальных приоритетов Российской Федерации. Высокая ценность образования как социального института порождает дискуссии о том, как лучше организовать и урегулировать общественные отношения по поводу его получения. Ключевые вопросы обсуждений в последнее время связаны с правовым регулированием отношений, складывающихся в ходе реализации просветительской деятельности.Правовые основы просветительской деятельности в Российской Федерации до настоящего времени не были достаточно четко регламентированы, что явилось одним из мотивов внесения в 2021 году изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) [1, ст. 2, 12.2]. Недостаточность правового регулирования в данной области создавала определенные предпосылки для бесконтрольной реализации пропагандистских мероприятий, содержание и уровень которых далеко не всегда в должной мере способствует реализации государственную просветительной политики. Отметим, что познавательная деятельность личности, не носящая целенаправленный характер, но преобразующая его социокультурный потенциал и осуществляемая вне рамок образовательных программ есть основа просветительской деятельности [4, с. 206].Как известно, 1 июля 2022 г. было принято постановление Правительства Российской Федерации № 1195 «Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности» (далее – Правила) [2].Пунктом 3 Правил закреплен ограниченный круг субъектов, имеющих право осуществлять просветительскую деятельность (далее – организаторы просветительской деятельности): органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные вышеуказанными органами организации, а также физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица при соблюдении требований, предусмотренных Правилами [2, п. 3].Из пункта 5 Правил следует, что основное содержание просветительской деятельности состоит в передаче информации от организатора просветительской деятельности к просвещаемым [2, п. 5]. Просветительские отношения предполагают значительно более сложный состав участников, например, заказчика просветительских услуг [4, с. 207]. Это обстоятельство подчеркивает необходимость определенного контроля в отношении таких лиц. На наш взгляд, целесообразно ввести понятие «участник просветительской деятельности» и тем самым предусмотреть вариативность состава таких участников.Правилами установлено, что если организаторы просветительской деятельности намерены осуществлять такую деятельность в отношении несовершеннолетних и привлекать средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, то им необходимо направить соответствующее уведомление в Министерство просвещения Российской Федерации (далее – Минпросвещения России), приложив программу просветительской деятельности [2, п. 11]. На наш взгляд, указанная новелла не в полной мере позволит достигнуть запланированного результата, предусматривающего, в том числе, усиление степени государственного контроля, которое являлось одним из важнейших предпосылок внесения изменений в Закон об образовании в части регулирования просветительской деятельности. Как правило, «вредная», «искаженная» информация может исходить не от тех, кто организует просветительскую деятельность за счет бюджетных средств, а участвующими в ней субъектами, имеющими противоположный взгляд на жизнь и развитие государства и мира. На данный момент форма и порядок направления уведомления не установлены. Однако проект приказа Минпросвещения России по указанному вопросу уже включен в План организации Минпросвещения России работ по разработке в установленной сфере деятельности подзаконных нормативных правовых актов на 2023 год [3].В программе просветительской деятельности отражаются цели, задачи, сроки, формы, место реализации, целевая аудитория, информация об организации, источники финансирования. В случае, если программа просветительской деятельности не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, Минпросвещения России уведомляет о необходимости устранения причин и условий такого несоответствия [2, п.14].На наш взгляд, оценка программы просветительской деятельности может иметь субъективный характер, что подразумевает под собой, в том числе, и высокую коррупционную составляющую. Поэтому весьма актуальным вопросом является определение критериев, в соответствии с которыми будет проходить оценка программ просветительской деятельности. На данный момент Правила устанавливают лишь общие требования к содержанию: содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, разнообразие мировоззренческих подходов, формирование личности в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями и требованиями законодательства.Также не урегулирована процедура ответа Минпросвещения России организатору просветительской деятельности в случае одобрения его программы просветительской деятельности. На наш взгляд, положительной реакцией на программу просветительской деятельности может стать внесение Минпросвещения России соответствующей записи в реестр или направление заключения / свидетельства / разрешения организатору на реализацию его программы просветительской деятельности.Другим открытым вопросом остается мера ответственности за нарушение требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в части распространения при осуществлении просветительской деятельности информации с нарушением законодательства Российской Федерации. В настоящий момент пункт 9 Правил устанавливает лишь право соответствующих субъектов направить в Минпросвещения России обращение о фактах распространения такой информации.Таким образом, нормативное определение понятия «просветительская деятельность», а также правовое регулирование отношений, связанных с реализацией просветительской деятельности, нуждаются в доработке и конкретизации с точки зрения юридической техники и правового содержания.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Масленникова Т.И., Олейник И.И. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №10 (67) том 3. С. 301 - 306. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10276 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10276



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.