'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 3
  4. Научная статья № 40

Просмотры  29 просмотров

Емельянов А.В.

  


ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВОЗВРАТА АКТИВОВ, ПОЛУЧЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ *

  


Аннотация:
перемещение полученных преступным путем денежных средств и иного имущества из одной юрисдикции в другую представляет собой актуальную проблему мирового сообщества. В статье особое внимание уделяется основным международным правовым актам, регулирующим возврат активов, полученных в результате совершения преступлений.   

Ключевые слова:
возврат активов, правовые основы, международные правовые акты.   


В настоящее время в качестве одной из актуальных проблем мирового сообщества можно выделить перемещение полученных преступным путем денежных средств и иного имущества из одной юрисдикции в другую. Появляются новые способы вывода средств за границу, их отмывания и сокрытия. Проблема легализации преступных средств набирает обороты, представляя большую угрозу экономикам государств, так как в настоящий момент приняла транснациональный характер, затрагивая все больше государств. Страны заключают договоры, целью которых является формирование единого понятийного аппарата, а также формирование единообразной правовой базы, позволяющей осуществлять эффективное сотрудничество в сфере борьбы с отмыванием денежных средств, а также их выводом за границу. В государствах на национальном уровне закреплены процедуры по розыску, аресту, конфискации преступных активов. Необходимо также отметить, что на данном этапе регулирование указанных вопросов не имеет значительных отличий ввиду воздействия на внутреннее законодательство государств стандартов, закрепленных в международных источниках. Возврат активов признан основополагающим принципом Конвенции ООН против коррупции 2003 года. 187 стран являются участниками данного универсального международного договора. Выполнение юридически обязывающих положений Конвенции странами способствует повышению эффективности международного сотрудничества государств по оказанию правовой помощи в сфере возврата активов, а также объединению усилий по борьбе с коррупцией. Из текста обозначенного документа мы можем определить термин «возврат активов» не просто как процесс возврата средств после их перемещения за границу, но и как комплекс механизмов в виде первоначального противодействия их переводу за рубеж. В пятой главе Конвенции установлены требования для государств участников в части обеспечения реализации ими мер по аресту, конфискации и возврату активов на национальном законодательном уровне. В дополнение к указанным требованиям, конвенция определяет полномочия надзорных органов по противодействию функционированию нерегулируемых банковских учреждений. Кроме того, закрепляется право компетентных органов государств-участников обмениваться информацией между собой при осуществлении деятельности по возврату активов, полученных преступным путём. Обобщая, можно сделать вывод, что возврат из-за рубежа активов, полученных преступным путём, - это совокупность действий компетентных органов государств, целью которых является проведение проверок финансовых операций, обнаружение фактов незаконного получения активов и попыток сокрытия такого имущества в иностранных юрисдикциях, а также арест и возврат такого имущества и средств в юрисдикцию происхождения. Помимо денежных средств, активами, полученными в результате совершения преступления, может быть любое имущество, которое является исходным из преступной деятельности, том числе предметы искусства и артефакты, а также драгоценные металлы. Развитие правовых основ регулирования возврата активов, полученных в результате совершения преступлений, пришлось на начало XX века, когда на международной арене активизировалось создание нормативной базы, регулирующей розыск, экстрадицию лиц, совершивших преступления на территории другой страны, а также передачу орудий совершения преступлений, как и иных предметов, которые могли служить в качестве доказательств при расследовании дел. Отправной точкой развития нормативной базы в указанной сфере можно считать принятие Международной конвенции по борьбе с подделкой денежных знаков в 1929 году. В тексте указанной конвенции имелись положения о конфискации и передаче соответствующему правительству или эмиссионному банку денежных знаков, орудий и иных предметов, предназначенных для изготовления поддельных знаков или для их изменения. Следующим документом, который оказал значительное влияние на правовое регулирование возврата преступных активов явилась Единая конвенция о наркотических средствах, принятая в 1961 году, которая устанавливала обязанность стран-участницам принимать необходимые меры, по предотвращению организации финансовых потоков, образовавшихся в результате преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотических средств, так и обеспечению ареста и конфискации из-за рубежа предметов и орудий преступлений. Дальнейшее закрепление положения о противодействии преступным финансовым потокам, и конфискации орудий преступления нашли в универсальной Конвенции о психотропных веществах 1971 г. Немаловажно подчеркнуть значимость Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988, имеющей универсальный характер. По своей сути этот документ является основополагающим для регулирования правоотношений по сотрудничеству государств в сфере ареста, конфискации и возврата преступных активов в страны происхождения. Следующим актом, оказавшим влияние на развитие отношений в сфере противодействия использованию активов, полученных в результате совершения преступлений, является Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. Следуя по цепочке международных универсальных актов, оказавших значительное влияние на развитие противодействия коррупции и легализации доходов, полученных преступным путем, включая арест и конфискацию преступно добытых доходов, необходимо отметить Конвенцию ООН по борьбе с транснациональной организационной преступностью, принятую в 2000 году, также именуемую Палермской конвенцией. Важной особенностью Конвенции является то, что она регулирует довольно обширный круг правовых проблем: введение уголовной ответственности за организацию и участие в преступных сообществах, отмывание денег, коррупцию, противодействие правосудию. В качестве еще одной особенности вышеуказанной Конвенции необходимо выделить положения о том, что государства-участники могут способствовать развитию науки международного права, расширяя и вырабатывая аналитические знания, с использованием общих определений, стандартов и методологии, впоследствии обмениваясь ими между собой и принимая участие в международных и региональных организациях. Таким образом, можно отметить, что Палермская конвенция, является единственной в своем роде, положения которой определили обязанность стран участвовать в развитии аспектов науки международного права. Понимание о том, что необходимо начать урегулирование механизма возврата преступных активов в страны их происхождения пришлось на начало 2000-х годов, когда Генеральной Ассамблеей ООН был принят ряд резолюций, призывавших государства обеспечить наиболее эффективное противодействие выводу преступных активов за рубеж, а также способствование их возврату в государства происхождения по соответствующей просьбе и с применением надлежащих процедур.К группе международных региональных актов, применяемых в сфере противодействия коррупции и возврату активов актов относятся те, которые были приняты на уровне межгосударственных образований, таких как ЕС, Евразийский экономический союз и тех, которые были приняты организациями, объединяющими страны по территориальному, политическому или экономическому принципам как то Совет Европы, Организация Американских Государств, АТЭС, БРИКС, Группа «G20» и другие. В рамках региональных организаций принимаются различные декларации и иные акты с целью организации эффективного сотрудничества стран участниц в различных сферах. Так, для повышения эффективности регионального международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства с 2014 года начала свою работу Региональная антикоррупционная сеть правоохранительных и антикоррупционных органов АТЭС, вырабатывающая рекомендации по возврату активов для участников объединения при проведении расследования уголовных дел. В рамках АТЭС была принята Пекинская декларация по борьбе с коррупцией, определившей обязанность государств участников экстрадировать лиц, находящихся в международном розыске, а также отказывать им в предоставлении убежища, как и их активам. Преступные активы по возможности должны быть возвращены в государство их происхождения. Важное место среди источников, целью которых является противодействие перемещению преступных активов за рубеж и их возврат в государства происхождения имеют договоры Совета Европы регионального уровня. Основополагающим документом в рамках этой организации является Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г., устанавливающая основания, условия, права и обязанности сторон в реализации механизма оказания взаимной международной правовой помощи по уголовным делам. В рамках Совета Европы было заключено несколько договоров, представляющих интерес при изучении темы о возврате активов. К таким договорам относятся Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. и Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма 2005 г. Данная конвенция прочно заняла место среди наиболее значимых источников, регулирующих оказание взаимной правовой помощи в сфере розыска, ареста и конфискации незаконно приобретенных активов, перемещенных в иностранную юрисдикцию. В тексте конвенции предусмотрены меры, направленные на предотвращение операций с подлежащим конфискации имуществом, включая его передачу третьим лицам, и возможность распоряжения им посредством наложения ареста на широкий круг финансовых инструментов. Следующим значимым источником следует считать конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 года. Кроме того, наряду с Конвенцией Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 года в том же году была принята Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма. Ее принятие стало необходимостью, а также желанием законодателя показать, что терроризм может финансироваться не только через отмывание денег от преступной деятельности, но и через законную деятельность. Кроме того, одной из целей указанного акта являлось создание механизмов, обеспечивавших быстрый доступ к финансовой информации и активам криминальных групп в целях успешного им противостояния.Международно-правовые акты можно подразделить на две категории: имеющие для стран-участниц обязательный характер исполнения их положений и носящие рекомендательный характер, то есть, положения которых хотя и не являются обязательными для исполнения странами, тем не менее, они задают вектор возможного развития законодательства государств. Кроме того, к этой группе актов относятся некоторые акты международных организаций и объединений. Примером, одной из таких организаций является группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, также известная как ФАТФ (Financial Action Task Force). Деятельность данной организации заключается в выработке международных стандартов, направленных на защиту международной финансовой системы от отмывания денег и финансирования терроризма. ФАТФ вырабатывает рекомендации, направленные на противодействие отмыванию денег и финансирования терроризма, которые в свою очередь подлежат имплементации в законодательство более чем 200 государств. К тому же разработанные стандарты ФАТФ обеспечивают осуществление странами скоординированных глобальных мер по предотвращению преступлений, связанных с коррупцией и выводом активов за рубеж, терроризмом и организованной преступностью. Хотя документы ФАТФ носят название рекомендаций, на практике, они являются обязательными для государств участников данной организации. Вторая группа, к которой относятся акты ««мягкого права», то есть те акты, которые не являются источниками права, но на которые страны могут ориентироваться для совершенствования своего законодательства в сфере противодействия перемещению преступных активов за рубеж и их возврата в страны происхождения, представлена значительным количеством международно-правовых актов. К ним относятся: резолюции, декларации, заявления, рамочные и типовые документы. Важную роль имеют конференции и форумы, проводимые в рамках ООН и иных организаций, на которых обсуждаются вопросы противодействия преступности в различных ее проявлениях, а также обозначаются дальнейшие тенденции развития борьбы с новыми видами преступлений, в том числе экономических, с применением цифровых, электронных ресурсов. В рамках ООН, каждые пять лет, начиная с 1955 года, проводились Конгрессы по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Унификация и гармонизация законодательства в результате ориентирования на положения актов обязывающего и рекомендательного характера позволяет наладить своевременное и эффективное сотрудничества компетентных органов государств. Тем не менее, появление новых технологий, а в этой связи и новых методов легализации и перемещения преступных активов в иностранные юрисдикции определяет поступательное развитие международно-правовых основ. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что ни о какой завершенности формирования соответствующих международно-правовых основ в указанной сфере речи идти не может. Проведенное исследование международных актов даёт понять, что международное сотрудничество в сфере противодействия перемещению преступных активов в иностранные государства и их возврата в страны происхождения к сегодняшнему дню уже стало самостоятельным видом международного сотрудничества. В дополнение к этому, можно с уверенностью сказать, что правовое регулирование сотрудничества в данной сфере будет и дальше расширяться, опираясь на нормы различных отраслей права, а также подстраиваясь под появление новых нерегулируемых способов совершения экономических преступлений. В связи с этим, можно сделать вывод, что использование государствами механизма финансового контроля, как и применение уголовно-процессуальных механизмов позволяет создать барьеры к совершению новых преступлений, а также отследить и вернуть активы из иностранной юрисдикции, уже после совершения преступления, тем самым организуя более эффективное противодействие экономическим преступлениям трансграничного характера.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Емельянов А.В. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВОЗВРАТА АКТИВОВ, ПОЛУЧЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ // Вестник науки №10 (67) том 3. С. 254 - 263. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10270 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10270



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.