'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 3
  4. Научная статья № 37

Просмотры  377 просмотров

Акинина К.А.

  


ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ В РОССИИ *

  


Аннотация:
в настоящей статье автором анализируется генезис развития российского законодательства об исполнительном производстве, начиная с периода древнерусского государства и до настоящего времени. Также автор систематизирует историю развития исполнительного производства на отдельные временные периоды, в которых существовали свои характерные особенности.   

Ключевые слова:
исполнительное производство, законодательство, историческое развитие, реформа, советский период, судебный исполнитель, судебный пристав.   


История развития института принудительного исполнения уходит своими корнями в древнерусский период. Так, например, на начальных этапах развития русского государства, в случае, если обязанное лицо не возвращало долг, то он становился холопом кредитора, которым можно было распорядиться по своему усмотрению. В науке можно встретить указания на разные даты первого упоминания о приставах (от XIII до XV вв.). К примеру, упоминание о приставах связывают с Новгородом в середине XIII в., когда пристав практически был должностным лицом при судебно-административных органах [1, с. 211]. Можно выделить несколько этапов развития института судебных приставов: первый - дореформенный период (до 1864 г.), второй - период после реформы 1864 г. до 1917 г., третий - советский период и четвертый - период новейшей истории после 1997 г., после воссоздания института судебных приставов.XIII - начало XIV в. можно считать временем возникновения приставов сначала в Новгороде и Пскове, затем на других территориях.В дореформенный период в древнерусском государстве исполнением решений властных органов занимались отроки, мечники и приставы и подвойские судных грамот и княжеского Судебника. В дальнейшем на их смену пришла полиция, на которую были возложены функции принудительного исполнения судебных актов.В период правления Ивана IV должнику стало предоставляться право отработки долга. Именно в то время появилось понятие "долговая кабала" - документ, обязывающий должника вернуть заем или, в случае невозможности, отработать долг физическим трудом [2, с. 144].Помимо возможности отработать долг, в рассматриваемый период возник такой исполнительный инструмент, как правеж. Его сущность заключалась в том, что к должнику, не вернувшему долг в качестве наказания и стимула возвратить полученное стало применяться физическое воздействие. Так, например, судья за невозврат долга в отношении должника выносил такое воздействие физической силы, как битье батогами. Число битья напрямую зависело от размера невозвращенного долга. В дальнейшем, Петром I данная мера взыскания долга была отменена.Второй период, связанный с проведением судебной реформы 1864 г. ознаменовалась созданием самостоятельных лиц, которые осуществляли исполнительную деятельность – судебных приставов, которые были прикреплены к департаментам Правительствующего сената. Руководствуясь нормами Учреждения судебных установлений, в обязанности приставов входило обеспечение исполнения вынесенных судебных актов, исполнение судебных поручений. Также приставы осуществляли доставку судебных повесток участникам судопроизводства и в случае необходимости судебных документов.Судебные приставы должны были соответствовать определенным квалификационным требованиям. Так, они должны были достичь двадцатиоднолетнего возраста, не быть иностранными гражданами, не быть банкротами, признанными в установленном законом порядке, не находится на государевой службе или на иной выборной должности. Для судебных приставов устанавливался испытательный срок в один год и только после успешного прохождения данного срока, пристав принимался на должность. На пристава возлагалась материальная ответственность в виде причиненного своими действиями убытков. Так, для осуществления своей деятельности пристав должен был внести залог из суммы которого по судебному решению возмещались убытки, причиненные приставом. Если суммы залога не хватало для возмещения всех убытков, то они возмещались за счет личного имущества пристава.Для того, чтобы имущество, принадлежащее должнику было изъято и реализовано с торгов, необходимо было провести его опись и арест. Эти функции были возложены на судебных приставов.Следует иметь в виду, что при уездных судах, а также при губернских присутствиях волостных судов, в верхних крестьянских судах не было судебных приставов. В этом случае, их функции были возложены на полицейские органы, а в случае их отсутствия, на приставов окружных судов, что создавало некоторые сложности в оперативности исполнительных действий.В период правления Петра I кредитор должен был взыскивать долг через судебные органы. Для принуждения к погашению долга по судебному решению, должник помещался под стражу.Следующие существенные изменения в исполнительном производстве произошли в период правления Александра II, В период его правления при судебных органах создавались институты судебных приставов, которые осуществляли полномочия по исполнению приговоров о денежных выплатах, наложенных в виде наказания, а также присужденных в качестве возмещения убытков потерпевшим. Кроме этого, судебные приставы обеспечивали исполнение судебных актов, принятых мировыми судьями.Следует отметить, что реформирование деятельности исполнительного производства, в т.ч. организации и работы судебных приставов способствовало тому, что в России была сформирована смешанная модель исполнительного производства.Следующий этап эволюции законодательства об исполнительном производстве и участия в нем судебных приставов относится к периоду советского государства. После Октябрьской революции и установлении советского этапа развития государства, исполнение судебных решений возлагалось на судебных исполнителей. Указанные лица находились в штате судов.В результате Октябрьской социалистической революции в ноябре 1917 г. прекратила свое действие система обеспечения исполнения судебных актов. 7 марта 1918 г. был принят Декрет о суде № 2, закрепивший исполнение судебных актов Красной гвардией.Окончание гражданской войны и переход от политики военного коммунизма к новой экономической политике способствовали преобразованию системы судебных органов РСФСР [3, с. 55].Правовое регулирование деятельности судебных исполнителей осуществлялось положениями ГПК РСФСР 1923 года. Что касается дальнейшего развития исполнительного производства, то следует отметить, что в период развития новой экономической политики исполнительное производство развивалось быстрыми темпами. Это было связано с тем, что в условиях НЭП развивалась торговля.На службу в качестве судебного исполнителя принимались лица, имеющие стаж работы в системе юстиции продолжительностью не менее года. Лицо, не имеющее указанный стаж могло быть принято на должность судебного исполнителя, если оно успешно сдало экзамен при губернском суде.В функции судебных исполнителей рассматриваемого периода входило исполнение судебных актов по гражданским делам, а также решений арбитражных судов и третейских судов. Кроме этого, в их функции входило осуществление исполнительного производства по исполнительной надписи нотариуса.На более позднем этапе развития советского государства, исполнительное производство регулировалось ГПК РСФСР 1964 г. [4], а также отдельными подзаконными актами, например инструкцией Министерства юстиции СССР об исполнительном производстве от 15 ноября 1985 г. Таким образом, в середине восьмидесятых годов была практически сформирована система исполнительного производства советского государства.Законодательство об исполнительном производстве характеризовалось следующими признаками. Прежде всего исполнительное производство являлось государственной деятельностью. Кроме этого, деятельность судебных исполнителей контролировалась органами юстиции, а также Председателем суда, к которым они были приписаны. Такой двойной контроль способствовал повышению эффективности судебных исполнителей и соответственно, всего исполнительного производства. В качестве характерной особенности можно также отметить то, что исполнительное производство представляло собой часть судебного процесса. Также стоит отметить, что исполнительное производство было направлено на защиту прежде всего, государственных интересов, например, путем установления различных ограничений по обращению взысканий в отношении государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов и др.Следующим периодом развития исполнительного производства, а также законодательства об исполнительном производстве является постсоветский период государства.Экономические и политические преобразования конца 80-х - начала 90-х гг. XX в. привели к необходимости изменения системы принудительного исполнения, выявив неэффективность существовавших организационно-правовых форм исполнения, что привело к принятию нового исполнительного законодательства. В рассматриваемый период на смену понятию «судебный исполнитель» пришло понятие «судебный пристав».Впервые судебный пристав был указан в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [5]. В нем было указано, что в заседании Конституционного Суда РФ обеспечение правопорядка осуществляли судебные приставы. Участники судебного процесса обязаны были подчиняться их требованиям.В тоже время, следует отметить, что судебные приставы только обеспечивали правопорядок в судебном заседании, но не осуществляли деятельность по исполнению вынесенных Конституционным Судом судебных постановлений. В 1997 г. были приняты Федеральные законы «О судебных приставах»[6] и «Об исполнительном производстве» [7], которыми была образована служба судебных приставов в составе Министерства юстиции РФ. Таким образом, началом реформирования системы исполнительного производства и возникновения современного института судебных приставов следует считать 1997 год.В соответствии с возложенными целями и задачами судебные приставы классифицировались на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, обязанности которых заключались в исполнении судебных актов. Кроме этого, судебные приставы были наделены рядом соответствующих полномочий, необходимых для осуществления своей деятельности. Им было разрешено применять специальные средства и даже оружие.В качестве отдельного правоохранительного органа, в 2004 году была создана Федеральная служба судебных приставов. Данный государственный орган входил в систему юстиции РФ.Вступивший в силу с 1 февраля 2008 г. новый Федеральный закон «Об исполнительном производстве» [8] помог устранить некоторые нерешенные ранее вопросы правового регулирования исполнительного производства. Благодаря ему, исполнительное производство стало рассматриваться в составе гражданского процесса.Таким образом, изучение истории развития законодательства об исполнительном производстве позволяет сделать вывод о том, что внесение изменений в законодательство об исполнительном производстве способствовало формированию целостной системы законодательства в рассматриваемой сфере. Исторически исполнение судебных актов и актов иных органов развивалось в тесной взаимосвязи с развитием судебной системы, что дает основание говорить о непосредственной связи истории развития судебной системы и исполнения судебных актов. В ходе своего становления и развития служба судебных приставов претерпевает многочисленные организационно-правовые изменения, обусловленные как государственной политикой, так и социально-экономическими предпосылками.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Акинина К.А. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ В РОССИИ // Вестник науки №10 (67) том 3. С. 232 - 239. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10267 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10267



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.