'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 3
  4. Научная статья № 34

Просмотры  31 просмотров

Сюваткина Л.И.

  


ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТАНА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ *

  


Аннотация:
статья посвящена актуальной теме профессиональной самоидентификации учащихся в контексте современной социально-экономической жизни. Автор рассматривает значительные изменения в сфере социально-экономической жизни, которые существенно влияют на процесс профессиональной самоидентификации учащихся. Он обращает внимание на изменения в системе распределения выпускников ВУЗов и СУЗов, которые привели к эпохе безработицы и необходимости более осознанного выбора профессии и профессионального пути. Автор подчеркивает необходимость уделять большее внимание выбору профессии учащимся для успешной адаптации к современным условиям. Главная мысль статьи заключается в том, что современные изменения в сфере работы требуют от учащихся более осознанного подхода к выбору профессии и профессиональной самоидентификации.   

Ключевые слова:
профориентация, профориентационная работа, уроки математики, учащиеся, обучение, урок, адаптация.   


Неотъемлемой актуальностью данной темы обусловлено то, что в последние годы произошли значительные изменения в сфере социально-экономической жизни, которые существенно повлияли на процесс профессиональной самоидентификации учащихся. Такие условия уже не такие, как раньше. Сегодня исчезла привычная система распределения выпускников ВУЗов и СУЗов, взамен наступила эпоха безработицы. Поэтому подросткам необходимо уделять большее внимание выбору профессии и профессиональному пути в целом. Учащимся ставятся перед ними вопросы: как правильно выбрать будущую профессию и учебное заведение? Чтобы этот выбор был настоящим и осознанным, необходима помощь в самоопределении каждого подростка.Важная роль в осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю математике. Содержание предметов «Математика», «Алгебры», «Геометрии» дает возможность учителю ознакомить учащихся со многими профессиями, воспитать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков по математике в профориентационной работе состоит в том, что здесь школьники узнают много разных профессий, где применяется математика.Профессионально-ориентированная работа на уроках математики имеет целью демонстрацию учащимся практического применения математики в разнообразных сферах жизни и профессиях.Например, врачи и медсестры используют математику для расчета дозировки лекарств, определения пульса и артериального давления пациента, анализа результатов тестов и других аспектов своей работы.Проектировщики применяют математику для расчета размеров и геометрии зданий, создания чертежей и моделей, а также для выбора подходящих материалов и их расчета для конструкций.Финансисты используют математику для расчета процентов, инвестиций, прогнозирования рынка и прибыли, а также для анализа данных и статистики.Инженеры в своей работе применяют математику для разработки и проектирования новых технологий, расчета силы и деформации конструкций, оптимизации процессов и тестирования прототипов.Архитекторы пользуются математикой для создания пропорций и симметрии в архитектурных проектах, расчета объемов и площадей зданий, а также для создания планов и эскизов.Ученые применяют математику в различных научных исследованиях, от физики и химии до биологии и экологии, для моделирования и анализа данных, проведения экспериментов и формулирования законов и теорий.Учащимся можно предложить провести исследование о выбранной ими профессии, в котором они продемонстрируют, как математика используется в этой сфере работы. Также можно дать практические задачи, связанные с профессиями, и упражнения на применение математических знаний в реальных ситуациях.Такая работа поможет учащимся осознать важность математики в реальной жизни и вдохновить их на изучение этого предмета для будущих профессиональных достижений.Преподавателю математики рекомендуется активно использовать на уроках задачи, которые возникают в реальной жизни и демонстрируют необходимость математических знаний для различных профессий.Одной из форм профориентации на уроках математики может быть информация о профессиях и их связи с решением задач. Например, в пятом классе можно предложить такие задачи:Бригада из трех рабочих окрасила здание. Первый рабочий окрасил на 17 м2 больше, чем второй. Половина работы второго рабочего составляет 2/3 работы третьего. Сколько денег получил каждый рабочий, если все вместе они окрасили 325 м2, а стоимость окраски 1 м2 составляет 16 коп.?Строительная организация получила сначала 0,2 денег, отпущенных на оплату строительных материалов, затем половину остатка и, наконец, последние 8500 руб. Все поступившие деньги были израсходованы. За кирпич заплатили в 3 раза больше, чем за цемент, а за кровельное железо на 670 руб. больше, чем за кирпич. Какая сумма была уплачена за оплату кирпича?Эти и другие задачи дают возможность учителю рассказать о строительных профессиях.После решения задач можно спросить учащихся, что они знают о профессиях, связанных со строительством. Если родители какого-то ученика работают на стройке, то этому ученику можно поручить подробно изучить работу строителя, ее значимость, трудности и оплату, а затем рассказать об этом в классе. После этого можно организовать посещение учениками стройки и пригласить инженера-строителя рассказать о значимости своей профессии, о различных профессиях в строительной сфере и о роли математики в строительстве.В курсе математики средней школы есть много задач, связанных с работой железнодорожников. Например, при изучении раздела "Решение треугольников" в восьмом классе учитель может предложить задачи на определение угла и высоты подъема железнодорожного полотна и в этой связи рассказать о профессии проектировщика и эксплуатационника. Особый интерес вызывают задачи, связанные с оптимальными расчетами прокладки железнодорожного полотна.При изучении систем уравнений с двумя переменными можно предложить такую задачу:На участке в с км поезд шел х часов со скоростью 50 км/ч, а у часов со скоростью 60 км/ч. Если бы поезд шел х часов со скоростью 60 км/ч и у часов со скоростью 50 км/ч, то он прошел бы 270 км. При каких значениях с задача имеет решение, если х и у должны быть целыми числами?Эту задачу можно переформулировать так, чтобы учащимся потребовалось определить значение с и применить его к конкретным условиям дороги. Например, нужно определить начальный и конечный пункты до 1-го интервала пути, при котором задача имеет определенное решение. Для этого ученикам придется провести исследование, дополнить решение схемой участка железной дороги. Затем можно провести беседы о составлении графиков движения поездов, о работе диспетчера станции, об автоматизации железной дороги и других аспектах этой профессии.В курсе математики средней школы также содержится множество задач, связанных с сельским хозяйством. Например, можно рассмотреть следующую задачу:За один рабочий день уборочный комбайн должен убрать озимую пшеницу с 15 га. С каждого гектара убирается примерно 1,5 тонны пшеницы, так как год 2010 засушливый. Средняя стоимость 1 тонны пшеницы составляет 6000 руб. Сколько денег может заработать фермерское хозяйство благодаря работе одного комбайнера за месяц?Учитель математики готовит учащихся не только к профессиям, тесно связанным с математикой, но и к другим профессиям. Вся работа учителя по развитию математических способностей и расширению знаний учащихся направлена на профессиональную ориентацию. Обучение методам решения задач, изучение теоретических аспектов, элементы истории математики и рассказы о профессиях, где требуются математические знания, все это ориентировано на развитие математического мышления.Для дополнительных занятий можно разработать факультативные занятия.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Сюваткина Л.И. ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТАНА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ // Вестник науки №10 (67) том 3. С. 218 - 223. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10264 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10264



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.