'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 3
  4. Научная статья № 31

Просмотры  24 просмотров

Одинцова Е.А.

  


РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются особенности применения игровых технологий в учебном процессе начальной школы. Раскрывается эффективного применения игровых технологий при формировании познавательного интереса младших школьников. Рассматриваются особенности становления познавательного интереса на уроках в начальной школе.   

Ключевые слова:
школьное образование, познавательный интерес, начальная школа.   


В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям.Игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время, дает активизацию учебно- познавательного интереса и приводит к самостоятельности учеников, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Проблемой разработки способов активизации учебно- познавательного интереса занимались такие ученые, как Константин Дмитриевич Ушинский, Н.А. Беляева, Г.И. Щукина, В. Г. Денисова, Вартанян М. С. и др.Я разработала конспект урока с применением игровых технологий, направленных на решение задач формирования учебно- познавательного интереса у младших школьников. При проведении урока с применением игровых технологий организовала деятельность обучающихся с целью создания условий для формирования учебно-познавательного интереса у младших школьников.Игра – это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной насыщенностью. По мере становления личности ребенка происходит развитие игры.Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр.Учебнo-познавательный интерес является одним из ключевых понятий Нового стандарта на ступени начального общего образования и представляет собой избирательную направленность личности на предметы и явления окружающей действительности.Мной был разработан урок для учащихся 1 класса «Верные друзья и помощники человека». На уроке я организовала деятельность учащихся с применением игровых технологий, направленных на формирование учебно-познавательного интереса. С детьми провела беседу, вспомнили названия домашних и диких животных, провела игровое упражнение «Расшифруй название сказки». Детям очень понравились игры «Чей подарок?», «Помоги животному найти дорогу домой».К проведению урока были подготовлены плакаты «Дикие и домашние животные», раздаточный материал (индивидуальные карточки, карточки для коллективной работы). В ходе проведения урока были использованы мультимедийный проектор, компьютер. Такая подготовка помогла учащимся проявить устойчивый познавательный интерес на уроке, любопытство. Вопросы детей носили осознанный, творческий характер, учащиеся были заинтересованы в ответе, с удовольствием участвовали в играх, помогали друг другу. Младшие школьники размышляли, рассказывали о своем опыте по теме урока, показали достаточно прочные вычислительные навыки, успешно справлялись с предложенными заданиями. Занимательные задания стимулировали творческое отношение к делу, познавательную активность.Групповая форма выполнения творческого задания способствовала воспитания чувства коллективизма, формированию умения договариваться о выполнении общего дела, помогать друг другу. Все дети класса были довольны, с радостью представляли свои ответы.Особое внимание было уделено организации этапа рефлексии деятельности на уроке и самопроверки работы. Учащиеся имели возможность выделить собственные успехи и затруднения при выполнении работы, поставить цель на новом этапе деятельности.Планирование и организация образовательного процесса в начальной школе, проведение урока с применением игровых технологий дало возможность оценить собственную роль, как учителя.Учитель сегодня - организатор, консультант, обладающий организаторскими, креативными, коммуникативными профессиональными способностями. Глубоким и осознанным стало убеждение, что с учениками надо сотрудничать, воспринимать их как субъектов образовательного процесса. Мне удавалось установить с учащимися обратную связь, побудить их к размышлению. Ответы, участие младших школьников в ходе урока отличались оригинальностью, проявленным детским интересом.Учащиеся работали в группе, сотрудничали, оказывая друг другу поддержку.Цель данного урока была достигнута. Практика дала возможность убедиться в том, что необходимо поощрять естественное стремление младших школьников к игровой деятельности, создавать условия для того, чтобы они могли поработать сообща.Среди затруднений наиболее типичными были одновременное видение всего класса, подведение мини - итогов на каждом этапе деятельности, оценки деятельности каждого ученика.Необходимо более внимательно изучать психолого-педагогическую литературу, овладевать навыками педагогического мастерства, развивать комплекс педагогических способностей, в особенности творческих.Познавательный интерес складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования. При этом путь развития интереса в младшем школьном возрасте проходит несколько качественных этапов: от интереса к внешним качествам, свойствам предметов и явлений окружающего мира к проникновению в их сущность. Познавательные интересы – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.В младшем школьном возрасте развитие познавательных интересов имеет свои особенности. Познавательный интерес как мотив учения побуждает ученика к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Развитие познавательных интересов младших школьников должно происходить в доступной для них форме, то есть через применение игр, использование игровых технологий.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Одинцова Е.А. РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №10 (67) том 3. С. 201 - 205. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10261 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10261



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.