'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 3
  4. Научная статья № 29

Просмотры  188 просмотров

Еремина Е.В.

  


ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ КЫРГЫЗСТАНА) *

  


Аннотация:
статья посвящена проблемам функционирования русского языка на постсоветском пространстве (на примере Кыргызстана). На сегодняшний день проекты, направленные на создание за рубежом образовательного русского пространства с сопутствующими этнокультурными составляющими, разработка и осуществление в их рамках необходимых мер и мероприятий, пользуются недостаточным вниманием. Совокупная консолидированная работа государственных органов власти, неправительственных и общественных организаций, фондов, образовательных организаций и локальных центров способна приблизить задачу по поддержке русского языка за пределами России, в том числе, в Кыргызстане к эффективному решению.   

Ключевые слова:
развитие образования, мягкая сила России, российское образование за рубежом.   


УДК 37

Еремина Е.В.

начальник отдела правового обеспечения, эксперт в сфере образования

ФГБОУ «Центр международного сотрудничества

Министерства просвещения РФ»

(г. Москва, Россия)

 

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПОСТСОВЕТСКОМ

ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ КЫРГЫЗСТАНА)

 

Аннотация: статья посвящена проблемам функционирования русского языка на постсоветском пространстве (на примере Кыргызстана). На сегодняшний день проекты, направленные на создание за рубежом образовательного русского пространства с сопутствующими этнокультурными составляющими, разработка и осуществление в их рамках необходимых мер и мероприятий, пользуются недостаточным вниманием. Совокупная консолидированная работа государственных органов власти, неправительственных и общественных организаций, фондов, образовательных организаций и локальных центров способна приблизить задачу по поддержке русского языка за пределами России, в том числе, в Кыргызстане к эффективному решению. 

 

Ключевые слова: развитие образования, мягкая сила России, российское образование за рубежом. 

 

В настоящее время русский язык является одним из наиболее распространенных и важных языков в мире.  Русский язык является одним из важных языков на постсоветском пространстве, включая республику Кыргызстан. Однако, как и многие другие языки, он сталкивается с определенными проблемами в своем функционировании в этом регионе.

На сегодняшний день продвижение российского образования осуществляется как через представительства органов власти в стране, НКО, НПО, фонды, центры открытого образования, культурные центры, так и через экспертов и экспертные площадки.

Продвижение русского языка и российского образования в Кыргызстане и сотрудничество между странами в сфере образования осуществляется в различных формах. Так, в 2022 году было подписано соглашение по осуществлению образовательной деятельности в школе г. Бишкек, построенной ПАО «Газпром» в рамках социальной программы «Газпром – детям». В рамках международного сотрудничества в школе предполагается реализация образовательных программы двух стран.

На постоянной основе проводятся курсы повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного в 19 странах, в то числе, в Кыргызстане. С 2017 года Минпросвещения России реализует гуманитарный проект «Российский учитель за рубежом» (далее - проект), в рамках которого совместно с иностранными органами исполнительной власти в сфере образования обеспечивает деятельность педагогических работников в общеобразовательных организациях иностранных государств. В 2020/21 учебном году в реализации проекта приняли участие 50 российских преподавателей русского языка, литературы, физики, математики, химии, биологии и географии в общеобразовательных организациях Киргизской Республики. Только в 2019-2020 учебном году по данному проекту выехало за рубеж – 98 учителей, в 2020-2021 учебному году - 170, в 2021-2022 учебном году работает 186 учителей, а на 2022-2023 учебный год запланировано 362 учителя различных направлений. Более 76 российских педагогов – участников проекта работают более чем в 50 школах Киргизии, которые расположены в Иссык-Кульской, Джалал-Абадской, Баткенской, Чуйской и Ошской областях.

Российские учителя обеспечивают индивидуальную подготовку обучающихся к олимпиадам различного уровня и оказывают методическую поддержку иностранным учителям в вопросах преподавания русского языка как иностранного. Оператором проекта является ФГБОУ «Центр Международного сотрудничества Министерства просвещения РФ» (Интердом). С 20 по 26 декабря 2020 г. при поддержке Минпросвещения России были организованы образовательно-просветительские экспедиции Программы в Киргизии и Таджикистана, участниками просветительских онлайн-занятий стали более 1000 школьников и студентов из семи школ и одного вуза стран СНГ. Методисты Программы провели научно методические семинары для 123 киргизских и таджикских русистов.

Сотрудничество Кыргызстана и Российской Федерации как в сфере продвижения среднего общего, так и высшего образования.

В российских вузах, включая их зарубежные филиалы, обучается более чем 8600 граждан Кыргызской Республики.

В соответствии с Планом приема иностранцев, лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, гражданам Кыргызской Республики выделено 432 места для обучения в организациях образования в пределах лимита, установленного Правительством Российской Федерации на 2021 год.  По сравнению с 2020/21 учебным годом количество мест увеличилось на 30.

Необходимо отметить, что количество иностранных граждан, обучающихся в российских образовательных организациях высшего образования, постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2020 г. № 2150, в соответствии с которым установлены квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации квоты увеличены почти в два раза: в 2021 году 18 тыс. человек, в 2022 году - 23 тыс. человек и начиная с 2023 года - 30 тыс. человек. 

Полагаем, что вышеизложенное будет способствовать развитию международного сотрудничества в сфере образования, в том числе повышению привлекательности и конкурентоспособности российского образования на рынке образовательных услуг, обеспечению экономики  квалифицированными  специалистами, а также укреплению «мягкой силы».

Как правило, киргизские студенты, обучающиеся в российских вузах в рамках квоты, выбирают такие направления обучения, как экономика, право, информационные системы и технологии, информационные и информационные технологии, строительство и актерское мастерство.

Российско-киргизское сотрудничество успешно развивается также в рамках сетевых университетов ШОС и СНГ.

Сетевая форма обучения является перспективной моделью продвижения образования, так как позволяет аккумулировать усилия нескольких организаций, как российских, так и зарубежных, как образовательных, так и практических для реализации образовательных программ. Такой подход к освоению образовательных программ позволяет решить следующие задачи: экономию денежных средств за счёт объединения усилий нескольких организаций над решением общей задачи; углублённое изучение обучаемыми отдельных образовательных программ, имеющих прикладное или межотраслевое (межгосударственное) значение; приобретение обучаемыми практических навыков и углублённое овладение ими будущей профессией (специальностью).

В Кыргызстане на базе ВУЗов открыты центры образования и школы: (Салымбеков Университет - Центр развития образования Казанского федерального университета).  На базе Кыргызско-Российский Славянского университета (КРСУ) имени Б.Н. Ельцина открыта средняя школа – единственное учебное заведение в Кыргызстане, где можно сдать ЕГЭ.  3 октября 2023 г.  начали свою работу три Центра открытого образования и изучения русского языка в Киргизии. Они открылись в школе «Газпром Кыргызстан» в Бишкеке, средней школе имени В.И. Ленина в Баткене и Иссык-Кульском государственном университете имени К.Тыныстанова в Караколе.

Центры – это новые возможности для жителей, в первую очередь молодежи Кыргызстана, совершенствовать свои языковые, коммуникативные и социокультурные компетенции. Торжественное открытие ЦОО состоялось в рамках Международного российско-киргизского форума учителей, прошедшего 2-3 октября в Бишкеке в «Школе Газпром Кыргызстан».   Сотрудничество между Россией и Кыргызстаном строиться и по направлению строительства Российской Федерацией образовательных учреждений для Республики.  Такое строительство могло бы решить проблему дефицита учителей в школах и дефицит отсутствия в достаточном количестве самих школ.  Помимо указанного,  актуальным стало бы увеличение количества для Кыргызстана бюджетных мест в высших учебных заведениях России - на педагогические специальности, и прохождению педагогической практики лучшими выпускниками педвузов Республики в школах России. В сфере среднего общего образования аналогичные практики уже реализуются. Так, в ноябре 2022 года в Россию впервые приехали киргизские школьники в рамках реализации первой дополнительной общеобразовательной программы социально-гуманитарной направленности «Интердом – детям Кыргызстана». В течение трех месяцев 14 кыргызстанских детей с 7 по 8 классы обучались в международной школе «Интердом». Для лучшего погружения в русскоязычную коммуникативную среду и большего взаимодействия с русскими сверстниками кыргызские школьники находились в совместных учебных группах. Итоги реализации программы подвели на встрече в Посольстве Кыргызской Республики в Москве Чрезвычайный и Полномочный Посол Кыргызской Республики в Российской Федерации - Гульнара - Клара Самат.                                   

2023 год был объявлен годом русского языка как языка межнационального общения в странах СНГ (решение от 28 октября 2022 г. Об утверждении Плана мероприятий по проведению в Содружестве Независимых Государств в 2023 году Года русского языка как языка межнационального общения). В числе мероприятий, которые активно сейчас реализуются - мероприятия просветительского, образовательного и научно-методического характера, направленные на продвижение, поддержку и укрепление позиций русского языка и образования на русском языке; серия научно-практических конференций, семинаров, круглых столов по вопросам развития современного русского литературного языка; международный круглый стол «Русский язык на пространстве СНГ: перспективы развития»; научный конгресс «Русский язык в глобальном образовательном пространстве стран СНГ»; курсы повышения квалификации для преподавателей русского языка школ и вузов, в том числе с участием специалистов из Российской Федерации и т.д.

Несмотря на насыщенную повестку совместных мероприятий, существуют некоторые проблемы русского языка, его  продвижения на территории страны. Одной из проблем является фактически утрата статуса русского языка в Кыргызстане после получения страной независимости в 1991 году. В советский период русский был одним из государственных языков, используемых в официальных документах и общественной жизни. Однако, с развитием национального самосознания, русский язык стал терять свое положение и стал рассматриваться, в основном, как иностранный язык.

Это привело к тому, что использование русского языка в официальных структурах и образовании снизилось. Как результат, многие русскоязычные школы закрылись, а предложение русского языка в образовательных учреждениях сократилось. Это создает сложности для русскоговорящего населения, особенно для старшего поколения, которое не имеет достаточной поддержки в изучении и использовании русского языка.

Еще одной проблемой является влияние внешних языков, таких как английский и китайский, на русский язык. Глобализация и развитие международных связей приводят к тому, что молодое поколение все больше обращает внимание преимущественно на изучение этих языков. Это может привести к тому, что русский язык может потерять свое существование на постсоветском пространстве.

Несмотря на ограничения в результате изменений в языковой политике и росте национального самосознания, русский язык продолжает играть важную роль в общении и образовании. Разработка балансированной языковой политики и содействие сохранению русского языка в Кыргызстане могут способствовать решению проблем, связанных с его функционированием.

Серьезной проблемой является недостаточное количество носителей русского языка, особенно в сельских районах. С ростом популярности кыргызского языка и укреплением национальной идентичности, многие русскоязычные жители Кыргызстана уезжают за границу или переходят на кыргызский язык в общении. Это приводит к уменьшению числа говорящих на русском языке и сокращению возможностей его использования в различных областях, включая сферу образования и деловые отношения.

Также следует отметить, что русский язык, несмотря на свою официальность, не всегда доступен в региональных медиа и официальных документах. Кыргызский язык преобладает в местных СМИ и рекламных материалах, что затрудняет повсеместное использование русского языка и ограничивает доступность информации на нем.

Для решения данных проблем необходимо предпринять ряд мероприятий. Прежде всего, важно повысить внимание к изучению русского языка на государственном уровне. Образовательные учреждения должны обеспечивать качественное преподавание русского языка и развивать у студентов мотивацию к его изучению.

Кроме того, следует разработать программы и проекты, направленные на сохранение и продвижение русского языка в различных сферах жизни. Необходимо создать специальные курсовые и тренинговые программы для повышения уровня владения русским языком у молодежи. Также стоит содействовать созданию русскоязычных СМИ и расширению информационного пространства на русском языке.

В заключение, проблемы продвижения русского языка в Кыргызстане требуют комплексного подхода и совместных усилий государства, образовательных институтов и общественности. Только через активное и своевременное воздействие можно обеспечить сохранение и укрепление русского языка как значимого фактора в культуре и общественной жизни Кыргызстана.

Однако с учетом развития национального языка - кыргызского, а также возникающих многоязычных сред, необходимы дополнительные меры и формы продвижения русского языка в Кыргызстане. Такие меры могут способствовать развитию двуязычия и повышению языковой компетенции населения, облегчат доступ к информации и позволят русскому языку сохранить свою актуальность и роль в обществе.

Первая форма продвижения русского языка в Кыргызстане - включение его в образовательную систему. Русский язык должен присутствовать на всех уровнях образования - от начальной школы до вузов. Это позволит детям и молодежи получить основы русского языка и овладеть им как вторым языком. Обязательное изучение русского языка в школах сделает его более доступным и позволит сохранить связь с культурным наследием.

Вторая форма продвижения русского языка - создание и поддержка центров и клубов русского языка и культуры. Это места, где люди могут встречаться, общаться на русском языке, изучать его и развивать свои языковые навыки. Такие центры и клубы должны предлагать различные программы и мероприятия, направленные на популяризацию и продвижение русского языка, включая литературные чтения, культурно-просветительские мероприятия и конкурсы.

Третья форма продвижения русского языка - создание и поддержка мультимедийных и интернет-ресурсов на русском языке. Это включает разработку онлайн-курсов, сайтов, форумов, блогов и других ресурсов, чтобы предоставить людям возможность изучать и практиковать русский язык в любое время и в любом месте. Электронные ресурсы могут сделать изучение русского языка более интерактивным и увлекательным.

Четвертая форма продвижения - поддержка международных обменов и сотрудничества. Русский язык должен быть активно использован в официальных и деловых контактах, а также в культурном и научном обмене с другими странами. Участие в международных проектах, конференциях и выставках будет способствовать повышению престижа русского языка и его привлекательности для молодежи.

В целом, принятие этих мер и форм продвижения русского языка в Кыргызстане позволит развить двуязычное образование, облегчить доступ к информации, укрепить культурные связи и расширить возможности для общения и сотрудничества. Это поможет сохранить русский язык как важный и актуальный элемент многоязычной среды Кыргызстана. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Булыгина, М. В. Учебно-познавательный клуб как модель центра открытого образования для обучения русскому языку иностранных студентов / М. В. Булыгина, Е. И. Елизова // Глобальный научный потенциал. – 2021. – № 1(118). – С. 77-80.
  2. Ковтун, О. И. Анализ опыта применения Россией политики "мягкой силы" в регионе СНГ на примере сферы образования / О. И. Ковтун, Я. Р. Буркина, М. А. Иваненко // ЦИТИСЭ. – 2021. – № 4(30). – С. 541-556.
  3. Матевосян, А. Т. Высшее образование как инструмент "мягкой силы" России (на примере Армении) / А. Т. Матевосян // Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. – 2022. – № 2. – С. 56-68.
  4. Писарева, С. А. Региональный научный центр Российской академии образования на северо-западе как пространство интеграции исследований в области образования / С. А. Писарева // Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2018. – С. 11-16.
  5. Норморайтер как профессия // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. №2 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normorayter-kak-professiya-1 (дата обращения: 09.09.2023).
  6. Барабанова С. Образовательное законодательство (проблемы кодификации) // Высшее образование в России. 2004. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnoe-zakonodatelstvo-problemy-kodifikatsii (дата обращения: 13.10.2023).
  7. Коокуева В.В. Финансирование образования в Российской Федерации и в зарубежных странах // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansirovanie-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federatsii-i-v-zarubezhnyh-stranah (дата обращения: 09.10.2023).
  8. Кудилинский М. Н. Особенности правового регулирования государственного контроля в сфере образования // Журнал российского права. 2017. №12 (252). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pravovogo-regulirovaniya-gosudarstvennogo-kontrolya-v-sfere-obrazovaniya (дата обращения: 09.09.2023).
  9. Моисеенко И. В. Проблемы функционирования института парламентаризма современной России // Актуальные вопросы современной науки. 2011. №17-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-funktsionirovaniya-instituta-parlamentarizma-sovremennoy-rossii (дата обращения: 09.09.2023).
  10. Паршикова Т.А., Томахина М.В. Правовая основа государственного управления в сфере образования Российской -Федерации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Современный колледж». 2022. №4 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-osnova-gosudarstvennogo-upravleniya-v-sfere-obrazovaniya-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 09.09.2023).
  11. Пономаренко А.А. Правотворчество органов государственной власти в условиях цифровизации: цели, задачи. принципы / Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravotvorchestvo-organov-gosudarstvennoy-vlasti-v-usloviyah-tsifrovizatsii-tseli-zadachi-i-printsipy (дата обращения: 09.09.2023).
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Еремина Е.В. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ КЫРГЫЗСТАНА) // Вестник науки №10 (67) том 3. С. 183 - 193. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10259 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10259



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.