'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 3
  4. Научная статья № 28

Просмотры  38 просмотров

Григорьев Ю.В., Фадеева К.Н., Санжикова С.Я.

  


АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОБНОГО ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ИНФОРМАТИКЕ *

  


Аннотация:
в настоящее время результаты Единого государственного экзамена по информатике являются одним из критериев отбора абитуриентов в высшие учебные заведения по направлениям, связанным с информатикой и информационным технологиям. Анализ результатов Единого государственного экзамена по информатике позволит выявить причины ошибок при решении заданий данного экзамена и разработать методику устранения «пробелов» в знаниях абитуриентов.   

Ключевые слова:
единый государственный экзамен, информатика.   


Поступление в высшие учебные заведения нашей страны проходит, в том числе, по результатам единого государственного экзамена. Поэтому обучаемые старших классов хотят знать уровень своей подготовки, необходимый для сдачи единого государственного экзамена. Практически каждый крупный вуз проводит пробные экзамены в форме ЕГЭ [1]. Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева также организует такие экзамены. Цель исследования: анализ результатов пробного ЕГЭ по информатике среди абитуриентов Чувашской Республики.Задачи исследования:1. Проанализировать контрольно-измерительные материалы Единого государственного экзамена по информатике. 2. Обосновать соответствующие критерии для оценки результатов пробного ЕГЭ по информатике.3. Провести анализ результатов пробного ЕГЭ по информатике.Проанализируем контрольно-измерительные материалы Единого государственного экзамена по информатике на предмет принадлежности изучаемым в средней школе темам.Задания ЕГЭ по информатике можно условно разделить по следующим темам: моделирование – задание 1; логика – задания 2 и 15; базы данных – задание 3; кодирование – задание 4, 7 и 11; алгоритмы и исполнители – задания 5, 6, 12, 16 и 23; системы счисления – задания 8 и 14; обработка файлов в табличных редакторах – задания 9, 17 и 18; поиск в файлах – задание 10; компьютерные сети – задание 13; теория игр – задание 19, 20 и 21; программирование – задания 22, 24, 25, 26 и 27. Хотя некоторые задания можно решить с помощью программ, например, задания 2, 15 и др. [2].Выделим обобщенные критерии анализа результатов пробного ЕГЭ по информатике:1) измерение количества информации, кодирование и системы счисления;2) логика, моделирование и теория игр;3) электронные таблицы и базы данных;4) алгоритмизация и исполнители;5) программирование.Задания, не попавшие в перечисленные выше критерии, будут подвергнуты общему анализу вне заявленных выше критериев.Обоснуем объединение указанных выше тем в заявленные критерии.Первый критерий тесно связывает темы измерения количества информации, кодирования и систем счисления посредством двоичной системы счисления, которой оперируют компьютеры для представления и обработки информации. В этот критерий мы занесем результаты заданий с номерами 4, 7, 8, 11 и 14.Второй критерий тесно связывает темы алгебры логики, моделирования и теория игр посредством логических рассуждений при решении задач такого типа. В этот критерий мы занесем результаты заданий с номерами 1, 2, 15, 19, 20 и 21.Третий критерий, объединяющий электронные таблицы и базы данных, основан на таких общих методах обработки информации как сортировка, фильтрация. В этот критерий мы занесем результаты заданий с номерами 9, 17 и 18.Четвертый критерий посвящен алгоритмам, исполнителям, которые выполняют эти алгоритмы, как правило, в словесной форме. В этот критерий мы занесем результаты заданий с номерами 5, 6, 12, 16 и 23.Пятый критерий посвящен программированию. В этот критерий мы занесем результаты заданий с номерами 22, 24, 25, 26 и 27.Для анализа результатов исследования был проведен пробный ЕГЭ по информатике на базе факультета физико-математического образования, информатики и технологий. Данный пробный экзамен проводится в автоматизированной форме на базе LMS Moodle. Тест LMS Moodle, включающий задания ЕГЭ по информатике, позволяет автоматически проверять результаты их выполнения обучаемыми. Все задания ЕГЭ по информатике являются заданиями открытого типа, ответ на которые подразумевается в виде числа или текста, к заданиями могут прилагаться файлы в различных форматах.В ходе проведения пробного ЕГЭ по информатике среди учащихся 11 классов г. Чебоксары Чувашской Республики были получены следующие округленные данные: доля правильных ответов на задания базового (таблица 1), повышен_x001F_ного (таблица 2) и высокого (таблица 3) уровня. Таблица 1. Доля правильных ответов на задания базового уровня (в %)№ задания_x0007_1_x0007_2_x0007_3_x0007_4_x0007_5_x0007_6_x0007_7_x0007_8_x0007_9_x0007_10_x0007__x0007_Процент_x0007_83_x0007_69_x0007_69_x0007_76_x0007_21_x0007_31_x0007_52_x0007_14_x0007_3_x0007_76_x0007__x0007_Таблица 2. Доля правильных ответов на задания повышенного уровня (в %)№ задания_x0007_11_x0007_12_x0007_13_x0007_14_x0007_15_x0007_16_x0007_17_x0007_18_x0007_19_x0007_20_x0007_21_x0007_22_x0007_23_x0007__x0007_Процент_x0007_66_x0007_31_x0007_52_x0007_38_x0007_45_x0007_59_x0007_3_x0007_21_x0007_69_x0007_62_x0007_52_x0007_62_x0007_34_x0007__x0007_Таблица 3. Доля правильных ответов на задания высокого уровня (в %)№ задания_x0007_24_x0007_25_x0007_26_x0007_27_x0007__x0007_Процент_x0007_17_x0007_38_x0007_0_x0007_0_x0007__x0007_По каждому критерию вычислялся средний процент от группы заданий критерия. Например, для первого критерия, включающего задания 4, 7, 8, 11 и 14, средний процент равен (76 + 52 + 14 + 66 + 38) / 5 = 49. Результат вычисления по каждому критерию приведен в таблице 4.Таблица 4. Распределение набранных баллов по интерваламКритерий_x0007_Доля в %_x0007__x0007_Измерение количества информации, кодирование и системы счисления_x0007_49,0_x0007__x0007_Логика, моделирование и теория игр_x0007_63,2_x0007__x0007_Электронные таблицы и базы данных_x0007_24,1_x0007__x0007_Алгоритмизация и исполнители_x0007_35,2_x0007__x0007_Программирование_x0007_24,1_x0007__x0007_Из таблицы 4 видно, что наиболее низким показателем обладают критерии «Электронные таблицы и базы данных» и «Программирование» – 24,1%. Причиной низкого значения может быть разнообразие предлагаемых в данных темах задачах и больший объем знаний, необходимых для их решения.Наибольшее значение показал критерий «Логика, моделирование и теория игр» – 63,2%. Причиной такого высокого значения является высокий процент выполнения заданий с номерами 19, 20 и 21 (теория игр). Выводы.В результате исследования нами были выделены следующие темы, проверяемые на ЕГЭ по информатике: моделирование, базы данных, кодирование, алгоритмы и исполнители, системы счисления, обработка файлов в табличных редакторах, поиск в файлах, компьютерные сети, теория игр, программирование.Затем по данным темам были выделены обобщенные критерии: измерение количества информации, кодирование и системы счисления; логика, моделирование и теория игр; электронные таблицы и базы данных; алгоритмизация и исполнители; программирование.После выделения указанных критериев был проведен пробный ЕГЭ по информатике и результаты этого экзамены были оценены по заданным критериям. Нами было выявлено, что задания «сложных» тем, требующих большего объема усвоения учебного материала показывают у обучаемых более низкие результаты.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Григорьев Ю.В., Фадеева К.Н., Санжикова С.Я. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОБНОГО ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ИНФОРМАТИКЕ // Вестник науки №10 (67) том 3. С. 177 - 182. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10258 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10258



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.