'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 3
  4. Научная статья № 27

Просмотры  40 просмотров

Гашимова А.Ф.

  


ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ НА ОСНОВЕ STEM-ПОДХОДА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ *

  


Аннотация:
в статье проводится теоретический анализ проблемы организации обучения химии на основе STEM-подхода в средней школе, определяются основные модели и подходы, которые применяются в современном образовательном процессе.   

Ключевые слова:
STEM-подход, обучение химии, организация обучения на основе STEM-подхода.   


В российской практике на сегодняшний день использование принципиально новых образовательных технологий возможно лишь в рамках внеурочной деятельности, которая не является обязательной для школьников, а, значит, не может превратиться в устойчивую систему, которая гарантирует всестороннее развитие учащихся, которое осуществляется в соответствии с современными запросами государства и общества [5, с. 52-54].Многие образовательные программы современности, которые разрабатываются в зарубежных странах, основываются на применении и внедрении так называемого STEM-подхода, который позволяет школьникам комплексно и интегрировано получать знания по естественнонаучным и математико-инженерным учебным дисциплинам, что чрезвычайно удобно для формирования целостного представления об окружающем мире без необходимости постоянно обращаться к знаниям из других учебных предметов [4, с. 50]. Невзирая на то, что многие российские общеобразовательные учреждения имеют недостаточно развитую ресурсную и материально- техническую базу для внедрения в свои образовательные процессы STEM- подхода, современные и креативные педагоги и руководители образовательных организаций понимают необходимость этого, а потому предпринимают попытки организовать применение STEM-подхода хотя бы в рамках внеурочной деятельности [12, с. 37]. Основной смысл применения STEM-подхода в средней школе заключается в том, чтобы школьники не просто были включены в интересную практическую деятельность, которая позволяет им освоить новые информационные и иные технологии, необходимые в дальнейшем для успешной работы в крупных компаниях, которые осуществляют постоянное инновационное развитие, но и в полной мере осознавали, что мир вокруг – это единое целое, все процессы взаимосвязаны и должны изучать исключительно в этой взаимосвязи [3, с.93].Фактически STEM-подход, который внедряется в образовательный процесс в средней школе, совмещает в себе собственно учебный процесс, профессиональный и личностный рост и будущие карьерные возможности школьников, о которых они еще не знают. Именно в момент участия школьника в программах STEM-образования они начинают накапливать тот опыт и те знания, которые помогут им адаптироваться в дальнейшем в высокотехнологичном мире, который будет постоянно развиваться и определяться уровнем формирования инноваций [6, с. 7].Принципиально важно для учащихся средней школы и то обстоятельство, что в рамках применения STEM-подхода преподавание таких основных учебных предметов как математика, физика, химия, биология и информатика осуществляются в едином информационном пространстве [8, с. 261].Особенностью современного применения STEM-подхода в российских средних школах является то, что в современной образовательной системе практически отсутствуют педагоги, которые в полной мере компетентны в данном вопросе и обучены организовывать образовательный процесс в рамках такой формы обучения [2, с. 45].Важно понимать, что для того, чтобы эффективно изучать химию, недостаточно знать и понимать отдельные теоретические аспекты. Кроме того, даже практически опыты, которые проводятся на уроках химии, не до конца позволяют понимать все значимые моменты, которые включает в себя данная учебная дисциплина.Без прикладного изучения химии смысл в получении знаний фактически теряется. Для изучения химии важно, чтобы каждый участник образовательного процесса был в полной мере включен в различные учебные задачи, осознавал, что его участие может принести пользу всему проекту.Занятия химией в рамках применения STEM-подхода могут включать в себя создание собственных химических продуктов посредством применения имеющихся в образовательном учреждении материалов и оборудования. Данный процесс является групповым и строго контролируется учителем. При этом очень важно, чтобы каждая задача, которая будет решаться в рамках данного процесса, была основана на применении инженерных технологий [7, с. 192].Одним их основных методов обучения химии в рамках STEM-подхода является моделирование, которое предполагает, что каждый учащийся создает собственную или групповую модель химического соединения из различных материально-технических средств, использует оборудование для ее создания. В процессе учащийся получает практические знания о том химическом соединении, модель которого он создает [10].Другой метод обучения химии в рамках STEM-подхода – это создание ситуаций для развития критического мышления учащихся. Данный метод основан на взаимодействие двух учебных дисциплин – химии и информатики. Учащийся осуществляет поиск разных версий информации об определенном химическом явлении, осуществляет сравнение этих версий и выделяет наиболее интересные и правильные, на его взгляд, теории.Многие учителя химии, которые работают в рамках STEM-подхода, применяют еще один метод обучения – использование интерактивных модулей, которые позволяют с помощью компьютерных технологий не только проводить занятия, но и осуществлять проверку знаний школьников по конкретным темам. Для этого используются различные сервисы, которые позволяют создавать собственные задания, проводить тестирование, создавать наглядные, демонстрационные материалы для проведения интерактивных уроков, записывать видеоролики и т.д. [1, с. 34].При организации занятий по химии в рамках применения STEM- подхода важно учитывать, что не каждый школьник может быть сразу готов к такой форме работы, поэтому ему необходима грамотная подготовка и адаптация.Обучение в средней школе на основе STEM-подхода имеет некоторые особенности организации, связанные, прежде всего, с готовностью образовательного учреждения к принятию инновационных методов и форм построения образовательного процесса.Внедрение STEM-технологий в традиционный образовательный процесс может быть обеспечено на различных уровнях (рисунок 1) [11]./Рисунок 1. Уровни внедрения STEM-технологий в традиционный образовательный процесс.В том случае, если STEM-подход будет закреплен как обязательный на законодательном уровне и внесен в Федеральный закон «Об образовании», а также в ГОСТ, все школы будут обязаны включать его в свою деятельность, что, с одной стороны, создаст проблемы для реализации, а, с другой, – даст возможность сформировать универсальную методику внедрения, которая также будет закреплена на законодательном и государственном уровнях и станет основой для формирования методических рекомендаций для руководителей общеобразовательных учреждений и педагогов [9, с. 185].Если на законодательном и государственном уровне будет осуществлено массовое внедрение STEM-подхода в образовательную деятельность, каждая школа будет обязана, получив специальное финансирование и методические рекомендации, полноценно организовать условия для эффективного проведения занятий в рамках данного подхода. В частности, принципиально важно [8, с. 194]:закупить специальное дополнительное оборудование для проведения занятий по предметам математического и естественнонаучного цикла в рамках STEM- подхода;организовать обучение педагогов инновационным образовательным технологиям и провести аттестацию на возможность применения STEM- подхода в педагогической практике;переработать существующие учебные программы и учебные планы, выделив конкретные объемы учебных часов основной образовательной деятельности под проведение занятий в рамках STEM-подхода;организовать дополнительные внеурочные занятия, которые будут направлены на реализацию интегрированного образовательного процесса, для тех учащихся, которые серьезно заинтересованы в инновационных формах обучения.Таким образом, особенность применения STEM-подхода в средней школе заключается в том, чтобы школьники не просто был включены в интересную практическую деятельность, которая позволяет им освоить новые информационные и иные технологии, но и в полной мере осознавали, что мир вокруг – это единое целое, все процессы взаимосвязаны и должны изучать исключительно в этой взаимосвязи. Специфика организации обучения на основе STEM-подхода связана с готовностью образовательного учреждения к принятию инновационных методов и форм построения образовательного процесса; с необходимостью перестройки учебных классов для проведения занятий интерактивного и проектного типа; с методами преподавания STEM, которые существенно отличаются от традиционного для постсоветского пространства подхода к естественно-математическому образованию и поэтому необходимы курсы повышения квалификации педагогов, которые принимают участие в реализации STEM-подхода в образовательной организации.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Гашимова А.Ф. ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ НА ОСНОВЕ STEM-ПОДХОДА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ // Вестник науки №10 (67) том 3. С. 168 - 176. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10257 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10257



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.