'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 3
  4. Научная статья № 26

Просмотры  79 просмотров

Гарифуллина Н.В.

  


СЦЕНАРИЙ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ *

  


Аннотация:
в работе представлен один из видов проектной деятельности обучающихся на уроках литературы – написание сценария. Дан подробный алгоритм выполнения этапов проекта и образец листа – шаблона для оформления портфолио проекта.   

Ключевые слова:
проект, литература, драматизация, сценарий, критическое мышление, творчество.   


Литературное образование играет важную роль в формировании личности. На современном этапе обучения для учителя литературы становится актуальной проблема повышения интереса ребёнка к предмету. Как же повысить мотивацию ученика к изучению литературы? Один из методов решения данной проблемы – это проектная деятельность. Вовлеченный в проектную деятельность ученик решает множество самых разнообразных задач, которые помогают развитию навыков поиска и обработки информации, критического мышления, групповой работы и лидерства. Одним из видов проектной деятельности на уроках литературы может быть написание сценария. Сценарий – это литературно-драматическое произведение, основа для создания кинофильма, телефильма, спектакля или другого представления. Результатом ученического проекта может стать сценарий для ролика, фильма или же школьного спектакля. Такая форма работы приучает ребенка к самостоятельной, поисково-творческой деятельности, развивает умение анализировать литературное произведение, обогащает речь, расширяет кругозор. В отечественной педагогике прием драматизации освещен в трудах Соловьевой Е.Е., Львова М.Р., Кубасовой О.В., Зепаловой Т.С. и других методистов. В методической литературе по составлению сценария можно найти различные варианты. В качестве рабочей тетради можно использовать «Учимся писать сценарий» А.В.Калеушевой. Вводить подобные проекты можно в уже 5-6 классах, постепенно знакомя с алгоритмом написания сценария и театральными терминами. Как и все проекты, по времени исполнения может быть краткосрочным и долгосрочным, от проекта на уроке до годового. По форме организации работы – индивидуальным, парным или групповым. Для написания сценария предпочтительнее брать произведения небольшие по объему или же фрагменты крупных произведений. На начальном этапе будет уместным использование ролевой игры. Например, представьте себе, что вы известный сценарист и к вам обратился режиссер знаменитого театра (кинокомпании) с просьбой написать сценарий к… . Такая формулировка помогает ребенку поставить цель и увидеть свою задачу. Не следует стремиться к тому, чтобы дети сразу выполнили все этапы сценария. К конечному результат нужно идти постепенно. Как известно, сценарий включает в себя описательную часть и визуальную. В описательную часть входят такие элементы, как тема, среда, персонажи, конфликт, кульминация, финал. В визуальную – сцена, кадр.Оформить портфолио проекта поможет специальный лист – шаблон, который приведет работу в систему. Лист-шаблон1. ТемаЯвление_x0007_Вопросы_x0007_Ответы_x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_2. Среда1. Для чего я пишу сценарий? (фильм, спектакль, мультфильм, видеоролик) 2. Какие места больше всего подходят для темы моего сценария? 3. Персонажи1. Сколько действующих лиц в отрывке?2. Кто главный герой?3. Какой характер у этого человека? 4.Чем он увлекается? Что ему нравится делать? 4.Цель1.Имя персонажа.2.Какая цель у этого персонажа? 3.Что он делает для достижения своей цели? Какие совершает действия? Меняется ли цель в ходе истории? Если меняется, то как? 5. КонфликтКакие препятствия (конфликты) возникают у героя? 6. Кульминация Конфликт/препятствие: Способ решения этого конфликта/препятствия 7. Финал Чем заканчивается эта сцена?8.Сцена (коротко опиши, что происходит в этой сцене) Подробности: Напиши про каждого героя, какие действия он совершает? Он идет или стоит? Он куда-то смотрит? 9. Реплики героевПроцесс работы над сценарием начинается с определения темы. Тема – это то, о чем мы рассказываем в нашей истории. Тема может быть узкой и широкой. Например, дружба или игра. Тема записывается в графе «Явление». Это задание направлено на работу с текстом. Учащиеся в ходе его выполнения учатся обобщать, выделять главное, задавать вопросы и отвечать на них. Например: игра – это забава, развлечение, от которого человек получает удовольствие, пользу.Следующий этап – это определение среды. Когда мы пишем сценарий, нам важно понимать, в каком мире живут наши действующие лица, наши персонажи. В ходе выполнения этого упражнения ребята учатся видеть место действия, время, эпоху. Например, работая над сценарием к рассказу В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет», ребята начинают более полно видеть эпоху, быт людей того времени, включаются в поисково-творческую деятельность.Следующие этапы – определение персонажей и их целей. Ценность этого вида работы заключается в том, что ребята учатся анализировать литературного героя, выделять авторскую позицию, становятся более внимательными к слову, к средствам выразительности. Каждый персонаж имеет цель. Именно к ней он стремится на протяжении истории. Бывает общая цель у нескольких персонажей, а бывает своя цель у каждого героя. Кроме того, цели могут меняться, пока длится история. Анализируя героев и их цели обучающиеся, сталкиваются с такими понятиями, как поиск смысла жизни, самовоспитание и т.д., что говорит об их личностном развитии. На следующем этапе работы над проектом, обучающиеся сталкиваются с таким понятие, как конфликт. Персонаж в ходе истории должен действовать: что-то говорить, что-то делать. Чтобы он мог совершать действия, ему надо встречаться с какими-то препятствиями. Это могут быть какие-то обстоятельства или другие герои. Препятствие (конфликт) мешает персонажу достичь своей цели, или меняет одну цель на другую. Например, в сказке-были К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» конфликт возникает между Филькой и конем. Кульминация – это самый напряженный момент твоей истории. Кульминация – это момент, когда наступает перелом во взаимоотношениях между героями истории. Иногда кульминацией может быть момент преодоления героем препятствия, которое мешает ему достичь своей цели. Разрешением конфликта в произведении К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» является сцена примирения Фильки с конем и нравственного, духовного преображения героя. Следующий этап - работа над сценами. Сцена – это отрывок нашей истории, который состоит из кадров. Действие при этом происходит в одном и том же месте и в одно и то же время.Последний этап - это защита проекта. Итак, привлечение учащихся к сочинению сценария, драматизации позволяет раскрыть творческие способности детей. Благодаря приобщению к художественной литературе на таких уроках исподволь происходит развитие речи школьников: обогащение активного и пассивного словарного запаса, формирование навыков использования правильного литературного языка, развитие памяти, внимания, раскрепощение и приобретение опыта публичного выступления.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Гарифуллина Н.В. СЦЕНАРИЙ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ // Вестник науки №10 (67) том 3. С. 162 - 167. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10256 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10256



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.