'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 3
  4. Научная статья № 25

Просмотры  80 просмотров

Бычкова А.В.

  


ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ *

  


Аннотация:
в статье описываются особенности формирования естественнонаучной грамотности младших школьников. Приводятся разные трактовки определения понятий «естественнонаучное образование», «естественнонаучная грамотность». Определены педагогические условия формирования естественнонаучной грамотности младших школьников, описаны приемы формирования естественнонаучной грамотности.   

Ключевые слова:
естественнонаучная грамотность, исследовательские умения, наблюдения, опыты, практические знания, умения.   


В настоящее время естественнонаучная грамотность является главной составляющей общей образованности и компетентности каждого человека. Это обусловлено тем, что в последнее время все больше внимания уделяется проблеме взаимоотношении человека и окружающей среды, взаимовлиянию окружающей среды и человека. Человек, как указывал В.А. Сухомлинский, преобразователь по своей природе, ему свойственно углубляться в законы окружающей среды, подстраивать ее «под себя – под свои потребности» [2, с. 128]. Для того, чтобы существовала гармония между человеком-преобразователем и природой, он должен обладать естественнонаучной грамотностью, которая «не появляется» из неоткуда, а формируется в процессе познания человеком окружающего мира, в ходе обучения и воспитания. Наиболее оптимальным периодом для формирования естественнонаучной грамотности является младший школьный возраст. Цель формирования естественнонаучной грамотности младших школьников состоит в формировании экологической грамотности, экологически уравновешенных привычек, поведения и образа повседневной жизни. Ее достижение предполагает реализации следующих задач:осознание учащимися необходимости сбалансированного развития нашей страны и причастности каждого к проблемам окружающее среды и жизни общества;усвоение детьми знаний о взаимосвязях в природе и обществе;организация действий учащихся и формирование у них естественнонаучной грамотности;развитие у детей отношения к экологическим проблемам как личностно важным, связанным с собственной системой ценностей, а также желание действовать в этом направлении.Формирование умений расширяет содержание естественнонаучного образования, ориентируя его на широкий круг вопросов, связанных с обеспечением условий жизнедеятельности учащихся начальной школы. Это содержание раскрывается по темам:1) «Отношения» – ищем и чувствуем путь в гармонизации своих отношений с окружающими;2) «Мусор» – изучаем проблему мусора в доме, территории школы, родном крае, ищем пути для их решения;3) «Вода» – измеряем собственные расходы воды и стараемся сократить их;4) «Энергия» – исследуем энергозатраты в семье и школе, начинаем экономить электроэнергию;5) «Растения» – заботимся о растениях в доме и вне его и т.д.Процесс познания природы и ее законов, указывает Г.М. Воронина, осуществляется путём наблюдений и открытий. Чувство красоты, понимание природы не приходит само собой. Наиболее полно обеспечивают творческое развитие каждого ученика индивидуализация и дифференциация обучения. Большое внимание уделяется развитию наблюдательности, пробуждению фантазии младшего школьника, навыкам проведения экспериментов, решению творческих задач, выработке умений сравнивать, анализировать [1, с. 48].Формирование естественнонаучной грамотности младшего школьника происходит в интегрированной форме, что предусматривает включение в разные виды учебных дисциплин, а также во внеурочную деятельность методы и приемы, способствующие овладению младшим школьником необходимой системой естественнонаучных знаний. На интегрированных уроках младшие школьники не только знакомятся с естественнонаучным материалом, но и раскрывают взаимосвязи между объектами природы, объясняют взаимосвязи компонентов системы: «человек-общество-природа», учатся обращаться с окружающей средой, а также знакомятся с правилами поведения в природе. Можно назвать следующие виды деятельности, направленные на формирование естественнонаучной грамотности младшего школьника:рассказы, изображающие различные явления в природе или действия по охране и украшению природы;проведение ремонта или ремонта предметов быта на территории школы (работа на природе), а также утилизация (ремонт книг и т.п.);создание произведений изобразительного искусства на основе впечатлений от природы и деятельности людей на природе;общение с природой, установление свободного контакта с объектами мира растений и животных – наблюдение, исследование, уход за ними, сложная деятельность, включающая в себя приручение и подчинение их определенному положению;экспериментирование – практическая познавательная деятельность, сочетающаяся с выражением своего мнения в результате наблюдения за определенными объектами или явлениями окружающей среды либо природы;проблемные задания, требующие поиск ответов на поставленные вопросы посредством практической деятельности младших школьников;организация дискуссий – обмен мнениями по некоторым сведениям, связанным с природой и интересными и тайными эффектами, уточнение своего понимания природы посредством беседы;просмотр телепередач и картинок о природе, чтение небольших произведений – виды деятельности, уточняющие и влияющие на сложившееся у младших школьников представление о природе и т.д.Работу по формированию естественнонаучной грамотности младших школьников проводят в системе, основной упор делая на исследовательских и практических видах деятельности, так как только посредством непосредственного общения с природой, происходит осознание младшими школьниками системы взаимосвязей и взаимовлияние всего, происходящего в окружающей среде. Так, например, применение в работе с младшими школьниками опытов и исследовательской деятельности, позволяет учащимся самостоятельно сформулировать выводы о тех или иных явлениях, за которыми они осуществляют наблюдения, выделить главное, связать внешние и внутренние факторы и сформулировать конкретные выводы на основе проводимого опыта. К примеру, опыт с таянием снега при определенной температуре воздуха. Младшие школьники осуществляют пробы, помещая снег в разные температурные режимы. Проводя наблюдения, они фиксируют время наступления таяния, длительность, измеряют количество испарений. Далее посредством операции сравнения они приходят к выводу, что таяние снега происходит быстрее при более высоких температурах, однако процесс испарения замедляется там, где температура воздуха ниже. Проблемные задания и вопросы, используемые педагогами на уроках математики, уроках окружающего мира, технологии и т.д. позволяют сформировать у младших школьников представления о том, что все в окружающей среде взаимосвязано и взаимообусловлено. Например, на уроке математики перед младшими школьниками ставится проблемная задача: сколько будет вытеснено из полного десятилитрового ведра воды, если туда опустить кирпич весом в 1 кг. На уроке окружающего мира младшим школьникам можно предложить провести собственное исследование, которое позволит на практике вытеснить определенный объем воды из ведра с помощью кирпича. Урок позволит получить младшими школьниками правильное представление о вытеснении воды и опровергнуть часто встречающееся ошибочное мнение, что, чем тяжелее предмет (или человек), тем выше поднимается уровень воды при его погружении в воду.Большую роль в формировании естественнонаучной грамотности играют экскурсии в природу и заполнение календарей наблюдений по результатам ее проведения. Также можно предложить младшим школьникам провести самостоятельное наблюдение за определенным явлением природы – например длительностью светового дня в разное время года – осенью, зимой, весной, летом. Затем при изучении темы «Дни равноденствия» младшие школьники без труда овладеют изучаемым материалом, смогут привести примеры уже из имеющихся собственных наблюдений. Определенное значение имеет формирование естественнонаучной грамотности младших школьников на материалах региона проживания. Рассказ ребенка и описание его впечатлений от природы способствует развитию его воображения и помогает уточнить его представления о природе. Способность чувствовать и воспринимать красоту природы не приходит сама собой, ее развитие и превращение в приятное занятие осуществляется с помощью родителей и педагогов. Поэтому наблюдение за их самостоятельными действиями, анализ их содержания позволяет определить уровень естественнонаучной грамотности младших школьников. Подводя итог, можно сказать, что целями формирования естественнонаучной грамотности младших школьников являются формирование знаний об ответственности за окружающую среду, признание природы национальной и общечеловеческой ценностью и ответственного отношения к ней, изучение природы реальной жилой среды и обучение предотвращению возможных последствий, возникающих из-за изменение условий окружающей среды, и в то же время получать удовольствие от окружающей среды через воспитание чувства милосердия ко всем объектам природы.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Бычкова А.В. ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №10 (67) том 3. С. 156 - 161. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10255 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10255



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.