'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 3
  4. Научная статья № 21

Просмотры  28 просмотров

Шабалина Е.А.

  


РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕМ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрены проблемы в сфере повышения уровня профессионализма государственных служащих. Представлены предложения по совершенствованию системы переподготовки и повышения профессионализма в органах власти Российской Федерации на примере Министерства науки, высшего образования и молодежной политики.   

Ключевые слова:
государственная служба, система управления, профессионализм государственных гражданских служащих, повышение квалификации, региональный орган исполнительной власти.   


На данный момент современное общество идет по пути устойчивого развития, а это значит, что в этот период наиболее важными задачами являются стимуляция повышения значимости и развития человеческого фактора и оптимизация использования высокопрофессиональных кадров на государственной службе. Главным актуальным вопросом современной России является вопрос повышения уровня жизнеспособности государства и общества на практике, о создании всех возможных условий для решения основных проблем страны, связанных с формированием правового государства и гражданского общества, достижением высокого уровня материальной и духовной жизни людей.Проблема оценки эффективности и повышения уровня профессионализма государственных служащих всегда стоит на повестке дня перед каждым руководителем, ведь эффективное государственное управление требует, прежде всего, формирования высокопрофессионального корпуса государственных служащих. Во многом именно от уровня их профессиональной компетентности, знаний, готовности к служебной деятельности, заинтересованности каждого служащего в результатах своего труда зависит качество и эффективность принятия управленческих решений, устойчивое развитие государства в целом и повышение уровня жизни каждого гражданина в частности. Стоит помнить, что от смысла, вкладываемого в систему государственного управления, от ценностей, утвержденных в этой системе и от уровня профессионализма, будет зависеть ее качество. Таким образом, эффективность государственной службы напрямую зависит от уровня профессионализма государственных гражданских служащих.В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью развития профессионализма государственных служащих и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по повышению уровня их профессиональной компетентности.В ходе анализа программ повышения уровня профессионализма государственных служащих был выявлен ряд существенных проблем и предложены пути их решения:- отсутствие регламентированного срока прохождения программ повышения профессионализма. Проблема отсутствия регламентированного срока прохождения программ повышения квалификации заключается в том, что документами нормативно-правового характера мера повышения квалификации официально не закреплена. Для решения этой проблемы, прежде всего, необходимо вернуть данное условие в Федеральный закон от 29.07.2017 № 275-ФЗ абсолютно для всех лиц, а не только при определённых обстоятельствах. В том числе, для решения данной проблемы предлагается при принятии на работу ввести обязательно условие – предоставление сертификата о повышении квалификации не старше 3-х лет. В таком случае работодатель будет уверен, что будущий государственный / муниципальный служащий регулярно следит за повышением своих навыков и компетенций. Также уже непосредственно при выполнении своих обязанностей работодатель должен следить за проведением повышения квалификации у своих сотрудников. К примеру, организовывать и проводить обучающие курсы и семинары не реже 1 раза в год. Прежде всего, это будет способствовать объединению и сплочению коллектива, во-вторых, наличие разных компетенций у людей будет способствовать обмену опытом и навыками, а впоследствии сотрудники со смежными функциями смогут заменять друг друга на время отпусков / больничных / непредвиденных ситуаций.- отсутствие применения полученных навыков в практической деятельности. Проблема отсутствия применения полученных навыков в практической деятельности заключается в том, что государственные служащие в рамках выполнения своих должностных обязанностей не могут применить полученные данные уже в работе. Для решения данной проблемы, прежде всего, предлагается организовывать и подбирать курсы повышения квалификации, исходя из запросов самих работников. Это позволит государственным служащим подходить к вопросу выбора курсов более ответственно. Также для более продуктивной работы предлагается после обучения проводить тренинги и семинары для закрепления полученных знаний. Такая мера позволит работникам всегда применять полученные навыки в своей деятельности. В том числе работодатель при отправке сотрудников на курсы повышения квалификации должен учитывать специфику их работы и соответственно из предложенных программ выбирать именно те, которые пригодятся самому работнику. Соответственно это сформирует лояльное отношение к руководству, которое формирует группы на обучение исходя из обязанностей сотрудников, а также у самих государственных служащих появится интерес к обучению, сформируется устойчивая мысль что «это не ради галочки», а ради получения новых навыков и компетенций.- относительно невысокая длительность курсов. Проблема невысокой длительности курсов заключается в том, что государственные служащие в силу большого потока рабочих задач не могут дополнительно проходить обучение, время которого рассчитано на более чем 72 часа. В рамках решения данной проблемы предлагается снизить часовую нагрузку обучения в неделю, т.е. обучаться не 10 часов в день, при этом длительность курса составит неделю, а, например, один час в день, но при этом длительность курса будет не неделю, а 4 месяца. Это позволит снизить нагрузку на государственного служащего, а также позволит более комплексно подойти к процессу обучения. Также предлагается сделать некоторые программы дистанционного формата. К примеру, обучение в котором имеются записи лекций, круглых столов или вообще весь курс проводится на онлайн-платформе располагает к себе намного больше, чем очное посещение занятий. Связано это, также, с большими объемами работы у государственных и муниципальных служащих. В том числе обучение онлайн сотрудник может пройти в любое время (по своему усмотрению) уже не ограничиваясь в часах, т.е. при интересной и увлекательной подаче материала специалист может за раз пройти весь курс.- структура курса не включает в себя практическое закрепление полученных знаний. Проблема отсутствия закрепления теории на практике заключается в том, что некоторые курсы повышения квалификации заключают в себе только теорию, без практической отработки. В рамках решения данной проблемы предлагается сделать все курсы по структуре унифицированными – одной структуры. Все обучающие программы повышения квалификации должны включать в себя практическую отработку. На наш взгляд, каждый теоретический блок должен сопровождать применением либо на смоделированных ситуациях, либо непосредственно при выполнении своих должностных обязанностей. - отсутствие общедоступных курсов. Проблема отсутствия общедоступных курсов заключается в том, что некоторые курсы повышения квалификации имеют неоправданно высокую стоимость. В рамках решения данной проблемы предлагается для сотрудников государственной и муниципальной службы сделать обучающие курсы бесплатными, либо с частичной оплатой. Такая система действует на базе ГБУ «Кузбасская школа управления» в рамках реализации Президентской программы. Так, например, оплата обучения Президентской программы производится после зачисления на программу по договору между специалистом (или организацией, направляющей специалиста) и образовательной организацией. Стоимость обучения для организации, направляющей специалиста, или самого специалиста составляет 34% от общей стоимости обучения. Также была обнаружена еще одна неочевидная проблема – это личная незаинтересованность государственных и муниципальных служащих в обучении. Данная проблема аккумулирует в себе вышеперечисленные проблемы: многозадачность работы, недоверие к курсам, отсутствие практического применения полученных навыков, дополнительно затраченное время. В качестве повышения мотивации сотрудников предлагается разработать балльную систему поощрения сотрудников и штрафную в том числе. В случае отсутствия отметки о прохождении курса руководитель вправе применить к сотруднику систему штрафов и издержек, например, лишение премии. В случае, наоборот, успешного прохождения курсов руководитель вправе ввести систему поощрения, например, назначение премии или систему баллов, например, каждый пройденный курс равен 10 баллам. При накоплении определенного количества баллов сотрудника следует поощрить. В ходе проведения анализов трудов отечественных исследователей, было выделено, что определение «повышение квалификации государственных служащих» не сформировано, а является лишь одной статьей в Федеральном законе от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Отсутствие определения свидетельствует о том, что данной сфере уделяется недостаточное внимание. Развитие профессиональных качеств и приобретение новых компетенций государственных служащих должно зависеть от руководства органа или организации, но, как правило, относится к зоне ответственности самого сотрудника.Таким образом, реализацию процесса повышения уровня профессионализма государственных гражданских служащих осуществляет ГБУ «Кузбасская школа управления», а также повышение квалификации способствует повышению профессионализма государственных служащих и мотивированности государственных служащих на увеличение уровня своего профессионализма.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Шабалина Е.А. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕМ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ // Вестник науки №10 (67) том 3. С. 137 - 143. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10251 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10251



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.