'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 3
  4. Научная статья № 6

Просмотры  63 просмотров

Гильванова Э.Р.

  


НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА *

  


Аннотация:
в статье рассматривается эффективность налогового контроля как фактора обеспечения экономической безопасности государства. Проведен факторный анализ в рамках определения корреляционной взаимосвязи количества налоговых проверок и доначислений по налоговым обязательствам. Предложены направления повышения эффективности налогового контроля.   

Ключевые слова:
налоговый контроль, экономическая безопасность государства.   


Экономическая безопасность государства является одним из важнейших аспектов его функционирования. В этом контексте налоговый контроль играет значительную роль, обеспечивая соблюдение законодательства в области налогообложения и улучшение финансовой устойчивости страны [4].Налоговый контроль - это система мер и инструментов, направленных на проверку правильности и своевременности уплаты налогов гражданами, предприятиями и организациями. Он выполняет несколько важных функций, в том числе является одним из факторов обеспечения экономической безопасности государства [3]. Во-первых, налоговый контроль позволяет собирать необходимые средства для функционирования государства. Налоги являются основным источником доходов бюджета, которые направляются на финансирование социальных программ, инфраструктурных проектов и других приоритетных задач. Сбор налогов обеспечивает стабильное функционирование государственной системы и способствует поддержанию экономической безопасности [2].Во-вторых, налоговый контроль предотвращает налоговые злоупотребления и уклонение от уплаты налогов. Как правило, в каждой стране существуют налоговые обязательства и сроки уплаты, предусмотренные законодательством [7]. Однако, некоторые налогоплательщики могут стремиться избежать уплаты налогов путем различных схем и уловок. Налоговый контроль позволяет выявлять и пресекать такие попытки и обладает сдерживающим эффектом, что способствует укреплению экономической безопасности государства.В-третьих, налоговый контроль является средством борьбы с теневой экономикой и нелегальными финансовыми операциями. Одной из задач налогового контроля является выявление и пресечение незаконных операций, таких как отмывание денег, хищение бюджетных средств и коррупционные схемы. Такие меры способствуют укреплению финансовой системы страны и снижению угроз экономической безопасности.Налоговый контроль также способствует повышению прозрачности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов. Контрольные механизмы позволяют следить за эффективностью расходования средств бюджета и предотвращать случаи ненадлежащего управления государственными финансами. Это способствует повышению доверия граждан к государственной системе и укреплению экономической безопасности [5].Анализ и оценка налоговых проверок, проведенных ФНС (Федеральная налоговая служба) в период 2020-2022 годов, является важным аспектом эффективности работы этой организации. Данные статистической формы №2 НК «Результаты контрольной работы налоговых органов» используются для анализа состояния контролируемой работы. Результативность налогового контроля оценивается по официальной методике ФНС и отображена ??в виде динамической таблицы (см.табл. 1).Таблица 1. Анализ эффективности налоговых проверок, проведённых ФНС в 2020-2022 г. Показатель_x0007_2020_x0007_2021_x0007_2022_x0007_Темпы роста,%_x0007_2023 прогноз_x0007__x0007_Число проведенных налоговых проверок, ед., % _x0007_32905553 (100 %)_x0007_31962975 (100 %)_x0007_40003998 (100 %)_x0007_121,6_x0007_52770900_x0007__x0007__x0007_В том числе: _x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_камеральных проверок, ед., % _x0007_32869796(99,89 %)_x0007_31932313(99,91 %)_x0007_39977955(99,93 %)_x0007_121,6_x0007_50100000-_x0007__x0007_Из них выявивших нарушения, ед. _x0007_1963317_x0007_1948611_x0007_2254430_x0007_114,8_x0007_2670900_x0007__x0007_Выездных проверок, ед., % _x0007_35757(0,11%)_x0007_30662(0,09%)_x0007_26043(0,07%)_x0007_-27,20_x0007_15625-_x0007__x0007_Из них выявивших нарушения, ед. _x0007_35314_x0007_30346_x0007_25796_x0007_-27,0_x0007_14531_x0007__x0007_Доля результативности камеральных проверок, в общем объеме проведенных камеральных проверок, % _x0007_6,0_x0007_6,1_x0007_5,6_x0007_-_x0007_6,5_x0007__x0007_Доля результативности выездных проверок, в общем объеме проведенных выездных проверок, % _x0007_98,8_x0007_99,9_x0007_99,1_x0007_-_x0007_99,0_x0007__x0007_Дополнительно начислено платежей по результатам камеральных и выездных проверок, всего тыс. руб., % _x0007_337717674 (100 %)_x0007_342946320 (100 %)_x0007_451805265 (100 %)_x0007_133,8_x0007_533130213_x0007__x0007_По результатам камеральных проверок, тыс. руб., % _x0007_48443932 (14,3 %)_x0007_75083462 (21,9 %)_x0007_99748333 (22,1 %)_x0007_205,9_x0007_71935632-_x0007__x0007_Из них налогов, тыс. руб. _x0007_38720057_x0007_60588098_x0007_74226085_x0007_191,7_x0007_80562025_x0007__x0007_По результатам выездных проверок, тыс. руб., % _x0007_289273742 (85,7 %)_x0007_267862858 (78,1 %)_x0007_352056932 (77,9 %)_x0007_121,7_x0007_461194581-_x0007__x0007_Из них налогов, тыс. руб. _x0007_211786834_x0007_197881543_x0007_254453293_x0007_120,15_x0007_318066616_x0007__x0007_Доначисленно налоговых платежей в расчете на одну результативную проверку, тыс. руб. _x0007_24,67_x0007_38,53_x0007_44,25_x0007_179,36_x0007_205,3_x0007__x0007_Доначислено налоговых платежей в расчете на одну результативную выездную проверку, тыс. руб. _x0007_8191,5_x0007_8827,0_x0007_13647,7_x0007_166,6_x0007_17050,0_x0007__x0007_ За последние три года общее количество налоговых проверок увеличилось на 21,6%, в первую очередь за счет камеральных проверок, поскольку данные свидетельствуют об увеличении количества и сложности представляемых налоговых деклараций, а также о снижении количества юридических лиц, имеющих признаки налоговых проверок. бездействие. Несмотря на это, налоговая служба постоянно совершенствует процесс отбора выездных налоговых проверок, в результате чего только по сравнению с предыдущим годом это снижение на 27,2%. Для законопослушных налогоплательщиков выездные налоговые проверки теперь проводятся реже, чем один раз в три года, согласно ст. 89 НК РФ. Более того, в стране уже несколько лет используется электронная платформа для сбора и систематизации информации для расчета налога на добавленную стоимость. Помимо деклараций по НДС, налогоплательщики предоставляют в налоговую службу все входящие и исходящие счета-фактуры, чтобы убедиться в правильности расчетов по одному из самых сложных и значимых налогов без посещения организации. За рассматриваемый период наблюдались небольшие различия в доле эффективных налоговых проверок, как камеральных, так и выездных. Однако количество дополнительных налогов, уплачиваемых за каждую проверку, значительно увеличилось: количество камеральных проверок увеличилось на 79,4%, а выездных проверок увеличилось на 66%. Проверки на месте имеют приоритет над камеральными проверками, на них приходится около 80% доначислений, т.к они являются более комплексными и сложными.В целом, за период 2022 года рост доначисленных платежей составил 33,8% по сравнению с 2020 годом, увеличение наблюдалось за счет камеральных проверок. Эта тенденция продолжится и в прогнозном 2023 году. Установлено, что корреляцию между показателями можно определить с помощью факторного анализа. Проведем факторный анализ в рамках определения корреляционной взаимосвязи количества налоговых проверок и доначислений по налоговым обязательствам.Таблица 2. Расчет коэффициента корреляции Годы _x0007_Количество проведенных налоговых проверок, ед., Показатель 1 _x0007_Дополнительно начислено платежей по результатам налоговых проверок, тыс. руб., Показатель 2 _x0007__x0007_2019_x0007_31485236_x0007_33485624_x0007__x0007_2020_x0007_34812696_x0007_34855692 _x0007__x0007_2021_x0007_41458723_x0007_45245632 _x0007__x0007_2022 _x0007_52485137_x0007_53368521_x0007__x0007_Коэффициент корреляции _x0007_0,95_x0007_Сильная прямая связь _x0007__x0007_Увеличение количества налоговых проверок приводит к значительному росту доначислений по налоговым обязательствам. Одним из результатов является снижение количества выездных налоговых проверок и повышение их эффективности, а также камеральных и выездных проверок. С другой стороны, корреляция такова, что увеличение дополнительных налоговых платежей в бюджет может быть достигнуто за счет увеличения мер налогового контроля.По проведенному анализу можно сказать, что уровень качества осуществляемого налогового администрирования недопустимо оценивать как удовлетворительное. Главными направлениями совершенствования можно назвать: развитие методов отбора плательщиков налогов для осуществления контрольных мероприятий; использование более эффективных методик налоговых проверок; оценку качества работы налоговых инспекторов и наличие правильной организации их стимулирования; увеличение показателя технической оснащённости и программного обеспечения рабочих мест в налоговой службе.Также важным фактором, влияющим на результативность проверок, является совершенствование методологии проведения проверок. ФНС постоянно совершенствует свои методы и подходы к проведению налоговых проверок, в том числе с учетом современных технологий и изменений в законодательстве. Онлайн-контроль и автоматизация процессов также способствуют более эффективному выявлению налоговых нарушений [6].Таким образом, налоговый контроль играет важную роль в обеспечении экономической безопасности государства. Он способствует сбору необходимых финансовых ресурсов, предотвращает налоговые злоупотребления и нелегальные финансовые операции, а также повышает эффективность использования государственных средств. Применение эффективных налоговых контрольных механизмов позволяет государству обеспечивать экономическую безопасность и защищать интересы своих граждан.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Гильванова Э.Р. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА // Вестник науки №10 (67) том 3. С. 35 - 41. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10236 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10236



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.