'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 3
  4. Научная статья № 5

Просмотры  47 просмотров

Гаспарян Л.Л.

  


УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПУТЕМ ПОНИЖЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ *

  


Аннотация:
на современном этапе для дорожно-строительных компаний особенно актуальна проблема управления дебиторской задолженностью, поскольку она часто «омертвляет» значительную долю оборотного капитала. В статье предлагается методика управления дебиторской задолженностью как одна из мер повышения результативности транспортного строительства.   

Ключевые слова:
финансовый менеджмент, транспортное строительство, дебиторская задолженность.   


Дебиторская задолженность – это сумма долгов, причитающихся предприятию от юридических и физических лиц при финансовых взаимоотношениях с ними. Дебиторская задолженность – это чистое отвлечение финансовых ресурсов предприятия из его оборота, иммобилизация средств предприятия в пользу третьих лиц [1]. Таким образом, дебиторская задолженность по экономической сути – это отвлеченные из оборота предприятия денежные средства, представляющие собой долг контрагентов за товары (работы, услуги), полученные на условиях отсрочки платежа. Дорожно-строительная организация, как и любое другое предприятие, сталкивается с проблемой дебиторской задолженности. Это означает, что клиенты не оплачивают услуги или товары вовремя, что приводит к неплатежам и увеличению задолженности. Это может серьезно повлиять на финансовую устойчивость предприятия и его развитие [3].Дебиторская задолженность в дорожностроительной отрасли – проблема не столько экономическая, сколько социальная. Неплатежи между организациями – участницами строительства затем оборачиваются потерями в других отраслях и в общественной сфере, т. е. проблема имеет даже не отраслевой, а макроэкономический характер. Особенностями финансовых потоков транспортно-строительного комплекса обусловливается и разработка методики управления дебиторской задолженностью [9].Прежде всего, следует перечислить обязательные элементы искомой методики (рис. 1).Рис. 1 Схема методики управления ДЗПостроение эффективной методики управления дебиторской задолженностью для проектной организации подразумевает ряд последовательных действий в двух направлениях (в соответствии с двумя элементными кластерами на схеме (рис. 1). Первая группа мероприятий направлена на оптимизацию существующей дебиторской задолженности, вторая относится к планированию дебиторской задолженности и оценке ее влияния на финансовые результаты фирмы [7].Логику построения алгоритма управления дебиторской задолженностью для проектных организаций обусловливает, с одной стороны, потребность предприятий данной сферы в постоянном повышении оборачиваемости ресурсов, с другой стороны, необходимость минимизации дополнительных издержек, связанных с инвестированием средств в дебиторскую задолженность и с ее инкассацией [5].Началом процесса управления дебиторской задолженностью (рис. 2) является факт отсутствия оплаты после подписания акта приема работ. Финал процесса – это возвращение сумм в деловой оборот предприятия [2]./Рис. 2 Процесс управления дебиторской задолженностьюТаким образом, формирование процедур планирования и контроля дебиторской задолженности, а также алгоритмизация процесса управления подразумевает выполнение мероприятий по следующим этапам:1) контроль образования и анализ состояния дебиторской задолженности (учет возникающих долгов);Эти особенности обусловливают поиск новых методов разрешения долговых проблем, возникающих между организациями – участницами дорожного строительства.Одним из способов улучшения финансового менеджмента в дорожно-строительной организации является снижение дебиторской задолженности. Для этого необходимо принять ряд мер, которые помогут улучшить ликвидность предприятия и уменьшить риски неплатежей [6].Первым шагом является улучшение системы управления дебиторской задолженностью. Необходимо разработать стратегию по сбору долгов, установить жесткие сроки оплаты и контролировать выполнение условий договоров. Также можно использовать различные инструменты для ускорения сбора долгов, например, предоплата или авансовые платежи.Вторым шагом является улучшение качества услуг и товаров, которые предоставляет организация. Если клиенты будут довольны качеством работ и материалов, то они будут более склонны к своевременной оплате.Третьим шагом является улучшение системы управления финансами. Необходимо разработать бюджет и следить за его выполнением, контролировать расходы и оптимизировать затраты. Также можно использовать различные финансовые инструменты, например, кредиты или лизинг, для улучшения ликвидности предприятия.В целом, снижение дебиторской задолженности является важным шагом для улучшения финансового менеджмента в дорожно-строительной организации. Это поможет улучшить ликвидность предприятия, уменьшить риски неплатежей и повысить кредитоспособность.При постановке работы с дебиторской задолженностью очень важно определить, кто именно в компании отвечает за ее погашение.Обязанности каждого сотрудника при управлении дебиторской задолженностью должны быть закреплены документально. Фиксируются базовые инструкции о порядке действий для максимального возврата дебиторской задолженности.Переговоры с дебиторами, можно разделить на три этапа: информирование (напоминание о долге), психологическое давление (так называемый «метод заезженной пластинки») и переход к жестким и юридическим методам работы (что может привести к разрыву отношений с контрагентом).Следует отметить, что дебиторская задолженность также снижает общую рентабельность, поскольку инициируются дополнительные издержки по следующим направлениям:• расходы на работу с дебиторами (связь,командировки и пр.);• период оборота дебиторской задолженности без ее индексации;• потери от безнадежной дебиторской задолженности (списание средств в убытки).В этих условиях до принятия решения о финансировании мер по инкассации задолженности логично оценить соответствующий экономический эффект (эффект «инвестиций» в управление дебиторской задолженностью) [12].Эффект инвестирования можно оценить следующим образом:1) прогнозируется сумма дополнительного притока денежных средств от увеличения объема инкассированной дебиторской задолженности;2) рассчитывается сумма дополнительных затрат по инкассации долга и/или прямых финансовых потерь от его невозврата;3) с учетом фактора времени сравниваются данные суммы путем вычисления эффекта отказа от инвестирования:ЭДЗ=ПДЗ(1+??)???(ЗДЗ+УДЗ)где Пдз – дополнительные денежные средства, получаемые благодаря своевременной инкассации дебиторской задолженности; n – период дисконтирования; k – ставка дисконтирования; Здз – затраты, связанные с инкассацией долга; Удз – сумма списанной дебиторской задолженности в связи с истечением сроков давности.Если рассчитанная величина оказывается положительной, то предприятию проще искать компромисс с должником, нежели прибегать к юридическим процедурам и/или услугам коллекторов по взысканию долга.Представленный подход к учету и регулированию дебиторской задолженности может стать одним из инструментов финансового менеджмента крупных проектов в транспортном строительстве. В совокупности с рациональной методикой управления дебиторской задолженностью на отдельных предприятиях он будет способствовать улучшению состояния всего отраслевого комплекса [11].Для использования предлагаемой методики управления дебиторской задолженностью не требуется создания дополнительных структурных подразделений внутри организации; бизнес-процессы являются операционно- функциональными единицами деятельности имеющегося персонала (как правило, это сотрудники планово-экономических служб).Представленный подход к управлению реальной и скрытой дебиторской задолженностью может стать одним из инструментов финансового менеджмента крупных проектов в дорожном строительстве. В совокупности с рациональной системой управления финансовыми потоками на отдельных предприятиях он будет способствовать повышению эффективности всего отраслевого комплекса [10].   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Гаспарян Л.Л. УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПУТЕМ ПОНИЖЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ // Вестник науки №10 (67) том 3. С. 26 - 34. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10235 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10235



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.