'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 2
  4. Научная статья № 55

Просмотры  30 просмотров

Панченко Е.А.

  


ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДАХ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены основные проблемы обеспечения безопасности на железнодорожных переездах. Проведен анализ уровня аварийности за период с 2018 г. по 2022 г. Особое внимание уделено применению современных технических средств, обеспечивающих безопасность на железнодорожных переездах. Приведены примеры положительного опыта, применяемые на российских и зарубежных железных дорогах. Сделан акцент на профилактике правонарушений при пересечении железнодорожных переездов   

Ключевые слова:
железнодорожный переезд, автоматическая переездная сигнализация, спутниковые технологии Глонасс, гравитационное устройство обнаружения препятствий, настил с изменяемым сопротивлением, аудиовизуальные средства предупреждения   


УДК 625.161.4

Панченко Е.А.

студент 3 курса, группа СО231АТС

Дальневосточный государственный университет путей сообщения

(г. Хабаровск, Россия)

 

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДАХ

 

Аннотация: в статье рассмотрены основные проблемы обеспечения безопасности на железнодорожных переездах. Проведен анализ уровня аварийности за период с 2018 г. по 2022 г. Особое внимание уделено применению современных технических средств, обеспечивающих безопасность на железнодорожных переездах. Приведены примеры положительного опыта, применяемые на российских и зарубежных железных дорогах. Сделан акцент на профилактике правонарушений при пересечении железнодорожных переездов.

 

Ключевые слова: железнодорожный переезд, автоматическая переездная сигнализация, спутниковые технологии Глонасс, гравитационное устройство обнаружения препятствий, настил с изменяемым сопротивлением, аудиовизуальные средства предупреждения.

 

Пересечения железнодорожных путей и автодорог на одном уровне являются сложными и опасными элементами дорожной сети. Одна из ключевых задач современности – принятие различных мер по обеспечению безопасности на железнодорожных переездах. Обеспечение безопасности на переездах осуществляется с помощью автоматической переездной сигнализации, состав которой зависит от его месторасположения. Например, регулируемый переезд оснащается автоматической светофорной сигнализацией, шлагбаумом, устройством заграждения переезда [1]. На переездах с высокоскоростным движением устанавливают противотаранные устройства, которые полностью перекрывают проезжую часть. Они способны остановить транспортное средство массой до 20 тонн. Такими устройствами в России оборудовано более 73-х переездов. Для передачи машинисту информации об аварийной ситуации на переезде используется заградительная сигнализация [2].

Однако, несмотря на все перечисленные выше меры, уровень аварийности на железнодорожных переездах в России остаётся достаточно высоким. На рисунке 1 представлена диаграмма, отражающая количество аварий, зарегистрированных на железнодорожных переездах нашей страны за период с 2018 по 2022 год [5]. Основные причины ДТП на переездах: недисциплинированность и невнимательность водителей; наличие переездов без дежурного работника; недостаточное оснащение или выход из строя переездной сигнализации; сложные климатические условия (туман, снегопад, плохая видимость) [3].

 

Рисунок 1 Количество аварий на ж/д переездах РФ с 2018 по 2022 год

 

Проблема обеспечения безопасности движения на переездах осложняется тем, что в современных реалиях необходимо увеличить пропускную способность через переезд, так как растёт количество автотранспорта, но при этом следует сохранить скорость подвижного состава [3].

Традиционными подходами в решении этих проблем являются следующие [7]:

  1. Минимизация числа переездов без дежурного работника.
  2. Разделение транспортных потоков, путём строительства путепроводов и тоннелей.
  3. Закрытие малодеятельных переездов. Строительство объездных автодорог.

Эти методы эффективны и дают положительные результаты, но требуют больших капитальных вложений и сроков реализации. Кроме того, не всегда возможно построить разноуровневую развязку из-за особенностей рельефа местности. А такое кардинальное решение, как закрытие переезда весьма непопулярная мера, так как водители с трудом отказываются от привычных маршрутов, которые становятся длиннее, чем раньше. Поэтому упор нужно делать на современные технические средства. Проанализировав предложения российских инженеров и опыт других стран, выделим наиболее перспективные идеи:

  1. Внедрение системы контроля состояния переездов на основе спутниковых технологий Глонасс/GPS.

Система позволяет в режиме реального времени контролировать на переездах исправность ламп, занятость рельсовой цепи, наличие напряжения питания и другие параметры, влияющие на безопасность движения [4]. Такие опытные образцы сейчас установлены на некоторых переездах смоленского отделения Московской железной дороги.

 

  1. Применение гравитационного устройства обнаружения препятствий на неохраняемых переездах.

На переездах без дежурного работника основной проблемой является своевременное оповещение машиниста о нештатной ситуации на переезде. Одним из возможных вариантов решения этой проблемы может служить гравитационный датчик, установленный под платформу на переезде. После срабатывания АПС датчик активируется. Если автомобиль, нарушая ПДД, въезжает на переезд, датчик срабатывает и посылает сигнал на устройство управления включением заградительных светофоров. При поступлении такого сигнала непрерывно в течение 30 секунд заградительный светофор перейдёт в запрещающее положение [4].

 

  1. Применение настила с изменяемым сопротивлением.

Эта технология предотвращает выезд транспортных средств на переезд во время его закрытия. Для этого участок дороги перед переездом покрывают специальным настилом, состоящим из большого числа роликов. Во время срабатывания автоматической переездной сигнализации при въезде автомобиля на настил под действием силы тяжести срабатывает механический датчик, который замыкает цепь и воздействует на блокирующий привод. Привод освобождает ролики, которые начинают вращаться и мешают дальнейшему движению автомобиля, то есть машина просто не может ехать дальше [4]. На рисунке 2 изображено устройство блокировки роликов: 1 - ролики; 2 – блокирующая колодка; 3 – привод.

 

 

Рисунок 2 Устройство блокировки роликов (вид сбоку)

 

  1. Совершенствование аудиовизуальных средств предупреждения.

Эффективным средством предупреждения водителей о приближении к переезду, особенно в условиях плохой видимости, является нанесение дорожной разметки, информирующей о наличии переезда. Данное решение широко применяется в США [6].

На Забайкальской железной дороге предложили использовать 3D-разметку: в тёмное время суток перед переездом ярко светится красная стоп-линия, которую видно издалека. На некоторых переездах начали устанавливать светодиодное табло с цифровым оповещением об оставшемся времени до закрытия переезда. Табло начинает работать за 10 секунд до включения сигнализации и позволяет водителям скорректировать скорость [5].

Положительные результаты приносит нанесение шумовых полос со световозвращателями на автодорогу перед железнодорожным переездом [1]. В республике Беларусь при срабатывании автоматической переездной сигнализации включается звуковой сигнал, имитирующий шум мчащегося поезда. При этом громкий голос из динамика каждые 10 секунд предупреждает водителей: «Внимание! Переезд закрыт! Пропусти поезд!» Расчёт делается на сильное психологическое воздействие [6].

В заключение отметим, что любые современные технические средства не дадут желаемого результата до тех пор, пока люди будут нарушать ПДД и рисковать собственными жизнями. Поэтому компания РЖД уделяет большое внимание профилактической работе. Получил популярность интерактивный проект «Глазами машиниста» - акция, в которой может принять участие любой желающий. С помощью тренажёра люди могут почувствовать себя машинистом и оценить нештатные ситуации на переезде [5].

Таким образом, были проанализированы статистические данные о количестве ДТП на железнодорожных переездах, выявлены основные причины аварий, приведены наиболее перспективные идеи применения современных технических средств обеспечения безопасности на железнодорожных переездах. Реализация предложенных мероприятий в совокупности с профилактическими акциями повысит уровень безопасности дорожного движения в зоне железнодорожных переездов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Демьянов В.В. Имарова О.Б., Скоробогатов М.Э. Состояние, проблемы и методы обеспечения безопасности движения на железнодорожных переездах [Текст] / В.В. Демьянов, О.Б. Имарова, М.Э. Скоробогатов. // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2018. – №4
  2. Маслюк В. И. Усилители безопасности [Текст] /В.И. Маслюк //Гудок. – 2018. – №166
  3. Миненко Е.Ю., Кусморова Ю.А. Анализ мероприятий, направленных на решение проблемы безопасности на железнодорожных переездах [Текст] / Е.Ю. Миненко, Ю.А. Кусморова // Молодой учёный. – 2021. – №17
  4. Михайлов Е.В., Татарникова Д.С., Татарникова Н.С., Куценко С.М., Скоробогатов М.Э. Комплексная система защиты переездов [Текст] / Е.В. Михайлов, Д.С. Татарникова, Н.С. Татарникова, С.М. Куценко, М.Э. Скоробогатов. // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2021. – №2
  5. Официальный сайт компании ОАО «РЖД». Режим доступа: URL.: https://company.rzd.ru (дата обращения 10.04.2023)
  6. Электронный журнал «Железные дороги мира». Режим доступа: URL.: https://zdmira.com (дата обращения 10.04.2023)
  7. Электронная версия газеты «Гудок». Режим доступа: URL.: https://gudok.ru (дата обращения 10.04.2023)
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Панченко Е.А. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДАХ // Вестник науки №10 (67) том 2. С. 279 - 285. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10212 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10212



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.