'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 2
  4. Научная статья № 42

Просмотры  56 просмотров

Хоа Тхи Линь

  


ПОЛНОМОЧИЯ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ВЬЕТНАМ *

  


Аннотация:
в законодательном процессе участвуют определенное число субъектов, при этом глава государства является непременным субъектом этого процесса. Во Вьетнаме полномочия главы государства – Председатель государства в законодательном процессе предусмотрены в Конституции 2013 г. и Законе о создании нормативно-правовых актов 2015 г. Однако полномочия президента Вьетнама в законодательном процессе по-прежнему ограничены и не похожа на должность главы государства. В статье анализируется авторитет главы государства в законодательном процессе Вьетнама, приводятся комментарии и предложения, позволяющие повышения роли Председателя государства в законодательном процессе   

Ключевые слова:
законодательный процесс, главы государства, Президент, Конституция, право вето, право законодательной инициативы   


УДК 34

Хоа Тхи Линь

преподаватель юридического факультета

Тхайбинский университет (Вьетнам);

аспирант юридического факультета

Воронежский государственный университет

(г. Воронеж, Россия)

 

ПОЛНОМОЧИЯ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ВЬЕТНАМ

 

Аннотация: в законодательном процессе участвуют определенное число субъектов, при этом глава государства является непременным субъектом этого процесса. Во Вьетнаме полномочия главы государства – Председатель государства в законодательном процессе предусмотрены в Конституции 2013 г. и Законе о создании нормативно-правовых актов 2015 г. Однако полномочия президента Вьетнама в законодательном процессе по-прежнему ограничены и не похожа на должность главы государства. В статье анализируется авторитет главы государства в законодательном процессе Вьетнама, приводятся комментарии и предложения, позволяющие повышения роли Председателя государства в законодательном процессе.

 

Ключевые слова: законодательный процесс, главы государства, Президент, Конституция, право вето, право законодательной инициативы.

 

Конституция Вьетнама 2013[2] года предусматривает, что «Государственная власть едина и имеет разделение обязанностей, координирована и находиться под контролем между государственными органами при осуществлении законодательной, исполнительной и судебной власти» (ч. 3 статьи 2 Конституции 2013 года).

Национальное Собрание является высшим представительным и государственным органом, осуществляющим законодательную власть. Правительство является высшим исполнительным органом государственной власти. Глава государства является независимым в системе государственных органов на центральном уровне. Глава государства не возглавляет правительство.

В соответствии со статьей 86 Конституции 2013 г.: «Председатель государства является главой государства, действует от имени Социалистической Республики Вьетнам во внутренних и внешних отношениях». В отношениях с Национальным Собранием, глава государства имеет ограниченные полномочия, не имеет права вето на законопроекты и не имеет права распускать какую-либо часть Национального Собрания.[6] В законодательном процессе законодательные акты определяют обязанности и полномочия Председателя государства в деле внесения законодательной инициативы и опубликования законов.

Председатель государства вместе с другими субъектами законодательной инициативы вправе представлять проект закона в Национальном Собрании в соответствии с ч.1 ст. 84 Конституции и статьей 32 Закона о создании нормативно-правовых актов (с дополнением и изменением в 2020г.)[4]. После того, как законопроект будет принят Национальным Собранием, не позднее чем через 15 дней Председатель государства опубликует закон (ч.2 ст.85 Конституции 2013г.)

С момента формирования института Председателя государства и по настоящее время (с 1945 года) в законодательной истории Вьетнама не зафиксировано ни одного законопроекта, представленного Председателем государства. Кроме того, в соответствии со статьей 87 действующей Конституции «Председатель государства избирается Национальным Собранием из числа депутатов Национального Собрания», т.е. если только общее положение о том, что председатель государства имеет право представлять законопроект перед Национальным Собранием, то в законодательном процессе роль председателя государства только больше, чем у других депутатов в «опубликовании законов»(право подписание закона во Вьетнаме принадлежит Председателю Национального Собрания). Законодательное регулирование концентрируется только на роли Национального Собрания, Постоянного комитета Национального Собрания, правительства, правительственных органов на разных этапах законодательного процесса, не учитывая многочисленное участие председателя государства в стадиях этого процесса.

По сравнению с другими государствами, во Вьетнаме полномочия главы государства в законодательном процессе ограничены.

В Российской Федерации, президент имеет право подписания и обнародования федерального закона. Согласно ч.3 ст.107 конституции РФ если президент РФ в течение 14 дней с момента поступления ФЗ отклонит его, государственная дума и совет федерации в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третьей голосов от общего числа сенаторов РФ и депутатов государственной думы, он подлежит подписанию президентом в течение семи дней и обнародованию [1, с.657]. Президент РФ в течение указанного срока также может обратиться в конституционный суд с запросом о проверке конституционности федерального закона.

В США, в случае если президент не соглашается с законопроектом, он возвращает законопроект обратно и прилагает свои комментарии в отношении тех положений законопроекта, с которыми он не согласен. Конгресс может не согласится с президентом и преодолеть его вето, если две трети членов каждой из палат проголосуют за законопроект. Если вето преодолено, то законопроект автоматически становится законом и подписание его президентом США уже не требуется. Возможна ситуация, при которой президент США не подписывает законопроект в течение десяти дней (исключая воскресные дни) и не возвращает его в конгресс со своими замечаниями. В этой ситуации законопроект получает силу закона автоматически.[7, с.143]

В конституционной истории Вьетнама право вето главы государства было закреплено только в первой конституции 1946 года. Ст. 31 Конституции 1946г. гласит: "Для законов, принятых Парламентом, Президент Вьетнама должен обнародовать их не позднее 10 дней после получения уведомления. Но в течение этого срока председатель государства имеет право попросить парламент провести повторное обсуждение. Законы, которые обсуждаются снова, если они все еще одобрены парламентом, то президент должен подписать его"[3]. Однако в поздних конституциях (1959, 1980, 1992 годов и действующей Конституции) это право не предусмотрено.

Поэтому, по мнению автора диссертации, необходимо предоставить председателю государства дополнительные полномочия в законодательном процессе в качестве «главы государства, определяет направления внутренней и внешней политики государства». Более конкретно, это предусматривает, что председатель государства имеет право «отклонить закон», и необходимо включить это положение в конституцию как конституционное право председателя государства. Председатель государства может наложить вето на законы, которые он считает невыполнимыми или не гарантируют конституционность, несовместимы с национальными интересами или выполнением обязанностей и полномочий председателя государства. Целью «права вето» является обеспечение конституционности законов после их принятия Национальным Собранием.[5]

В пункте 1 статьи 88 Конституции отмечается только право председателя государства в том, чтобы «предложить Постоянному комитету пересмотреть указ Постоянного комитета в течение десяти дней со дня его принятия, если этот указ по-прежнему одобрен Постоянным комитетом, и Председатель государства все еще не согласен, то Председатель предоставляет Национальному Собранию принять решение на ближайшем заседании». Следовательно, следует добавить в пункт 1 статьи 88 Конституции следующее положение: «Председатель государства вправе обратиться к Национальному Собранию с просьбой о пересмотре закона в течение десяти дней со дня его принятия. Получив предложение Председателя государства, Национальное Собрание должен вновь пересмотреть текст закона. Если при таком пересмотре законопроект будет одобрен двумя третями всех депутатов Национального Собрания, Председатель государства подпишет указ о его опубликовании в течение семи дней со дня его принятия во второй раз». Аналогичным образом, к пункту 1 статьи 80 Закона о создании нормативных правовых акты о опубликовании законов, распоряжений, постановлений Председателя государства, а страны добавляется следующее положение:

«В отношении принятого Национальным Собранием закона, который Председатель государства страны предложил Национальному Собранию пересмотреть в соответствии с пунктом 1 статьи 88 Конституции, не позднее чем через десять дней со дня принятия закона, Председатель государства направляет Национальное Собрание письмо с просьбой о пересмотре. Национальное Собрание несет ответственность за рассмотрение вопросов, по которым Председатель государства высказал свое мнение на последнем заседании. После того, как закон будет принят двумя третями всех депутатов Национального Собрания, Председатель государства подпишет указ о его опубликовании в течение семи дней со дня его повторного принятия».

Президент играет важную роль в системе государственных органов. Поэтому необходимо дальнейшее укрепление полномочий президента по координации с государственными органами по осуществлению законодательной, исполнительной и судебной власти. Особенно в законодательном процессе необходимо внести соответствующие изменения, чтобы дать президенту право вето и иметь разумные механизмы для поддержки президента в реализации его права законодательной инициативы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Авакьян С.А., Конституционное право России. Учебный курс: учебное пособие: в т. 2, 7-е изд., перераб. и доп. - Москва: Норма:ИНФРА-М, 2022., С.657
  2. Конституция Вьетнама 2013г.//Портал Правительтства Вьетнама, см.:https://chinhphu.vn/default.aspx?pageid=27160&docid=171264
  3. Конституция Вьетнама 1946г. См. на сайте: https://thuvienphapluat.vn/van-ban/Bo-may-hanh-chinh/Hien-phap-1946-Viet-Nam-Dan-Chu-Cong-Hoa-36134.aspx
  4. Закон о создании нормативно-правовых актов (Далее Закон 2015г). См. на сайте: https://thuvienphapluat.vn/van-ban/Bo-may-hanh-chinh/Van-ban-hop-nhat-23-VBHN-VPQH-2020-Luat-ban-hanh-van-ban-quy-pham-phap-luat-458032.aspx
  5. Ле Тьен Хыонг, Совершенствование президентского института для обеспечения роли главы государства, Электронный журнал «Политическая теория», 03.12.2013г. См. на сайте: http://lyluanchinhtri.vn/home/index.php/thuc-tien/item/454-hoan-thien-thiet-che-chu-tich-nuoc-nham-dam-bao-vai-tro-nguyen-thu-quoc-gia.html
  6. Ле Фонг Хоа, Модель главы государства в некторых государствах и опыт для Вьетнама, Журнал «Промышленность и торговля» - Результаты научных исследований и применение технологий, 25.11.2022г. См. на сайте: https://tapchicongthuong.vn/bai-viet/mo-hinh-nguyen-thu-quoc-gia-o-mot-so-nuoc-tren-the-gioi-va-nhung-gia-tri-tham-khao-cho-viet-nam-102167.htm
  7. Лейбо Ю.И., Законодательный процесс в зарубежных стран. Учебное пособие//МГИМО-Университет, 2012, С.143.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Хоа Тхи Линь ПОЛНОМОЧИЯ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ВЬЕТНАМ // Вестник науки №10 (67) том 2. С. 213 - 219. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10199 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10199



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.