'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 2
  4. Научная статья № 39

Просмотры  72 просмотров

Табакаева А.А.

  


ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются особенности уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних, касающиеся предмета доказывания, состава участников уголовного судопроизводства и требований к ним. Автором анализируются не только отдельные нормы главы 50 УПК РФ, но и иные нормы УПК РФ, УК РФ, положения судебной практики, позволяющие составить представление о механизме уголовного преследования лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. На основе анализа выявляются проблемные стороны, требующие законодательной корректировки   

Ключевые слова:
несовершеннолетние, уголовное судопроизводство, уголовный процесс   


УДК 34

Табакаева А.А.

магистратура 2 курс

Сибирский юридический университет

(г. Омск, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

Аннотация: в статье рассматриваются особенности уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних, касающиеся предмета доказывания, состава участников уголовного судопроизводства и требований к ним. Автором анализируются не только отдельные нормы главы 50 УПК РФ, но и иные нормы УПК РФ, УК РФ, положения судебной практики, позволяющие составить представление о механизме уголовного преследования лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. На основе анализа выявляются проблемные стороны, требующие законодательной корректировки.

 

Ключевые слова: несовершеннолетние, уголовное судопроизводство, уголовный процесс.

 

Несовершеннолетние, подлежащие уголовной ответственности, с одной стороны уже в полной мере могут осознавать общественную опасность своих действий (бездействий), а также характер последствий, с другой стороны данная категория лиц в своем большинстве по мнению ученых в области психологии еще не обладает полностью сформированной личностью. Применение к несовершеннолетним общих процедур уголовного судопроизводства может оказать негативное влияние на развитие черт характера, мировоззрение подростка. В первую очередь уголовное преследование несовершеннолетних должно преследовать цели воспитательного и исправительного характера. Описанный тезис подтверждается позицией Пленума Верховного суда РФ, выраженной в п. 3 Постановления №1 от 01.02.2011[2], а также мнением многих теоретиков. Например, К.В. Колмыкова указывает, что применение жестких мер воздействия в отношении несовершеннолетних лишь усугубят ситуацию и повышает процент детской преступности[3].

В связи с этим в уголовном-процессуальном законодательстве существуют нормы, адаптированные для производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Этому посвящена глава 50 УПК РФ.

Отметим, что несовершеннолетними в рамках уголовного судопроизводства являются лица, не достигшие 18 лет, но в соответствии со ст. 20 УК РФ подлежащие уголовной ответственности (с 16 лет, а по отдельным категориям дел с 14 лет). Исходя из анализа п.п. 1-2 ст. 421 УПК РФ, следует, что законодатель рассматривает несовершеннолетних неоднозначно, допуская, что даже по достижению возраста уголовной ответственности, они могут все еще не обладать в достаточной мере сформированным сознанием. Именно поэтому, как мы считаем, ч.ч. 1-4 ст. 421 УПК РФ обязывают правоприменителя детально изучать личность несовершеннолетнего и выстраивать взаимодействие, опираясь на полученные данные. Помимо внутренних личностных качеств обязательному изучению подлежат и внешние факторы, оказывающие влияние на несовершеннолетних (п.п. 2-3 ч. 1 ст. 421 УПК РФ). Указанные нормы не только обеспечивают защиту несовершеннолетнего, но и в практическом плане расширяют предмет доказывания по уголовным делам.

При уголовном судопроизводстве в отношении несовершеннолетних законодатель предусматривает также расширенный состав участников процесса.

Во-первых, это защитник, участие которого обязательно по всем случаям уголовного преследования лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста (п.2 ч.1 ст.51 УПК РФ). Мы считаем, данное положение неоспоримо и нам не удалось найти в доктринальной среде противоположных мнений. Однако вокруг тезиса об обязательном участии защитника в уголовном судопроизводстве по делам несовершеннолетних существует множество дискуссий. Наиболее обсуждаемый вопрос – введение специализированных адвокатов, работающих в области ювенальной юстиции. Для работы с несовершеннолетними специалисты должны не только понимать процессуальные тонкости судопроизводства, но и обладать психолого-педагогическими навыками. Учеными предлагается либо ввести дополнительную квалификацию адвокатов, получаемую по результатам обучения, либо допускать к подобного рода судопроизводству специалистов, имеющих опыт работы с несовершеннолетними. По мнению А.В. Макаровой данное требование имеет как позитивную, так и негативную составляющие: с одной стороны, появятся специалисты, действительно разбирающиеся в данной области; но с другой стороны, право несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого будет ограничено, и выбор защитника усложнится[4].

Во-вторых, обязательным участником уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних в возрасте до 16 лет является педагог в соответствии с ч. 1 ст. 191 УПК РФ. Однако на практике правоприменители зачастую сталкиваются с проблемой определения категории педагога, так как уголовно-процессуальный закон никаких разъяснений не содержит. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности» [1]. Указанное определение отражает исключительно формальные признаки. Мы считаем, что при привлечении педагога к участию в уголовном процессе нельзя отталкиваться только от него. Важен не факт наличия лица с конкретным статусом, а скорее предоставление педагогического влияния на несовершеннолетнего. Не любой педагогический работник способен произвести необходимый эффект на несовершеннолетнего. Так, отсутствие в законодательстве критериев подпора специалистов в данной области может привести к неэффективной реализации норм ст. 191 УПК РФ.

Несмотря на то, что уголовно-процессуальное законодательство не предъявлять требования к судьям, рассматривающим дела в отношении несовершеннолетних, Пленум Верховного суда РФ в постановлении от 01.02.2011 № 1 акцентирует внимание на необходимости рассмотрения данной категории дел более опытными судьями. Специализация судей по делам несовершеннолетних предусматривает необходимость обеспечения их профессиональной компетентности путем обучения и переподготовки не только по вопросам права, но и по вопросам педагогики, социологии, подростковой психологии, криминологии, виктимологии, применения ювенальных технологий, используемых в рамках процессуального законодательства[2].

Таким образом, производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних имеет множество особенностей, в том числе и выходящих за рамки процессуальных процедур. Несмотря на их обширную регламентированность, о чем свидетельствует выделение отдельной главы в УПК РФ, как показал вышеприведенный анализ, данный механизм судопроизводства не совершенен и требует доработки.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета, № 303, 31.12.2012.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 (ред. от 28.10.2021) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 4, апрель, 2011.
  3. Калмыкова, К. В. Ювенальная юстиция: особенности и проблемы производства по делам в отношении несовершеннолетних / К. В. Калмыкова // Юридический факт. – 2023. – № 203. – С. 12-16.
  4. Макарова, А. В. Защита прав и законных интересов несовершеннолетних в ходе судебного разбирательства по уголовным делам / А. В. Макарова // Научные записки академии. – 2022. – № 4(44). – С. 78-81.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Табакаева А.А. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ // Вестник науки №10 (67) том 2. С. 199 - 203. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10196 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10196



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.