'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 2
  4. Научная статья № 37

Просмотры  31 просмотров

Панин А.А.

  


СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрены особенности законодательного регулирования экономических отношений в условиях рыночной экономической системы, проанализированы ключевые модели, используемые в различных странах. При помощи сравнительного метода были выявлены наиболее удачные способы, которые могут быть применены на практическом уровне   

Ключевые слова:
экономика, модель, план, регулирование, рынок, система   


УДК 34

Панин А.А.

студент магистр

Московский государственный институт международных отношений

Министерства иностранных дел Российской Федерации

(г. Москва, Россия)

 

СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

 

Аннотация: в работе рассмотрены особенности законодательного регулирования экономических отношений в условиях рыночной экономической системы, проанализированы ключевые модели, используемые в различных странах. При помощи сравнительного метода были выявлены наиболее удачные способы, которые могут быть применены на практическом уровне.

 

Ключевые слова: экономика, модель, план, регулирование, рынок, система.

 

В постиндустриальном обществе недостаточно заниматься регулированием экономики в отдельно взятой стране закрытыми способами, финансовые рынки нуждаются в инновационных глобальных решениях с использованием передового опыта самых развитых стран. На современном этапе выделяют две основные модели государственного регулирования экономики:

– экономический либерализм (лат. – свободный) – как систему социально-экономических отношений, в которой доминируют рыночные регуляторы, а роль государства сведена к минимуму;

– экономический дирижизм (лат. – руководящий), предполагающий значительное влияние государства на социально-экономическое развитие страны.

Начнем с рассмотрения японской экономической модели регулирования рынка. К основным чертам японской модели относятся:

– высокий уровень государственного воздействия на основные направления национальной экономики;

– составление 5-летних планов укрепления и развития сил самообороны, которые разрабатываются с 1957 г.;

– широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах; объединение их общими интересами; привлечение работников к управлению и принятию решений;

– незначительное различие на уровне заработной платы, которое составляет семнадцатикратный разрыв между главой фирмы и служащими;

– социальная направленность модели.

Немецкая модель. Близка по своему социально-экономическому содержанию к японской. Отличительными особенностями немецкой модели являются:

– сильное государственное воздействие на экономику, которое проявляется  преимущественно при решении социальных проблем;

– Германия одна из первых ввела в начале 70-х гг. принцип таргетирования (планирования) основных макроэкономических показателей для достижения поставленной цели [3];

– реализован принцип социального партнерства, подразумевающий участие работников предприятия в его собственности;

– в немецкой модели так же, как и в японской, решающая роль отводится банкам, при этом центральному банку предоставлена полная автономия;

– различие в уровне заработной платы, как и в японской модели, является незначительным и составляет двадцатитрехкратный разрыв между главой фирмы и служащими.

Шведская модель. Отличительной особенностью шведской модели является:

– государство активно участвует в обеспечении экономической стабильности

и в перераспределении доходов. Большая часть услуг в Швеции предоставляется в государственном секторе, причем бесплатно;

– государство достаточно часто вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая фиксированные цены [5].

Южнокорейская модель. Отличительной особенностью Южнокорейской модели является сильное регулирующее воздействие государства на развитие экономики. Оно включает следующие экономические рычаги:

– планирование экономического развития (пятилетки);

– переход к индикативному планированию осуществлялся по мере развития частного бизнеса.

Крупные инвестиционные проекты иногда принимались вопреки рекомендациям МВФ и Мирового банка;

– в Южной Корее длительное время действовала государственная монополия в кредитно-финансовой сфере. Частные банковско-кредитные институт появились лишь в первой половине 80-х гг. Такая политика позволяла государству концентрировать в своих руках финансовые и валютные ресурсы и эффективно использовать их для развития приоритетных отраслей;

– регулирование внешнеэкономической сферы было направлено на стимулирование экспорта и ограничение импорта и тем самым поддерживалось развитие собственного производства.

Китайская модель. При выборе модели экономического развития для КНР китайские ученые разработали «смешанную модель». Сущность ее состоит в том, что рыночный механизм функционирует в условиях государственного регулирования [1].

Наличие его способствует совершенствованию плановой экономики и обеспечивает сочетание интересов трех сторон – государства, предприятия и отдельного работника, это предполагает плановое управление на макроуровне, рыночное регулирование – на микроуровне и функционирование различного рода рынков, регулируемых государством. В результате был намечен переход от модели «Централизованной плановой экономики» к модели «Социалистической плановой товарной экономики», сущность которой состоит в том, что социалистическое производство является товарным, и взаимодействие между товаропроизводителей строится на развитии товарно-денежных отношений. При этом в качестве определяющих положений выступает общественная форма собственности на важнейшие средства производства и решающая роль централизованного планирования на макроуровне [2].

 Большинство современных концепций признают более эффективной смешанную экономику. В ее условиях государство является одним из экономических субъектов и его роль заключается в налаживании социального взаимодействия с другими экономическими субъектами, что способствует развитию рыночных отношений и стабильной экономической ситуации [4].

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Андрианов В. И. Механизмы саморегуляции рыночной экономики на микроэкономической уровне / В. И. Андрианов // Общество экономика. –2010. – №2.

Баллод Б.А. Методы и алгоритмы принятия решений в экономике:

учебное пособие / Б.А. Баллод. Н. Н. Елизарова. – 2-е изд. – Санкт-

Борисов Е. Ф. Экономическая теория / Е. Ф. Борисов. – Москва:Юрайт, 2013.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023, с изм. от 16.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.09.2023) [Электронный ресурс]/ КонсультантПлюс. —URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/aa87cfbfdb5358dce8542e6c9b4b0593639d20e9/ (дата обращения 19.05.2023)Варга В. А. Роль государства в рыночном хозяйстве / В.А. Варга //МЭиМО. – 2013–№10. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Панин А.А. СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ // Вестник науки №10 (67) том 2. С. 185 - 189. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10194 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10194



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.