'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 2
  4. Научная статья № 35

Просмотры  36 просмотров

Никитин Ю.В.

  


ПРОБЛЕМАТИКА КОРПОРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В САДОВОДЧЕСКИХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ТОВАРИЩЕСТВАХ *

  


Аннотация:
в работе описана проблематика действующего законодательства о ведении гражданами садоводства, перечислены конкретные выявленные из практики деятельности садоводческих некоммерческих товариществ проблемы в корпоративных отношениях между товариществами, его членами и индивидуальными садоводами, а также проблемы организации управления и хозяйствования в таких товариществах, обусловленные законодательными ограничениями и недостаточно урегулированными правовыми отношениями   

Ключевые слова:
садоводческое некоммерческое товарищества, законодательство о садоводстве, корпоративные отношения   


УДК 34

Никитин Ю.В.
студент магистратуры
Юридический факультет

Московский университет имени С.Ю. Витте

(г. Москва, Россия)



ПРОБЛЕМАТИКА КОРПОРАТИВНЫХ

ПРАВООТНОШЕНИЙ В САДОВОДЧЕСКИХ

НЕКОММЕРЧЕСКИХ ТОВАРИЩЕСТВАХ

 

Аннотация: в работе описана проблематика действующего законодательства о ведении гражданами садоводства, перечислены конкретные выявленные из практики деятельности садоводческих некоммерческих товариществ проблемы в корпоративных отношениях между товариществами, его членами и индивидуальными садоводами, а также проблемы организации управления и хозяйствования в таких товариществах, обусловленные законодательными ограничениями и недостаточно урегулированными правовыми отношениями.

 

Ключевые слова: садоводческое некоммерческое товарищества, законодательство о садоводстве, корпоративные отношения.

 

По результатам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г. [7] на территории Российской Федерации насчитывалось более 70 тыс. садоводческих некоммерческих объединений граждан, являющихся собственниками более 12 млн земельных участков. Таким образом, значительная доля населения России вовлечена в корпоративные отношения

В соответствии со ст. 4, 7 относительно недавно, с 1 января 2019 г., вступившего в силу федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4] (далее – ФЗ № 217-ФЗ) садоводческое некоммерческое товарищество (СНТ) – некоммерческая организация, созданная гражданами для совместного владения, пользования и распоряжения имуществом общего пользования, расположенным в границах территории данного товарищества и находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании. В то же время в соответствии со ст. 123.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) [1] СНТ, являющееся видом товарищества собственников недвижимости, относится к некоммерческим корпоративным организациям. Таким образом, с учетом кардинальных изменений в законодательстве за последние семь лет в части регулирования корпоративных правоотношений в данной сфере эти изменения затрагивают права и законные интересы большого числа российских граждан – собственников недвижимости.

Несмотря на существенное упорядочение деятельности СНТ и взаимодействия СНТ и его членов, реализация положений действующего специального закона об СНТ сталкивается с рядом трудностей, вызванных непроработанностью существенных положений как самого ФЗ № 217-ФЗ, так и несогласованностью с законодательством в других отраслях права, затрагивающих корпоративные правоотношения в СНТ.

Практика деятельности СНТ за последние 5 лет выявила ряд проблем, с которыми сталкивается подавляющее большинство СНТ, каждая из которых может парализовать деятельность СНТ.

  1. Оформление членства в СНТ. Во многих СНТ не принимались решения общих собраний о принятии в члены. Распространенными являются случаи приема в члены решением Председателя или Правления СНТ. Ряд последних изменений ФЗ № 217-ФЗ, в т.ч. изменения, внесенные федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 312-ФЗ [6], передавшие полномочия приема в члены товарищества от общего собрания членов правлению СНТ, при этом не решили уже накопленных проблем, из-за которых в виду невозможности точного определения правомерного количества членов СНТ ставятся под угрозу решения, принимаемые общими собраниями и как следствие – ставится под угрозу исполнение СНТ коммунальных услуг и обслуживание инфраструктуры СНТ.

При этом в законе уже предусмотрено положение, устанавливающее, что у членов реорганизованной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства или огородничества до дня вступления в силу ФЗ № 217-ФЗ, членство в товариществе возникает со дня государственной регистрации товарищества, созданного в результате реорганизации указанной некоммерческой организации.

В законе явно не хватает аналогичных положений, которыми можно было бы однократно легализовать актуальный реестровый состав членов, сформированный без принятия в членство на общем собрании после последней реорганизации СНТ и даже после вступления в силу ФЗ № 217-ФЗ, например, утверждающим решением общего собрания.

  1. Непрофессионализм органов управления СНТ. СНТ действует как исполнитель коммунальной услуги, как организатор корпоративных отношений, при этом ФЗ № 217-ФЗ ограничивает участие профессионалов в органах управления СНТ.

Унификация корпоративных правоотношений в 2014 году и ранее устоявшееся представление о том, что лучше всего в управлении СНТ должны проявить себя якобы высокомотивированные собственники недвижимого имущества, расположенного в границах территории СНТ, и вытекающее из этого ограничение на занятие должностей в органах управления СНТ только из числа таких собственников и членов СНТ на практике показывает в большом числе случаев прямо противоположные результаты.

Граждане приобретают садовые участки для отдыха и не настроены тратить свое время и усилия на профессиональную деятельность по управлению имуществом, эксплуатацию коммунальных сетей и организацию корпоративных отношений, а зачастую не имеют для этого необходимых компетенций.

Кроме того, зачастую собственниками и пользователями садовых участков являются разные лица, например родственники, часто даже не близкие. И если вопрос участия в общих собраниях легко может быть урегулирован путем выдачи доверенности представителю, то возможность для таких представителей занимать выборные должности в органах управления СНТ закон не предусматривает.

Законодателю с учетом специфики отношений в СНТ следует внимательно рассмотреть возможность изменения оснований для членства таких лиц в товариществе вместо собственников, чтобы они на законных основаниях могли занимать выборные должности.

Дополнительной проблемой для СНТ стал непрофессионализм лиц, избранных в органы управления СНТ на предусмотренных законодательством условиях. Результатом этой политики становится рост правового нигилизма в деятельности СНТ и рост расходов на привлечение сторонних компетентных специалистов, зачастую для преодоления уже запущенных ситуаций «пост фактум».

  1. Корпоративные войны, проведение общих собраний и оспаривание их решений создают целый спектр проблем.

В этот список входят необходимость сбора подписей 20% от списочного состава членов СНТ для преодоления нежелания правления включать ряд вопросов в повестку общего собрания, недоступность реестра членов СНТ для созыва собрания и гарантированного включения вопросов в повестку, невозможность корректировать в процессе проведения собрания перечень вопросов для голосования по результатам доклада и обсуждения вопросов повестки на общем собрании, фактическая недоступность для членов СНТ реестра, заполненных бюллетеней для голосования с письменными решениями участников общего собрания для проверки наличия основания для оспаривания решений собрания.

  1. Законодательно не проработанный порядок проведения очно-заочных собраний, для которых законом императивно установлен порядок проведения – сначала заочное голосование и далее общий подсчет результатов голосования на очной части общего собрания. Зачастую необходимость проведения заочного голосования возникает после отсутствия кворума на очной части собрания. В таком случае, руководствуясь нормами действующего законодательства, необходимо созывать новое собрание с соблюдением всех процедур его созыва.
  2. Не проработан вопрос с персональными данными. Отсутствие в федеральный законе «О персональных данных» [5] положений, которые позволяли бы реестродержателю СНТ обрабатывать персональные данные членов СНТ и индивидуальных садоводов (граждан ведущих садоводство на земельных участках, находящихся в границах территории СНТ, без участия в товариществе) без их согласия в отдельных случаях может просто парализовать всю деятельность СНТ.

Законодателю следует рассмотреть вопросы включения в закон «О персональных данных» дополнений, позволяющих оператору, на которого законом возложена обязанность ведения реестра (без необходимости его раскрытия), выполнять эти обязанности независимо от воли субъектов персональных данных, которые обязаны быть включены в реестр на основании закона.

  1. Судопроизводство по спорам в СНТ давно требует дополнения подсудностью [2, 3] по месту нахождения недвижимого имущества участников корпоративных правоотношений в СНТ, на основании которого эти отношения и складываются, и месту исполнения обязательств, т.е. по адресу СНТ как юридического лица.
  2. Законодательство о государственной регистрации юридических лиц требует дополнения в виде возможности государственной регистрации адреса СНТ как юридического лица на территории СНТ без привязки к конкретному помещению. Функции физического адреса может выполнять адрес земельного участка председателя или членов правления, которые могут меняться после перевыборов органов управления. СНТ – это не просто юридическое лицо, это территория, прочно связанная с землей, и опасения налогового органа в невозможности найти это юридическое лицо без конкретного адреса помещения совершенно беспочвенны.

Есть еще ряд масштабных проблем, которые невозможно осветить в рамках одной статьи, поэтому их достаточно просто перечислить:

  1. Проблема членства долевых собственников.
  2. Невозможность исключения из членов СНТ и отказа в членстве в СНТ за препятствование деятельности и невыполнения правил внутреннего распорядка.
  3. Проблема совместной избираемости председателя и правления, т.к. председатель засчитан законодателем в число членов правления, минимальные и максимальные размеры численного состава которого также ограничены и постоянно изменяются от актуального числа членов СНТ.
  4. Собираемость налогов на земли общего назначения и других расходов, например в рамках трудовых отношений, которые не могут не производиться по закону, но также зависят от утверждения приходно-расходной сметы общим собранием членов СНТ.
  5. Фактическое включение в корпоративные отношения индивидуальных садоводов и неопределенность с распространением на них положений устава СНТ.
  6. Неопределенность с термином «участник общего собрания членов». Например, при голосовании по бюллетеням довольно трудно однозначно определить, считать ли участников по количеству зарегистрированных лиц, по количеству проголосовавших (получивших и сдавших бюллетени) или по количеству принятых к подсчету бюллетеней.

Практика деятельности СНТ показывает, что несмотря на интенсивное внесение изменений в ФЗ № 217-ФЗ для решения проблем, уже проявивших себя в судебной практике, есть целый ряд проблем, которые необходимо законодательно разрешать в самое ближайшее время, не доводя до их до массовых «сюрпризов» в суде и препятствий нормальному течению жизни в СНТ, где граждане в подавляющем большинстве случаев собираются для отдых и приятного времяпровождения, а не для решения постоянно накапливающегося кома проблем и противоречий.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года: В 8 т. / Федеральная служба гос. статистики. М.: ИИЦ «Статистика России», 2018. Т. 1, кн. 1. С. 118
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Никитин Ю.В. ПРОБЛЕМАТИКА КОРПОРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В САДОВОДЧЕСКИХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ТОВАРИЩЕСТВАХ // Вестник науки №10 (67) том 2. С. 172 - 179. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10192 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10192



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.