'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 2
  4. Научная статья № 21

Просмотры  55 просмотров

Овчинникова М.О., Лодкина Е.В.

  


ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ *

  


Аннотация:
в этой статье говорится об понятиях, особенностях и условиях духовно-нравственного воспитания школьников. Для оценки развития духовно-нравственных качеств у младших школьников было проведено исследование на определение категорий нравственности и представлена статистика ответов первоклассников   

Ключевые слова:
духовно-нравственное воспитание, младший школьный возраст, уровень развития духовно-нравственных качеств   


УДК 373.3

Овчинникова М.О.

студент 4 курса гуманитарно-педагогического факультета

Братский государственный университет

(г. Братск, Россия)

 

Научный руководитель:

Лодкина Е.В.

доцент базовой кафедры истории, педагогики и психологии ИПиП

Братский государственный университет

(г. Братск, Россия)

 

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ

КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Аннотация: в этой статье говорится об понятиях, особенностях и условиях духовно-нравственного воспитания школьников. Для оценки развития духовно-нравственных качеств у младших школьников было проведено исследование на определение категорий нравственности и представлена статистика ответов первоклассников.

 

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, младший школьный возраст, уровень развития духовно-нравственных качеств.

 

Ликвидация института воспитания и абсолютная дестабилизация общества стали одной из множества причин, почему проблема духовно-нравственного воспитания стала настолько остра в нашей современной ситуации. Отказ от прошлых идеологий привел к полному краху «связи времен» и чувства сопричастности к истории своей Родины. Некоторые средства массовой информации, распространяемые по всей стране, активно занимаются деструктивной антидуховной пропагандой, которая не только снижает моральные стандарты, но и представляет угрозу для психологического здоровья каждого человека.

Одним всё большим числом людей осознаётся, что традиционное образование не обеспечивает достаточных знаний для духовного преображения общества. Мы не можем рационально осмыслить моральные импульсы только с помощью научного образования; объем науки не в состоянии заменить любовь, веру и сострадание.

Понимание нравственности у ребенка достигается через усвоение этических норм, направленность и соподчинение мотивов. Если личность не имеет сформированных нравственных норм поведения и взаимоотношений, то формирование нравственности будет сводиться к запоминанию и усвоению знаний, а не к пониманию и принятию этих норм.

Вопрос нравственности был исследован такими авторами, как Ю.К. Бабанский, Н.М. Болдырев, А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачев, В.А. Сухомлинский, И.Ф. Харламов и другие. Они раскрывают сущность основных понятий теории нравственного воспитания и предлагают различные способы развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания.

Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, определяют этические нормы и правила поведения, в соответствии с пониманием нравственности, которое изменилось с развитием педагогической науки и других наук. Так говорит С.И. Ожегов в своем определении «нравственности» [3].

Личностная характеристика, объединяющая качества и свойства, такие как доброта, порядочность, дисциплинированность и коллективизм - таково определение нравственности, предложенное Л.А. Григоровичем [2].

Согласно Л.П. Буевой, духовность - это вопрос о поиске смысла. Духовность выражается в определенной иерархии ценностей, целей и смыслов [1].

Сегодня образовательное сообщество и интеллектуалы активно обсуждают, каким должно быть моральное воспитание, место и роль религии, особенно ее легитимность.

Новые методы и подходы важны для формирования духовно-нравственных качеств детей. Возраст младшей школы решающий для их нравственного развития. Важно заложить основы впервые годы обучения, чтобы дети усвоили моральные правила и нормы. Духовно-нравственное воспитание - это процесс формирования и развития личности детей.

В младшем школьном возрасте формируются основы моральных и духовных идеалов у ребенка. Это влияет на его психологическое и личностное развитие. Воспитание формирует внутреннее «Я» и ценностные отношения ребенка к окружающему миру и себе.

Возраст младших школьников важен, потому что они легко подвержены внешним влияниям. Нравственное воспитание имеет цель формировать моральные качества. Ошибки в воспитании в этом возрасте могут быть трудно исправить.

Младший школьный возраст - время для духовно-нравственного воспитания. Важно осознание норм и требований. Необходимо уделять внимание гордости за Родину и полезности в школе и дома. Учет возрастных и психологических особенностей в организации процесса.

Педагог должен формировать знания, умения и навыки, соответствующие возрасту. Это включает любовь к трудолюбивым и творческим людям, дружбу, борьбу с ленью и защиту природы. Воспитание детей - важная проблема для родителей, общества и государства.

Ситуация с духовно-нравственным воспитанием молодежи негативна из-за отсутствия положительных ориентиров, ухудшения морально-нравственной обстановки и ограничений в работе с детьми. Наше исследование изучает возможности духовно-нравственного воспитания младших школьников через учебную деятельность.

Беседы на этические темы, чтение художественной литературы и обсуждение поступков детей - важные мероприятия воспитания. Психологическая готовность ребенка включает уровень интеллектуального и личностного развития, а также коммуникативные навыки для школьного обучения.

Совместная деятельность детей способствует их развитию, общению и взаимоотношениям. В процессе такой деятельности ребенок усваивает социальный опыт и формирует представления о себе и других людях. Воспитание учитывает духовные и светские аспекты, а внеурочная деятельность продолжает работу, начатую на уроке. Основное внимание уделяется духовному воспитанию с учетом возраста учащихся.

В школах стоило бы проводить различные праздники, включая День знаний, Посвящение в ученики-первоклассники, Дни духовности и культуры, Крещенские чтения, Рождество Христово, Неделя патриотической песни, Неделя малышей, Пасха и День славянской письменности. Встречи с интересными людьми также часть патриотического и духовного воспитания.

Определение категорий нравственности важно для оценки развития духовно-нравственных качеств у младших школьников. Поэтому в самом начале работы предстояло ответить на вопрос: какие категории в нравственном сознании являются базовыми? У Платона, Сократа, Аристотеля находим такие категории, как: добро, зло, мудрость, мужество, умеренность, справедливость, счастье, дружба. В Средневековье появляется понятие «милосердие», в более позднюю историческую эпоху - «долг» (И. Кант), «вина» (Гегель). Таким образом, было выделено 10 категорий.

Затем мы попросили младших школьников пояснить, как они понимают предъявленные им слова. Из опрошенных было 24 первоклассника (11 девочка и 13 мальчика), Опрос проводился индивидуально.

Статистика ответов первоклассников представлена в табл. 1. Объяснили все понятия 8 человек (4 девочки и 4 мальчика), отказались это делать 3 че­ловека (1 девочка и 2 мальчика).

Итак, первоклассникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «долг», и труднее, «милосердие», «мудрость».

Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорили, что это «люди дру­жат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».

В толковании зла можно выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с действием - «это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся». Вторая группа ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»). Третья группа вновь представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо».

Добро в представлении отвечающих – «когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». При этом существуют значительные различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых добро связано, прежде всего, с помощью («это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают»), для вторых - с отсутствием внешних конфликтов («это когда никто не дерется», «никого не обижают»). Некоторые первоклассники включили «добро» в дихотомию: «добро - это когда нет зла». Ответов, связанных только с эмоциональной оценкой предъявленной категории, не наблюдалось.

Несмотря на то, что категории «свобода» и «долг» объяснило преобладающее большинство учащихся, их понимание далеко от действительного.

Статистика ответов первоклассников представлена в табл. 1.

 

Таблица №1. Статистика ответов первоклассников

Понятия

Объяснили

Не объяснили

девочки

мальчики

девочки

мальчики

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

1. Счастье

9

67,7

10

72

1

32,3

3

27,9

2. Свобода

4

77,4

7

86

7

22,6

4

13,95

3. Мудрость

9

35,5

9

58,1

2

64,5

4

41,9

4.Мужество

11

54,8

10

53,5

1

45,2

3

46,5

5.Умеренность

10

32,3

5

11,6

5

67,7

4

88,4

6.cправедливость

10

61,3

8

65,1

2

38,7

2

34,9

7 Дружба

10

96,8

11

95,3

1

3,2

2

4,7

8. Добро

11

93,5

13

79,1

0

6,5

0

20,9

9. Зло

11

90,3

10

88,4

1

9,7

3

11,6

10. Милосердие

5

22,6

4

37,2

8

77,4

8

62,8

11. Долг

1

67,7

3

76,7

10

32,3

10

23,3

12. Вина

5

48,4

13

69,8

6

51,6

0

30,2

 

В связи с данными исследования мы пришли к выводу, что стоит рекомендовать создавать программы, направленные на воспитание духовно – нравственных качеств младших школьников, которой можно придерживаться в течение всего обучения ребенка в начальном звене.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Формирование нравственных качеств личности зависит не только от педагогического воздействия, но и от множества других факторов. Влияние оказывает социальная среда, разные виды деятельности, типы общения и полоролевые различия детей. Каждый возраст имеет свою роль в формировании нравственного сознания. Кроме того, формирование личности также подвержено влиянию социальной обстановки в нашей стране. Таким образом, задача педагога заключается не только в передаче знаний, но и в формировании идеала нравственного поведения и способности к саморазвитию на основе моральных норм.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Буева Л. П. Духовность, художественное творчество, нравственность // Вопросы философии. – 1996. – № 2. – С.3–10.
  2. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М.: Гардарики, 2004. – 176 с.
  3. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 2 изд. - М.: ЭЛПИС А ТЕМП ИТИ Технологии Азбуковник, 1997. – 944 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Овчинникова М.О., Лодкина Е.В. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №10 (67) том 2. С. 92 - 99. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10178 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10178



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.