'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 2
  4. Научная статья № 18

Просмотры  106 просмотров

Даричева Е.Н., Липачева Е.Н.

  


ВИЗУАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА В ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН *

  


Аннотация:
в статье обосновывается необходимость применения в современном образовании визуальных технологий. Анализируется влияние визуального поворота на преподавание гуманитарных дисциплин   

Ключевые слова:
визуальное мышление, визуальный поворот, художественный образ, вербальный язык, восприятие   


УДК 37

Даричева Е.Н.
канд. пед. наук, преподаватель высшей квалификационной категории

ГАПОУ «Казанское художественное училище им. Н.И. Фешина»

(г. Казань, Россия)

Липачева Е.Н.
преподаватель высшей квалификационной категории

ГАПОУ «Казанское художественное училище им. Н.И. Фешина»

(г. Казань, Россия)

ВИЗУАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА

В ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

Аннотация: в статье обосновывается необходимость применения в современном образовании визуальных технологий. Анализируется влияние визуального поворота на преподавание гуманитарных дисциплин.

 

Ключевые слова: визуальное мышление, визуальный поворот, художественный образ, вербальный язык, восприятие.

 

Современное образование ставит перед педагогом задачу максимально полной передачи больших объемов информации без потери оттенков смысла. Особенно актуальной становится эта задача для преподавателя гуманитарных дисциплин. Информация, которая транслируется учащимся, должна быть им доступна и понятна, максимально лаконична и в то же время объемна.

Возникает вопрос о том, каким должен быть подходящий объект для решения этой задачи? В качестве такого объекта в течение длительного времени использовалось слово. Но есть и другой объект – изображение. Так же, как и слово, оно может обладать несколькими смыслами, но быть значительно более конкретным и компактным.

Многие века культура и искусство воздействуют на людей художественными образами. Образное озарение не чуждо и науке. «Образ информационно более емок. Включая число и слово, образ дает новую, более полную и наглядную информацию об объекте изучения. Через … образы проще постигаются … сложные процессы современной науки… Иными словами, более понятным становится то сложное, что раньше пытались описать только числом и словом.

Мировая культура подарила нам образы видения мира великими зодчими, скульпторами, музыкантами, художниками, поэтами и писателями. Стремясь установить соответствие гуманитарного и естественнонаучного представлений о мироздании, мы обращаемся и к опыту познания мира великими служителями Муз» [2, с.8-9]

Образ является универсальным способом отражения окружающего нас мира. Образ – это реальность, но другая, та, которая возникает во внутреннем мире человека при контакте с миром внешним. Художественный образ помогает решать человеку глобальные задачи философского плана: осмысление действительности, передача информации доступным и понятным другим людям способом. Художественный образ создается творцом в процессе художественного творчества по законам искусства. Кроме того, есть образы нашего воображения, те, которые возникают в грезах, мечтах, снах.

В настоящее время на смену образу художественному идет образ визуальный. Современная массовая культура создает общее для всех поле, в котором вербальные способы передачи информации играют вспомогательную, уточняющую, конкретизирующую роль. Основная же нагрузка ложится на визуальный образ. В отличие от слова он более однозначен, доступен, доходчив. Он может вызывать зрителя на внутренний диалог, он выразителен, он несет в себе «большие идеи», он пробуждает эмоции, он способен долго сохранять интерес к себе.

Вербальный язык отступает перед языком визуальных образов, который понятен и доступен даже ребенку. Визуальный язык лишен барьеров, возрастных, языковых, социальных. Это язык, с помощью которого средства массовой информации ведут диалог со зрителем, слушателем, потребителем. Люди потребляют не товары, а соответствующие им образы. Культурная ситуация, сложившаяся в XX веке с развитием средств массовой информации, уже получила название визуального поворота.

Сложился так называемый визуальный стиль жизни, который характеризуется глобализацией, экранностью, высокой скоростью производства и потребления визуальных продуктов, доминирования визуальных медиа во всех сферах повседневной жизни, ослабеванием способностей критического мышления.

Очень важной задачей для преподавателей гуманитарных дисциплин в современных условиях является осмысление сложившейся ситуации и применение существующих визуальных технологий для формирования общей и гуманитарной культуры учащихся, развития их мышления.

Преподавание гуманитарных дисциплин ориентировано на формирование картины мира, мировоззрения – процесс, в котором не последнюю роль играет зрительное восприятие. В повседневной жизни видение является средством практической ориентации. Однако исчерпывается ли его роль этим? Созерцание не есть пассивное занятие, перцептивная деятельность весьма активна. Восприятие – это активное изучение и исследование окружающего мира. Восприятие избирательно в отношении объекта и всегда представляет изучение его и взаимодействие с ним.

В современной психологии принято считать, что первичными данными восприятия являются общие структурные особенности воспринимаемого объекта. Р. Анхейм отмечает, что «…мы имеем право сказать, что восприятие заключается в образовании «перцептивных понятий». Для обычного способа мышления данная терминология неудобна, так как чувства, ощущения всегда ограничены конкретным, тогда как понятия имеют дело с абстракцией. Однако процесс зрительного восприятия… по-видимому, отвечает условиям формирования понятия. Использование слова «понятие» ни в коем случае не означает, что восприятие — это интеллектуальная операция. Описанные процессы должны рассматриваться как процессы, происходящие в органах зрения. Данный термин указывает на поразительное сходство между элементарной деятельностью чувственного восприятия и более высокой деятельностью логического мышления… В настоящее время можно утверждать, что на обоих уровнях — перцептивном и интеллектуальном — действуют одни и те же механизмы.

Следовательно, современная психология позволяет нам считать процесс видения творческой деятельностью человеческого разума. На сенсорном уровне восприятие достигает того, что в царстве разума известно под названием «понимание». Каждый взгляд человека — это предвосхищение изумительной способности художника создавать модели, которые объясняют жизненный опыт средствами организованной формы. Человеческий взгляд - это внезапное проникновение в сущность» [1, с.40]

Р. Арнхейм ввел понятие визуального мышления, т.е. мышления посредством визуальных операций. В этом случае визуальные образы являются конечным проявлением самого мышления. Разум осуществляет свою деятельность в специальной среде, благодаря чему появляется возможность перевести информацию с одного языка на другой, осмыслить связи и отношения между ее объектами. При активизации визуального мышления учащихся преподаватель воздействует на все мышление в целом.

Активное овладение визуальным материалом возможно только в том случае, если он сопровождается объяснением, т.е. простой показ картинок недостаточен. Педагог структурирует содержание учебного материала с помощью знаков, схем, рисунков. Эти образы используются для восприятия, усвоения и переработки информации, в дальнейшем учащийся складывает из них единый визуальный образ, переходя на новую ступень мышления – визуально-логическую.

При такой организации процесса обучения учитываются три вида нашей памяти (оперативная, кратковременная и долговременная). Технология визуализации учебной информации построена на быстром просматривании учащимся изображения, изучении его основных фрагментов, анализе отдельных элементов. Эта деятельность повторяется, совершенствуется и может быть воспроизведена всякий раз при необходимости.

В процессе восприятия и переработки визуальной информации можно условно выделить три этапа: анализ структуры информации, создание новых образов (системы) и поисковую деятельность. В качестве целей изучения материала могут выступать опознание, воспроизведение, конструирование или трансформация. Необходимо наметить те связи, которые являются наиболее существенными, исходя из логики предмета и выбора преподавателя. Они и будут определять структуру и последовательность изложения учебного материала.

При использовании визуальных технологий в обучении мы увеличиваем интеллектуальную доступность учебного материала: при сочетании визуального образа, текста, устного пояснения преподавателя каждый учащийся может обучаться в более комфортной для себя системе, а также получает возможности для развития второстепенных для него систем восприятия информации, что увеличивает эффективность процесса обучения в целом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие (сокр. пер. с англ. В.Н. Самохина, общ. ред. и вст. ст. В.П. Шестакова). — М.: “Прогресс”, 1974.
  2. Естествознание: Для учащихся 10-х классов школ и средних учебных заведений с гуманитарным профилем/ Л.А. Битюцкая, В.С. Еремин, В.С. Чесноков, О.Б. Дементьева.- -М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Даричева Е.Н., Липачева Е.Н. ВИЗУАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА В ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН // Вестник науки №10 (67) том 2. С. 77 - 82. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10175 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10175



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.