'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 2
  4. Научная статья № 13

Просмотры  91 просмотров

Шабалин Д.Р.

  


ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ КАК УСЛОВИЕ ЕЕ РАЗВИТИЯ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрены проблемы в сфере регулирования конфликта интересов на государственной службе. Представлены Предложения по совершенствованию регулирования конфликта интересов в органах власти Российской Федерации на примере Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области – Кузбассу   

Ключевые слова:
государственная служба, конфликт интересов, личная заинтересованность, гражданский служащий, региональный орган исполнительной власти   


 

УДК 35.083

Шабалин Д.Р.

студент 3 курса магистратуры по направлению

«Государственное и муниципальное управление»

Кузбасский государственный технический университет

имени Т.Ф. Горбачева

(г. Кемерово, Россия)

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ

КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СЛУЖБЕ КАК УСЛОВИЕ ЕЕ РАЗВИТИЯ

 

Аннотация: в работе рассмотрены проблемы в сфере регулирования конфликта интересов на государственной службе. Представлены Предложения по совершенствованию регулирования конфликта интересов в органах власти Российской Федерации на примере Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области – Кузбассу.

 

Ключевые слова: государственная служба, конфликт интересов, личная заинтересованность, гражданский служащий, региональный орган исполнительной власти.

 

На сегодняшний день, вопросы, связанные с изучением конфликтов в деятельности государственных служащих, интересуют множество людей и являются предметом исследования современных ученых.

Проблема возможности возникновения конфликта интересов на сегодняшний день является проблемой не только экономической сферы, но и других сфер общественной жизни. И в первую очередь, необходимо говорить о возможности возникновения конфликта интересов в управлении государством. [3, с.218] С возникновением конфликта интересов встает проблема коррупции в политическом секторе, что ведет к снижению качества государственного управления, так как принимаемые решения направлены не на повышение эффективности работы государства и развития общества, а на удовлетворение личных интересов должностных лиц. [1, с.158] Такая постановка проблемы помогает нам сделать вывод об актуальности темы возникновения конфликта интересов в процессе функционирования государственной власти и необходимости глубокого исследования этого феномена. Актуальность данной темы также подтверждается и растущей ролью законодательного закрепления института конфликта интересов в Российской Федерации, применения механизмов урегулирования конфликта интересов как методов противодействия коррупции в государственном секторе. [2, с.23]

Материалом исследования, подтверждающим заявленный тезис, стала деятельность в сфере регулирования конфликтов интересов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области – Кузбассу. Анализ данной деятельности производился исходя из выявленных проблем в сфере регулирования конфликта интересов:

Нечеткие границы понятия «конфликт интересов». Т.е. четко не определены критерии оценки, что считать конфликтом интересов. В связи с тем, что данное определение закреплено на федеральном уровне на сегодняшний момент не представляется возможным внести туда изменения. Однако для того, чтобы региональный орган исполнительной государственной власти мог компетентно осуществлять свои функции в данной сфере, предлагается утвердить собственную формулировку определения конфликта интересов, прежде всего, не противоречащую федеральной, но более расширенную и дополненную. Соответственно после утверждения более полной формулировки, данным определением может пользоваться комиссия при проведении заседаний. В настоящее время при осуществлении своей деятельности комиссия пользуется действующим определением.

Размытые формулировки Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Т.е. начинающий государственный служащий не может самостоятельно разобраться, что считается конфликтом интересов, кто является его участниками, если он возник, каковы его пути решения. В силу ограниченности информации в социальной сети «Интернет» по теме конфликта интересов данного органа исполнительной власти не представляется возможным выяснить: кто является сторонами конфликта интересов и что послужило причиной. Соответственно невозможно выяснить в приведенных спорных ситуациях правильно ли трактовал формулировки закона государственный служащий, все ли было понятно и осознает ли он, что нарушает закон.

Инертность работы системы государственной службы. Т.е. не оперативное выявление конфликтов интересов на рабочем месте. В виду недостатка информации невозможно выяснить, когда были совершенны правонарушения, насколько оперативно на них отреагировала комиссия. Соответственно, исходя из этого невозможно оценить оперативность публикации и проведения заседания комиссии.

Отсутствие информирования о конфликте интересов. Т.е. на сайтах государственных структур отсутствует информация для населения о проведении заседаний комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, об отсутствии их деятельности. При анализе информационного ресурса (сайт) данного органа исполнительной власти было обнаружено, что информация о проведенных заседаниях комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов публикуется своевременно, с описанием ситуаций и участников. Однако, представленная информация является неполной, что может послужить поводом ее неправильной трактовки и передачи. В том числе, любой посетитель сайта, решивший ознакомиться с деятельностью комиссии данного органа, столкнется с нехваткой информации и отсутствием возможности узнать подробности. Это приведет к росту негативной реакции у аудитории. Для решения данной проблемы в предыдущем параграфе был предложен ряд методов: открытие новой ставки, закрепление обязанностей локальным нормативно-правовым актов, делегирование полномочий другому сотруднику. При попытке применения данных рекомендаций к информационному ресурсу было выяснено, что в штате Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области – Кузбассу отсутствует специалист, отвечающий за информационное сопровождение и администрирование технических информационных ресурсов. Данный вывод был сделан исходя из представленной структуры на сайте ведомства. Соответственно можно предложить, что ряд обязанностей выполняет специалист, работающий на другой ставке.  Так как информация обновляется в срок, имеет ряд подробностей по теме конфликта интересов, можно сделать вывод, что специалист справляется со своими обязанностями. Однако, среди информации о проведенных заседаниях отсутствует дополнение необходимые аудитории для полного понимания вопроса, например, такого как отсутствие фиксации данной ситуации (т.е. отсутствуют подробности о полном ходе проведения проверки). Публикация более подробной информации позволяет другим участникам государственной службы предотвратить возникновение подобных ситуаций.

Отсутствие фактического наказания за участие в конфликте интересов. Т.е. все меры, предлагаемые комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, носит рекомендательный характер. В ходе анализа информационного ресурса было выяснено, что заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, за 2023 год проводились всего 2 раза. Это говорит о несистемной работе данного подразделения. Однако, это может говорить еще и том, что комиссия собиралась только при обнаружении случаев конфликтов интересов. Для исключения вариативности трактовки информации предлагается публиковать информацию о заседаниях комиссии ежемесячно на официальном ресурсе, даже если случаи нарушения конфликта интересов не были зафиксированы. Это позволит говорить о том, что данное подразделение ведет системную работу, а также информировать население о происходящих процессах. При анализе информационного ресурса в отдельной вкладке «Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов» был обнаружен документ «Положение о комиссиях Роспотребнадзора по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Роспотребнадзором, и урегулированию конфликта интересов». В данном нормативно-правовом документе в разделе IV «Решения, принимаемые комиссиями, и порядок их оформления» в пункте 4.2.2 сказано: «Установить, что гражданский служащий не соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссии рекомендуют руководителю Роспотребнадзора (для Комиссии центрального аппарата Роспотребнадзора), руководителю территориального органа Роспотребнадзора (для Комиссии территориального органа Роспотребнадзора) указать гражданскому служащему на недопустимость нарушения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо применить к гражданскому служащему конкретную меру ответственности». Данная формулировка подтверждает, что все меры наказания носит рекомендательный характер, то есть необязательный к исполнению. В связи с этим предлагается внести поправки в данный документ, исключив из него рекомендательный характер мер наказаний и сделать их обязательными. При закреплении обязательности данных мер сотрудники будут более ответственно подходить к вопросу конфликта интересов, стараться не нарушать закон и более серьезно подходить к вопросу выполнения своих обязанностей.

 Компетентность независимых экспертов, входящих в состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Т.е. отсутствуют предъявляемые требования, опыт работы по данной сфере к эксперту. В ходе анализа информационного ресурса был обнаружен документ, в котором отражен состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области – Кузбассу. В её состав вошли: заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области – Кузбассу, заместитель начальника отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области – Кузбассу, начальник отдела государственной службы и кадров Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области – Кузбассу, начальник отдела надзора по гигиене труда и радиационной гигиене Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области – Кузбассу, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области – Кузбассу, начальник отдела надзора на транспорте и санитарной охране территорий Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области – Кузбассу, начальник отдела кадров Управления по работе с персоналом ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», доцент кафедры всеобщей истории и международных отношений ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», заместитель директора института истории и международных отношений по учебной работе. Это говорит о том, что там есть как и государственные служащие, так и независимые эксперты не имеющие отношения к государственной и муниципальной службе. В связи с тем, что в ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» присутствует направление подготовки «Государственное и муниципальное управление» профессорско-преподавательский состав данного направления мог бы войти в состав данной комиссии, так как их компетенции позволяют это сделать, нежели профессорско-преподавательский состав института истории и международных отношений. Если не представляется возможности поменять членов комиссии предлагается в открытом доступе публиковать данные об их подготовки, переподготовки и курсах повышении квалификации. Это необходимо для того, чтобы как у потенциального нарушителя, так и у аудитории не возникало вопросов о компетенции членов данной комиссии.

В настоящее время, в системе государственной службы создана правовая основа для предотвращения и урегулирования конфликта интересов. В этом направлении проводится соответствующая работа в органах власти. В целом, следует говорить об ужесточении требований законодательства по отношению к государственным служащим в части соблюдения требований по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Только запретительными и рекомендательными мерами исключить проявление конфликта интересов невозможно.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Акмалова, А. А. Система государственного и муниципального управления : учебник / А. А. Акмалова, В. М. Капицын. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 414 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс] — DOI 10.12737/981344. - ISBN 978-5-16-014417-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/981344 (дата обращения: 05.05.2022). – Режим доступа: по подписке.
  2. Быкова, А. В. Управление конфликтами: учебное пособие / А. В. Быкова. — Москва : РТУ МИРЭА, 2020. — 69 с. — Текст : электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/171443 (дата обращения: 10.05.2022). — Режим доступа: для авториз. Пользователей;
  3. Наумов, С. Ю. Основы организации муниципального управления / С. Ю. Наумов, Е. С. Ведяева, А. А. Гребенникова. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2020. – 375 с.

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Шабалин Д.Р. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ КАК УСЛОВИЕ ЕЕ РАЗВИТИЯ // Вестник науки №10 (67) том 2. С. 57 - 64. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10170 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10170



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.