'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 2
  4. Научная статья № 12

Просмотры  36 просмотров

Ткаченко А.В.

  


ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МОРСКОЙ ОТРАСЛИ *

  


Аннотация:
в статье исследуется специфика мотивации труда работников предприятий морской отрасли. Указываются факторы, оказывающие влияние на формирование эффективного механизма управления трудовой мотивации с учетом отраслевых особенностей   

Ключевые слова:
мотивация труда, факторы мотивации и демотивации, морской транспорт, мотивационная структура личности, профессиональная компетентность, оплата труда, стимулирование труда, трудовое поведение   


УДК 331

Ткаченко А.В.

магистрант 3 курса

Государственный морской университет им. адм. Ф.Ф Ушакова

(г. Новороссийск, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ТРУДА

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МОРСКОЙ ОТРАСЛИ

 

Аннотация: в статье исследуется специфика мотивации труда работников предприятий морской отрасли. Указываются факторы, оказывающие влияние на формирование эффективного механизма управления трудовой мотивации с учетом отраслевых особенностей.

 

Ключевые слова: мотивация труда, факторы мотивации и демотивации, морской транспорт, мотивационная структура личности, профессиональная компетентность, оплата труда, стимулирование труда, трудовое поведение.

 

В последние десятилетия трудовая сфера предприятий морской отрасли значительно изменилась в части падения уровня поведенческой компетентности, т.е. снижения мотивации работников, что следует рассматривать как одно из наиболее негативных и трудно устранимых состояний персонала. Причина кроется, в первую очередь, в невысоком уровне заработной платы, которая не выполняет возложенной на нее стимулирующей функции. Уровень оплаты труда не обеспечивает стимулирования высокой эффективности трудовой деятельности на предприятиях морской отрасли, а низкий уровень производительности труда в свою очередь не создает условия для повышения заработной платы, что еще больше усугубляет проблему демотивации. Взаимодействие между персоналом и работодателем отличается низшим уровнем удовлетворения потребностей одной стороны трудовых отношений и низким уровнем эффективности и качества для другой стороны [3].

Для преодоления негативной тенденции в сфере мотивации труда работников предприятий морской отрасли должны быть предприняты активные меры по построению действенной системы управления мотивацией с точки зрения ее адаптации к современным реалиям и учета отраслевой специфики трудовой деятельности работников транспортного комплекса в целом и морского отрасли, в частности. На процессы создания и внедрения эффективной системы мотивации труда на предприятиях морского транспорта оказывает влияние целый ряд факторов макро- и микросреды, обусловленный отраслевой спецификой:

  • высокое значение и роль предприятий морской отрасли в национальной экономике в целом;
  • зависимость объемов и структуры деятельности предприятий морской отрасли от рыночной конъюнктуры, от объема и структуры товарного производства, объема и структуры экспортно-импортных операций;
  • сложность основного технологического процесса;
  • высокая капиталоемкость производства (за исключением транспортно-экспедиционной, логистической, таможенно-оформительской и иных подобных видов деятельности);
  • высокий уровень технологических рисков в деятельности предприятий морской отрасли.

Ключевой особенностью управления персоналом предприятий сферы транспортного комплекса выступает немалый объем производственно-технологических, а, значит, и трудовых комбинаций, которые связаны с обслуживанием клиентов. Зачастую работник и клиент вступают в прямое, непосредственное взаимодействие друг с другом. Именно их взаимодействие является немаловажной составляющей организационной деятельности в сфере морского транспорта, которая определяет структуру и объем операционных издержек.

Важной характеристикой труда на предприятиях морской отрасли следует назвать высокий уровень риска, определяемый спецификой их функционирования, и, как следствие, высокий уровень требований, предъявляемых к уровню профессиональной компетентности работников транспортного комплекса. В качестве факторов, определяющих особую роль критерия высокой компетентности сотрудников предприятий морского транспорта, следует назвать:

  • непредсказуемость обстоятельств, в которых ведется основная производственная деятельность, по причине воздействия ряда трудно прогнозируемых внешних факторов (штормовые предупреждения, погодные условия, техническое состояние морского судна, рациональность потребления топливно-энергетических ресурсов и т.п.);
  • оборудование, техника, транспортные средства, применяемые на предприятиях отрасли, относятся к категории наиболее крупных дорогостоящих объектов основных средств, поэтому для их эксплуатации требуется наличие у работника профессионального взгляда, позволяющего эффективно использовать ограниченные ресурсы;
  • необходимость обеспечение безопасной транспортировки, перевалки, хранения груза, что также определяется уровнем профессионализма и компетентности персонала.

Следствием высоких требований, предъявляемых к уровню профессиональной компетентности персонала предприятий морской отрасли, выступает высокий уровень ее оплаты, хотя данное обстоятельство характерно не для всех предприятий. Другой специфической чертой мотивации труда на предприятиях морской отрасли с позиции организации системы материального стимулирования является то, что величина фонда оплаты труда ряда компаний существенно зависит от объема оказываемых услуг, выполняемых работ. Это позволяет говорить о том, что работник напрямую заинтересован в эффективности деятельности своей и предприятия в целом, что может рассматриваться как базовый мотивационный стимул в работе его персонала [1].

В работах известных специалистов в области управления персоналом и экономики труда не уделяется особого внимания изучению отраслевой специфики мотивации труда, отсутствуют теории и концепции построения механизма управления мотивацией труда именно для предприятий морской отрасли [2, 3].

Обобщая имеющиеся в научной литературе подходы, исходя из специфики трудовой деятельности в сфере морского транспорта, обобщим специфику мотивации труда работников данной сферы:

  1. Индивидуальный подход к стимулированию труда.
  2. Гибкость механизма стимулирования труда, предоставление возможности альтернативного выбора форм и методов поощрения работника согласно индивидуальным предпочтениям.
  3. Внедрение развитой системы изучения и стимулирования мотивации труда (индивидуальное планирование карьеры, подготовка и переподготовка персонала, стимулирование профессионального роста и ротации кадров).
  4. Использование системы оплаты труда, построенной на принципах всестороннего учета личного трудового вклада работника и уровня его профессиональной компетентности.
  5. Поддержка высокой степени участия отдельных работников и трудовых коллективов в разработке и принятии управленческих решений, практика делегирования полномочий и ответственности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СП.: Питер, 2000. 512 с. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23363778 (дата обращения 13.02.2022).
  2. Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Митрофанова Е.А. и др. Управление персоналом: теория и практика. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебно-практическое пособие / под. ред. А.Я. Кибанова. М.: Проспект, 2016. 64 с.
  3. Паршина В.С. Целевая функция развития персонала на транспорте с позиций динамической модели трудовой мотивации // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2017. № 4 (36).
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Ткаченко А.В. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МОРСКОЙ ОТРАСЛИ // Вестник науки №10 (67) том 2. С. 52 - 56. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10169 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10169



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.