'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 1
  4. Научная статья № 8

Просмотры  56 просмотров

Миленина А.К.

  


ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА *

  


Аннотация:
инновационная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) стоит в центре внимания многих экономически развитых стран. Инновации в МСП могут стать катализатором роста и устойчивости экономики, способствуя конкурентоспособности и диверсификации рынка. Правовое регулирование в области инноваций играет ключевую роль в формировании благоприятного инвестиционного климата для субъектов МСП. Оно определяет рамки их деятельности, устанавливает права и обязанности, обеспечивает защиту интеллектуальной собственности и формирует основы взаимодействия с государственными органами   

Ключевые слова:
правовое регулирование, инновационная деятельность, малое предпринимательство, среднее предпринимательство, законодательство, инновации, государственная поддержка   


УДК 33

Миленина А.К.

магистрант 3 курса обучения

Российский государственный гуманитарный университет

(г. Москва, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ

МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Аннотация: инновационная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) стоит в центре внимания многих экономически развитых стран. Инновации в МСП могут стать катализатором роста и устойчивости экономики, способствуя конкурентоспособности и диверсификации рынка. Правовое регулирование в области инноваций играет ключевую роль в формировании благоприятного инвестиционного климата для субъектов МСП. Оно определяет рамки их деятельности, устанавливает права и обязанности, обеспечивает защиту интеллектуальной собственности и формирует основы взаимодействия с государственными органами.

 

Ключевые слова: правовое регулирование, инновационная деятельность, малое предпринимательство, среднее предпринимательство, законодательство, инновации, государственная поддержка.

 

В последние годы, стремясь обеспечить качественный рост экономики и направить её на инновационный путь структурной диверсификации, Россия активно поддерживает малое и среднее предпринимательство (далее по тексту — МСП). С этой целью была утверждена Стратегия развития МСП до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р), предусматривающая удвоение вклада данного сектора в ВВП страны с 20 до 40% и приближение к уровням развитых государств.

Несмотря на активную работу в данном направлении, в мировой практике до сих пор не сформировалось единого определения МСП, хотя идёт процесс его унификации. Учёные и практики продолжают дебаты по поводу критериев, разделяющих малые и средние предприятия. В текущий момент применяется подход к классификации, учитывающий как количественные показатели (например, численность работников), так и качественные характеристики финансово-экономической деятельности предприятия.

Выступая ключевыми элементами хозяйственной системы России, МСП обеспечивают занятость для 16,8 млн человек, что составляет 25% экономически активного населения. Таким образом, каждый четвертый работающий гражданин страны принадлежит к сектору МСП. С учетом стратегического значения этого сектора, Минэкономразвитие России разработало прогноз социально-экономического развития до 2030 года, обозначив инновационный сектор в числе приоритетных и акцентировав внимание на необходимости долгосрочной поддержки государством инновационного бизнеса и соответствующих инфраструктурных объектов, включая кластеры, бизнес-инкубаторы и технопарки.

Государство активно содействует развитию этой сферы через законодательное регулирование. Научные комплексы, включая технопарки и инкубаторы, выступают важными участниками инновационного процесса, обеспечивая фундаментальные исследования и технические разработки. Инвесторы, финансируя инновационные проекты, стимулируют новаторство, в то время как страховые компании минимизируют риски, связанные с данными проектами. Предприниматели и посредники, участвуя в инновационных инициативах, действуют в качестве заказчиков или исполнителей.

Хотя инновационная сфера привлекает внимание бизнес-сообщества, особенно учитывая государственную поддержку в виде различных законодательных актов и налоговых льгот, практика показывает, что не все компании могут воспользоваться предложенными преимуществами в полной мере. Кроме того, возникают определенные трудности при предоставлении субсидий предприятиям, активно занимающимся инновациями.

Регулирование инновационной деятельности предприятий в России базируется на нормативных актах различных отраслей. Непоследовательное развитие правовой регламентации в этой сфере и отсутствие систематизированного подхода сдерживают рост инновационного сектора.

Отдельного внимания заслуживает роль Конституции РФ, выступающей основным источником для всех правовых норм, включая гражданское законодательство. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) определяет основы отношений, касающихся создания и применения результатов интеллектуального труда, защиты авторских прав и регулирования деятельности юридических лиц. Принятие IV части ГК РФ способствовало объединению и систематизации правил о интеллектуальной собственности, ранее разбросанных по разным документам. Несмотря на то что ГК РФ устанавливает основные принципы инновационной деятельности, он не раскрывает конкретику инноваций и процессов в этой сфере [5, c. 67].

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» является основой регулирования инновационной деятельности в России. Указанный законодательный акт устанавливает правовой статус участников научной и научно-технической сфер, определяя порядок формирования государственной политики в этой области. Принимая во внимание различные виды деятельности, такие как научные исследования и научно-техническая работа, данный закон представляет конкретные определения, такие как «научно-техническая деятельность» и ее участники.

Данный закон также определяет роль региональных органов государственной власти. Обозначая приоритетные направления в сфере науки и техники, они также взаимодействуют с системой научных организаций. Регионы принимают на себя ответственность за координацию научной и научно-технической деятельности, разработку научных программ и стимулирование интеграции научных исследований с производством [4, c. 74].

Утверждённый 29.07.2017 ФЗ N 216-Ф «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает основные параметры инфраструктуры научно-технического центра, детализирует регулирование отношений при осуществлении проектов и определяет полномочия органов власти на территории такого центра. Однако данный закон оставляет без должного внимания правовые аспекты субъектов инноваций, а также права и обязанности участников таких центров [2].

Налоговый Кодекс РФ играет ключевую роль в развитии инновационной деятельности страны, предоставляя специфические условия для компаний, сосредоточенных на инновациях. Налоговое стимулирование, рассматриваемое как инструмент государственной поддержки, целенаправленно способствует привлечению частных инвестиций в стратегические сектора экономики.

Принятый 24 июля 2007 г. Закон №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» регулирует отношения, касающиеся развития сектора МСП, и акцентирует внимание на расширении поддерживающей инфраструктуры [3]. Этот закон, подчеркивая значение поддержки инноваций и промышленного производства, обозначает различные механизмы поддержки со стороны государства.

Основные формы государственной поддержки включают в себя выделение средств для научно-исследовательских работ университетам, связанным с инновациями, создание федеральных фондов и стимулирование создания инноваций. Кроме того, государство способствует созданию инновационной инфраструктуры и предоставляет материальную помощь проектам, целью которых является коммерциализация результатов НИОКР.

В дополнение к финансовой поддержке, государство обеспечивает ряд нефинансовых мер стимулирования. Эти меры включают обеспечение успешной коммерциализации продуктов интеллектуальной деятельности путем снижения административных преград, выделение субсидий для усиления инновационной активности МСП и фокусирование на повышении их инновационно-технологического потенциала. В целях инфраструктурного развития предусмотрены специальные зоны для интеграции и реализации инноваций в рамках МСП.

В России функционируют четыре ключевые структуры, поддерживающие инновационное развитие. Среди них Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ); технопарки и инкубаторы, в числе которых «Сколково» и технопарк «Мосгормаш», предлагающие комплекс услуг для инновационных компаний; Фонд содействия инновациям, направленный на прямое финансирование инновационных стартапов. Не менее значим и фонд, специализирующийся на определенных направлениях инновационного развития, таких как Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) [1, c. 247].

Несмотря на активное внимание, уделяемое государством инновационной деятельности, и наличие многочисленных стратегических направлений, инновационная политика, требующая значительных ресурсных затрат, не приводит к ожидаемым результатам. Отмечается затяжная стагнация ключевых индикаторов развития в области инноваций.

Ситуация, возникшая в связи с пандемией COVID-19, вынудила переосмыслить значение науки и инноваций для экономики и социума. На передний план выходят такие приоритеты инновационной повестки, как оптимизация инновационной среды, нацеленность на усиление конкуренции, целостность и координация инструментария инновационной политики, а также активизация участия в инновационных проектах компаний различных масштабов, особенно малого и среднего бизнеса.

С учетом стремления России к модернизации экономики на принципах «инновационной экономики», актуален вопрос грамотного правового сопровождения, что подразумевает необходимость дальнейшего усовершенствования нормативно-правовой базы и институциональной структуры, отвечающих за регулирование и финансирование инноваций, что, в свою очередь, требует тщательного научного анализа.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Лукаушке, Н. А. Перспективы развития и современное состояние правового регулирования инновационной экономической деятельности в России // Актуальные проблемы управления : сборник научных статей по итогам VIII Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 16 ноября 2021 года / Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. – Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2022. – С. 245-247.
  2. Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 29.07.2017 года № 216-ФЗ / Российская Федерация. Законы. — ИПО Гарант-Максимум / НПП «Гарант-сервис-университет» (дата обращения: 20.09.2023). – Текст: электронный.
  3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 года № 209-ФЗ / Российская Федерация. Законы. — ИПО Гарант-Максимум / НПП «Гарант-сервис-университет» (дата обращения: 20.09.2023). – Текст: электронный.
  4. Толстова, А. Е. Особенности правового регулирования инновационной деятельности // Вестник Санкт - Петербургской юридической академии. – 2018. – № 3 (40). – С. 72–76.
  5. Черникова, А. Е. Регулирование деятельности инновационных предприятий: правовые аспекты // Проблемы права. – 2021. – № 3(82). – С. 66-71. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Миленина А.К. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА // Вестник науки №10 (67) том 1. С. 40 - 46. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10095 (дата обращения: 15.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10095



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.