'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (66) том 4
  4. Научная статья № 48

Просмотры  78 просмотров

Подлесных Е.И., Сафошин А.В.

  


ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ ЛЕГКОАТЛЕТОВ *

  


Аннотация:
психологическая подготовка является неотъемлемой частью тренировочного процесса. Успех в достижении спортивных результатов зависит не только от качества и количества спортивной подготовки, спортивного уровня спортсмена, но и от степени владения психологическими приемами, позволяющими достичь высокого уровня физической и умственной работоспособности в условиях повышенной конкуренции и подготовки. В статье представлены причины использования психологической подготовки в повседневном учебно-тренировочном процессе спортсмена легкоатлета, а также результаты практического исследования   

Ключевые слова:
психологическая подготовка, соревновательный период, учебно-тренировочный процесс, спортивное мастерство, физическое совершенство, спортсмен, легкоатлет   


УДК 159

Подлесных Е.И.

магистрант,

Московский педагогический государственный университет

(г. Москва, Россия)

 

Научный руководитель:

Сафошин А.В.

кандидат педагогических наук, профессор,

Московский педагогический государственный университет

(г. Москва, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ

СПОРТСМЕНОВ ЛЕГКОАТЛЕТОВ

 

Аннотация: психологическая подготовка является неотъемлемой частью тренировочного процесса. Успех в достижении спортивных результатов зависит не только от качества и количества спортивной подготовки, спортивного уровня спортсмена, но и от степени владения психологическими приемами, позволяющими достичь высокого уровня физической и умственной работоспособности в условиях повышенной конкуренции и подготовки. В статье представлены причины использования психологической подготовки в повседневном учебно-тренировочном процессе спортсмена легкоатлета, а также результаты практического исследования.

 

Ключевые слова: психологическая подготовка, соревновательный период, учебно-тренировочный процесс, спортивное мастерство, физическое совершенство, спортсмен, легкоатлет.

 

Введение. Актуальность исследования. Психология спорта разрабатывает в научно-методическом плане психологические вопросы, связанные с воспитанием, обучением и подготовкой спортсменов, организацией учебно-тренировочного процесса в целом и подготовкой к соревнованиям на всех этапах спортивного совершенствования.

Психологическая подготовка является одним из основополагающих компонентов подготовки спортсмена к соревновательному периоду. Поскольку она напрямую связана с физической, технической и тактической подготовкой спортсмена, она является одной из обязательных частей тренировочного процесса [1].

Контроль за психоэмоциональным состоянием спортсмена, способностью спортсмена адаптироваться к различным раздражающим факторам в условиях тренировочной и соревновательной деятельности, психологической подготовкой в целом должен осуществляться тренером-инструктором на каждой плановой тренировке, невозможностью достижения психологической устойчивости спортсмена на разных этапах спортивной деятельности в течение ограниченного периода времени [2]. Психологическая подготовка осуществляет развитие психического состояния спортсмена, что способствует противостоянию деструктивным факторам непосредственно в соревновательном периоде.

Навыки, приобретаемые в ходе психологической подготовки, помогают спортсмену максимально устранить перевозбуждение нервной системы, состояние тревожности, скованности, чувство неуверенности в собственных силах, боязнь возможного поражения [3].

 Основной задачей психологической подготовки спортсмена является достижение высокого уровня физической и умственной работоспособности в условиях большей сложности соревнований и тренировок, развитие толерантности, формирование свойств и качеств личности спортсменов, направленных на достижение успеха в период соревновательно-тренировочный с минимальной психоэмоциональной нагрузкой [4].

Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную [5].

Научная проблема лежит в основе комплексного анализа теории спортивной психологии и практики тренировочного процесса, методов психорегуляции, направленных на повышение психологической подготовки легкоатлетов.

Цель работы – определение особенностей психологической подготовки спортсменов легкоатлетов.

Объект исследования – система подготовки высококвалифицированных спортсменов, специализирующихся в беге на средние дистанции.

Предмет исследования – средства и методы силовой подготовки высококвалифицированных легкоатлетов на средние дистанции.

Задачи:

  1. Выявить особенности психологической подготовки легкоатлетов на различных этапах тренировочного цикла;
  2. Выявить и экспериментально продемонстрировать эффективность разработанной методики;
  3. Провести практическое исследование, сделать выводы и оформить результаты.

Гипотеза – предполагается, что изучение методов психологической подготовки и практическое внедрение методов психорегуляции, адаптированных к тренировочному процессу легкой атлетики, будет способствовать улучшению психоэмоционального и физического состояния спортсменов-легкоатлетов.

Практическая значимость – выражается в возможности использования результатов исследования в реальном процессе спортивной подготовки спортсменов-легкоатлетов.

Методы и организация исследования. В качестве теоретических в исследовании использовались следующие методы:

1.Анализ научно-методической литературы.

2.Методы математической статистики.

Исследование проводилось на базе СДЮШОР №1 «Урожай» в г. Курске.

В нём принимали участие тестируемые в возрасте 18-27 лет.

В ходе исследования были выявлены три уровня соревновательной тревожности: низкий, умеренный и высокий, которые соответствуют предстартовым состояниям предстартовой апатии, боевой готовности и предстартовой лихорадки. Рейтинги тревожности были сделаны с помощью модифицированной шкалы личностной соревновательной тревожности Р.Мартенса.

В исследовании приняли участие спортсмены, специализирующиеся в беге на средние дистанции. По результатам применения модифицированной шкалы личностной соревновательной тревожности тестируемые были разделены на три группы: восемь человек (40% группы) относились к спортсменам с высокой соревновательной тревожностью, одиннадцать человек (55% группы) – к умеренной, один человек (5% группы) – с низкой. Все участники исследования имеют юношеские разряды.

Следующим этапом в организации занятий было планомерное обучение овладению методами дыхательных упражнений, методами аутогенной и идеомоторной тренировки.

Эти методы и приемы применялись и в тренировочном процессе для подготовки спортсменов к предстоящим нагрузкам. За день до соревнований, после освоения методов саморегуляции, был повторно обследован страх перед соревнованиями.

Результаты исследования и их обсуждение. По результатам повторного применения модифицированной шкалы личностной соревновательной тревожности, получены следующие результаты: один человек (5% группы) вошел в число спортсменов с высокой соревновательной тревожностью, семнадцать человек (85% группы) – с умеренной, два человека (15% группы) – с низкой.

Данные, полученные в результате исследовательской работы, были подвергнуты проверке с использованием метода математической статистики – Т-критерия Стьюдента. В данном исследовании применяется случай связанных между собой выборок.

В таблице представлены данные измерений по методике «Модифицированная шкала личностной соревновательной тревожности», и их обработка с использованием методов математической статистики.

 

Таблица 1. Результаты обработки показателей по методике «Модифицированная шкала» личностной соревновательной тревожности.

Х1

Х2

di

d-‾d

(d-‾d)2

25

21

4

1,4

1,96

24

20

4

1,4

1,96

27

22

5

2,4

5,76

15

14

1

-1,6

2,56

26

24

2

-0,6

0,36

23

20

3

0,4

0,16

26

23

3

0,4

0,16

21

17

4

1,4

1,96

24

21

3

0,4

0,16

20

19

1

-1,6

2,56

18

16

2

-0,6

0,36

25

20

5

2,4

5,76

22

20

2

-0,6

0,36

21

17

4

1,4

1,96

24

23

1

-1,6

2,56

19

16

3

0,4

0,16

20

18

2

-0,6

0,36

22

21

1

-1,6

2,56

14

15

-1

-3,6

12,96

16

14

2

-0,6

0,36

   

di =51

(di –d)2 = 45

‾d=2,6;σd =1,5; md = 0.33; tp = 7,9; tт =2,09

 

Как показано в таблице, значение t – расчетного (7,9) больше t – табличного (2, 09), следовательно, можно сделать следующий вывод.

Выводы и рекомендации. В итоге использования методики Модифицированный шкалы личностной соревновательной тревожности значительно переменились, что говорит о действенности экспериментальной методики, оказавшей воздействие на благополучность выступлений легкоатлета.

Из собранных показателей заметно, что значительная часть тестируемых перевелась в группу умеренной соревновательной тревожности. Можно наблюдать изменения результатов в целом.

Кроме того следует отметить, что все легкоатлеты, принимавшие участие в данном исследовании, смогли улучшить личные соревновательные результаты.

При подготовке практического исследования были успешно решены поставленные задачи по изучению тревожности, как основного момента, воздействовавшего на подготовленность к состязательной деятельности спортсменов, готовящихся к забегам на среднюю дистанцию.

В данном практическом исследовании была установлена корреляция среди уровня тревожности и предстартовым самочувствием спортсменов. Проверка предложенного способа психологической подготовки спортсменов-легкоатлетов представила хороший результат.

В процессе применения поставленного способа, двум спортсменам удалось повысить квалификацию с первого юношеского разряда до третьего взрослого разряда, четверым пришлось перейти со второго юношеского разряда в первый разряд.

Тренером было отмечено значительное повышение показателей пока пятерых тестируемых, не сумевших улучшить свой разряд.

Подводя итог, следует констатировать, что применение психологической подготовки должно учитывать занимаемую спортивную дисциплину, возраст и пол, а также индивидуальные особенности и возможности спортсмена, оно должно быть направлено на развитие личности путем формирования соответствующей системы взаимоотношений, развитие личностных качеств, формирование устойчивости психических состояний.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Богатырев Е. Легенды и были о «королеве»/Е. Богатырев – М.: ИНФРА, 2020. –160 с.
  2. Гойхман П. Н., Трофимов О. Н. Легкая атлетика в школе/П.Н. Гойхман, О.Н. Трофимов – М.: АСТ, 2021. –199 с.
  3. Готовцев П.И., Дубровский В.Л. Самоконтроль при занятиях физической культурой/П.И. Готовцев, В.Л. Дубровский – М.: Феникс, 2020. – 32 с.
  4. Егер К., Оельшлегель Г. Юным спортсменам о тренировке/К. Егер, Г. Оельшлегель – М.: Прогресс, 2019. – 160 с.
  5. Лалаян А.А. Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям/А.А. Лалаян – М.: Феникс, 2021. – 166 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Подлесных Е.И., Сафошин А.В. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ ЛЕГКОАТЛЕТОВ // Вестник науки №9 (66) том 4. С. 304 - 311. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10070 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10070



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.