'
Подлесных Е.И., Сафошин А.В.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ ЛЕГКОАТЛЕТОВ *
Аннотация:
психологическая подготовка является неотъемлемой частью тренировочного процесса. Успех в достижении спортивных результатов зависит не только от качества и количества спортивной подготовки, спортивного уровня спортсмена, но и от степени владения психологическими приемами, позволяющими достичь высокого уровня физической и умственной работоспособности в условиях повышенной конкуренции и подготовки. В статье представлены причины использования психологической подготовки в повседневном учебно-тренировочном процессе спортсмена легкоатлета, а также результаты практического исследования
Ключевые слова:
психологическая подготовка, соревновательный период, учебно-тренировочный процесс, спортивное мастерство, физическое совершенство, спортсмен, легкоатлет
УДК 159
Подлесных Е.И.
магистрант,
Московский педагогический государственный университет
(г. Москва, Россия)
Научный руководитель:
Сафошин А.В.
кандидат педагогических наук, профессор,
Московский педагогический государственный университет
(г. Москва, Россия)
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ
СПОРТСМЕНОВ ЛЕГКОАТЛЕТОВ
Аннотация: психологическая подготовка является неотъемлемой частью тренировочного процесса. Успех в достижении спортивных результатов зависит не только от качества и количества спортивной подготовки, спортивного уровня спортсмена, но и от степени владения психологическими приемами, позволяющими достичь высокого уровня физической и умственной работоспособности в условиях повышенной конкуренции и подготовки. В статье представлены причины использования психологической подготовки в повседневном учебно-тренировочном процессе спортсмена легкоатлета, а также результаты практического исследования.
Ключевые слова: психологическая подготовка, соревновательный период, учебно-тренировочный процесс, спортивное мастерство, физическое совершенство, спортсмен, легкоатлет.
Введение. Актуальность исследования. Психология спорта разрабатывает в научно-методическом плане психологические вопросы, связанные с воспитанием, обучением и подготовкой спортсменов, организацией учебно-тренировочного процесса в целом и подготовкой к соревнованиям на всех этапах спортивного совершенствования.
Психологическая подготовка является одним из основополагающих компонентов подготовки спортсмена к соревновательному периоду. Поскольку она напрямую связана с физической, технической и тактической подготовкой спортсмена, она является одной из обязательных частей тренировочного процесса [1].
Контроль за психоэмоциональным состоянием спортсмена, способностью спортсмена адаптироваться к различным раздражающим факторам в условиях тренировочной и соревновательной деятельности, психологической подготовкой в целом должен осуществляться тренером-инструктором на каждой плановой тренировке, невозможностью достижения психологической устойчивости спортсмена на разных этапах спортивной деятельности в течение ограниченного периода времени [2]. Психологическая подготовка осуществляет развитие психического состояния спортсмена, что способствует противостоянию деструктивным факторам непосредственно в соревновательном периоде.
Навыки, приобретаемые в ходе психологической подготовки, помогают спортсмену максимально устранить перевозбуждение нервной системы, состояние тревожности, скованности, чувство неуверенности в собственных силах, боязнь возможного поражения [3].
Основной задачей психологической подготовки спортсмена является достижение высокого уровня физической и умственной работоспособности в условиях большей сложности соревнований и тренировок, развитие толерантности, формирование свойств и качеств личности спортсменов, направленных на достижение успеха в период соревновательно-тренировочный с минимальной психоэмоциональной нагрузкой [4].
Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную [5].
Научная проблема лежит в основе комплексного анализа теории спортивной психологии и практики тренировочного процесса, методов психорегуляции, направленных на повышение психологической подготовки легкоатлетов.
Цель работы – определение особенностей психологической подготовки спортсменов легкоатлетов.
Объект исследования – система подготовки высококвалифицированных спортсменов, специализирующихся в беге на средние дистанции.
Предмет исследования – средства и методы силовой подготовки высококвалифицированных легкоатлетов на средние дистанции.
Задачи:
Гипотеза – предполагается, что изучение методов психологической подготовки и практическое внедрение методов психорегуляции, адаптированных к тренировочному процессу легкой атлетики, будет способствовать улучшению психоэмоционального и физического состояния спортсменов-легкоатлетов.
Практическая значимость – выражается в возможности использования результатов исследования в реальном процессе спортивной подготовки спортсменов-легкоатлетов.
Методы и организация исследования. В качестве теоретических в исследовании использовались следующие методы:
1.Анализ научно-методической литературы.
2.Методы математической статистики.
Исследование проводилось на базе СДЮШОР №1 «Урожай» в г. Курске.
В нём принимали участие тестируемые в возрасте 18-27 лет.
В ходе исследования были выявлены три уровня соревновательной тревожности: низкий, умеренный и высокий, которые соответствуют предстартовым состояниям предстартовой апатии, боевой готовности и предстартовой лихорадки. Рейтинги тревожности были сделаны с помощью модифицированной шкалы личностной соревновательной тревожности Р.Мартенса.
В исследовании приняли участие спортсмены, специализирующиеся в беге на средние дистанции. По результатам применения модифицированной шкалы личностной соревновательной тревожности тестируемые были разделены на три группы: восемь человек (40% группы) относились к спортсменам с высокой соревновательной тревожностью, одиннадцать человек (55% группы) – к умеренной, один человек (5% группы) – с низкой. Все участники исследования имеют юношеские разряды.
Следующим этапом в организации занятий было планомерное обучение овладению методами дыхательных упражнений, методами аутогенной и идеомоторной тренировки.
Эти методы и приемы применялись и в тренировочном процессе для подготовки спортсменов к предстоящим нагрузкам. За день до соревнований, после освоения методов саморегуляции, был повторно обследован страх перед соревнованиями.
Результаты исследования и их обсуждение. По результатам повторного применения модифицированной шкалы личностной соревновательной тревожности, получены следующие результаты: один человек (5% группы) вошел в число спортсменов с высокой соревновательной тревожностью, семнадцать человек (85% группы) – с умеренной, два человека (15% группы) – с низкой.
Данные, полученные в результате исследовательской работы, были подвергнуты проверке с использованием метода математической статистики – Т-критерия Стьюдента. В данном исследовании применяется случай связанных между собой выборок.
В таблице представлены данные измерений по методике «Модифицированная шкала личностной соревновательной тревожности», и их обработка с использованием методов математической статистики.
Таблица 1. Результаты обработки показателей по методике «Модифицированная шкала» личностной соревновательной тревожности.
Х1 |
Х2 |
di |
di -‾d |
(di -‾d)2 |
25 |
21 |
4 |
1,4 |
1,96 |
24 |
20 |
4 |
1,4 |
1,96 |
27 |
22 |
5 |
2,4 |
5,76 |
15 |
14 |
1 |
-1,6 |
2,56 |
26 |
24 |
2 |
-0,6 |
0,36 |
23 |
20 |
3 |
0,4 |
0,16 |
26 |
23 |
3 |
0,4 |
0,16 |
21 |
17 |
4 |
1,4 |
1,96 |
24 |
21 |
3 |
0,4 |
0,16 |
20 |
19 |
1 |
-1,6 |
2,56 |
18 |
16 |
2 |
-0,6 |
0,36 |
25 |
20 |
5 |
2,4 |
5,76 |
22 |
20 |
2 |
-0,6 |
0,36 |
21 |
17 |
4 |
1,4 |
1,96 |
24 |
23 |
1 |
-1,6 |
2,56 |
19 |
16 |
3 |
0,4 |
0,16 |
20 |
18 |
2 |
-0,6 |
0,36 |
22 |
21 |
1 |
-1,6 |
2,56 |
14 |
15 |
-1 |
-3,6 |
12,96 |
16 |
14 |
2 |
-0,6 |
0,36 |
∑di =51 |
∑(di –d)2 = 45 |
‾d=2,6;σd =1,5; md = 0.33; tp = 7,9; tт =2,09
Как показано в таблице, значение t – расчетного (7,9) больше t – табличного (2, 09), следовательно, можно сделать следующий вывод.
Выводы и рекомендации. В итоге использования методики Модифицированный шкалы личностной соревновательной тревожности значительно переменились, что говорит о действенности экспериментальной методики, оказавшей воздействие на благополучность выступлений легкоатлета.
Из собранных показателей заметно, что значительная часть тестируемых перевелась в группу умеренной соревновательной тревожности. Можно наблюдать изменения результатов в целом.
Кроме того следует отметить, что все легкоатлеты, принимавшие участие в данном исследовании, смогли улучшить личные соревновательные результаты.
При подготовке практического исследования были успешно решены поставленные задачи по изучению тревожности, как основного момента, воздействовавшего на подготовленность к состязательной деятельности спортсменов, готовящихся к забегам на среднюю дистанцию.
В данном практическом исследовании была установлена корреляция среди уровня тревожности и предстартовым самочувствием спортсменов. Проверка предложенного способа психологической подготовки спортсменов-легкоатлетов представила хороший результат.
В процессе применения поставленного способа, двум спортсменам удалось повысить квалификацию с первого юношеского разряда до третьего взрослого разряда, четверым пришлось перейти со второго юношеского разряда в первый разряд.
Тренером было отмечено значительное повышение показателей пока пятерых тестируемых, не сумевших улучшить свой разряд.
Подводя итог, следует констатировать, что применение психологической подготовки должно учитывать занимаемую спортивную дисциплину, возраст и пол, а также индивидуальные особенности и возможности спортсмена, оно должно быть направлено на развитие личности путем формирования соответствующей системы взаимоотношений, развитие личностных качеств, формирование устойчивости психических состояний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 4
Ссылка для цитирования:
Подлесных Е.И., Сафошин А.В. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ ЛЕГКОАТЛЕТОВ // Вестник науки №9 (66) том 4. С. 304 - 311. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10070 (дата обращения: 17.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*