'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (66) том 4
  4. Научная статья № 40

Просмотры  37 просмотров

Якупова Э.Н.

  


КОЛЛИЗИИ И ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ КАК ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрены коллизии и пробелы в праве как проблемы правоприменения. Проанализированы основные причины возникновения этих проблем, а также выявлены пути их решения   

Ключевые слова:
право, правоприменение, коллизии, проблемы в праве, закон   


УДК 340

Якупова Э.Н.
магистрант юридического факультета
Казанский (Приволжский) федеральный университет
(г. Казань, Россия)

КОЛЛИЗИИ И ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ

КАК ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

 

Аннотация: в работе рассмотрены коллизии и пробелы в праве как проблемы правоприменения. Проанализированы основные причины возникновения этих проблем, а также выявлены пути их решения.

 

Ключевые слова: право, правоприменение, коллизии, проблемы в праве, закон.

 

Право, как главный регулятор общественных отношений, имеет целью организовать и стабилизировать жизнь в обществе и государстве. Единство применения права во многом зависит от совершенства законодательства [1]. В свою очередь, эффективность применения права напрямую влияет на выполнение прав и свобод граждан и организаций.

Следует отметить, что современные исследователи рассматривают юридическую коллизию как часть конфликтологии. Конфликтология является относительно новым направлением в науке, возникшим после распада СССР. Она изучает проблему возникновения конфликтов и противоречий в обществе.

Противоречия, возникающие в области правового регулирования, относятся к социальным противоречиям. При анализе следует учитывать место права среди других сфер общественной жизни. Нормы права имеют преимущество перед другими социальными регуляторами, такими как мораль, традиции и религиозные нормы, поскольку их выполнение обеспечивается силой государства. Они происходят от государственных органов, избранных населением, которые должны реализовывать интересы большинства общества в соответствии с принципами представительной демократии. Кроме того, через институт права обеспечивается осуществление прав и свобод человека и гражданина, а также создаются условия для укрепления законности и правопорядка.

При изучении проблемы противоречий в праве, А.Ю. Буяков указывает на два аспекта: объективный, выражающийся в отражении противоречий общественной жизни в правовых нормах, и собственные противоречия права, не связанные с жизнью в обществе [3, С. 102].

В связи с этим можно выделить два вида противоречий в праве: материальное и формальное. Материальное противоречие возникает между действующими отношениями в обществе и правовыми нормами, установленными государством. Формальное противоречие подразумевает противоречия между самими правовыми предписаниями. Причем, последнее противоречие непосредственно связано с первым и является его следствием.

Когда говорят о юридической коллизии, это относится к противоречиям второго вида. Однако понятия «противоречие в сфере правового регулирования» и «юридическая коллизия» не являются одинаковыми.

Большинство коллизий возникает из-за игнорирования законодателем правил юридической техники. Среди наиболее распространенных причин можно выделить следующие. Нередко законодатель детально объясняет определенные термины в законодательных актах, в то время как такое объяснение не является необходимым. Важность терминологии в законодательстве не подлежит сомнению, однако необходима мера в данном вопросе. Различные законодательные акты содержат совершенно разные интерпретации одного и того же правового термина, или же данные интерпретации не совпадают друг с другом.

Такое нарушение объясняется тем, что законодатель не обращает должного внимания на уже существующие нормы, регулирующие общественные отношения, и, как результат, не проводит оценку согласованности новых и действующих норм. Избежать подобных ошибок поможет одновременное внесение изменений или отмена соответствующих положений в действующих актах. Касательно сферы, регулируемой законами, она весьма обширна.

Данные нарушения тесно связаны с проблемой экономии правовых ресурсов в процессе законотворчества. Иногда достаточно внести изменения в уже существующие законы для урегулирования определенных отношений, вместо принятия отдельного закона. Это позволит избежать законодательных «заминок». Ошибка заключается в техническом аспекте законодательной техники и приводит к тому, что норма превращается в обыкновенные слова.

Избежать ошибок невозможно, однако ошибки в законотворчестве имеют особое значение. Они приводят к снижению эффективности правового регулирования и проблемам в практическом применении соответствующих правовых норм. Качественная работа над текстом закона со стороны разработчиков и различных экспертов является залогом снижения ошибок. В случае обнаружения ошибок в процессе правоприменения необходимо создать условия для быстрого информирования законодателя о мнениях практикующих специалистов и результатов правоприменительной практики.

В тексте закона содержится множество ссылок на нормативные акты, которые уже не действуют на момент его принятия. Причины таких нарушений можно объяснить следующим образом.

Одной из основных причин является недостаточно высокий уровень правовой подготовки законодателей. Из-за этого они не всегда грамотно и рационально используют свое право на законодательную инициативу. Иногда законопроекты разрабатываются неквалифицированными лицами, которые пытаются заменить юридическую терминологию новыми определениями и понятиями [4, С. 117].

Вину за это частично можно возложить на авторов действующей Конституции РФ [2], которые исключили Генерального прокурора Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека из числа субъектов, обладающих правом на законодательную инициативу.

Таким образом, пробелы в праве представляют собой сложное явление, которое требует внимания и изучения в научном мире. Представленные подходы свидетельствуют о теоретической незавершенности дискуссии по данному вопросу.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Ахметжанова К.В. Причины возникновения и способы преодоления коллизий в праве с позиции позитивистского правопонимания (легистский и социологический подходы) // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-vozniknoveniya-isposobypreodolenpya-kolliziy-v-prave-s-pozitsii-pozitivistskogopravoponimaniyalegistskiy-i (дата обращения: 02.06.2023).
  2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.; в ред. от 04 июля 2020 г. // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31.
  3. Сабанина, Н. О. К вопросу о проблемах правоприменения при пробелах и коллизиях в праве / Н. О. Сабанина, Н. В. Кузнецова, Н. Н. Панов // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее : монография. – Пенза : «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 100-110.
  4. Нешатаева Т.Н. Единообразное правоприменение – цель Суда Евразийского экономического союза / Т.Н. Нешатаева // Международное правосудие. – 2015. – № 2. – С. 115-125. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Якупова Э.Н. КОЛЛИЗИИ И ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ КАК ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ // Вестник науки №9 (66) том 4. С. 249 - 253. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10062 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10062



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.