'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (66) том 4
  4. Научная статья № 33

Просмотры  76 просмотров

Зырина А.Р.

  


СОЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКАЯ РОЛЬ КОДЕКСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В ПРОФИЛАКТИКЕ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены особенности профессиональной этики, кодексов этического поведения и их роль в противодействии коррупции и коррупционным нарушениям   

Ключевые слова:
профессиональная этика, профилактика борьбы с коррупцией, кодексы этики   


УДК 34

Зырина А.Р.

магистрант ПФ ФГБОУВО

Российский государственный университет правосудия

(г. Нижний Новгород, Россия)

 

СОЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКАЯ РОЛЬ КОДЕКСОВ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В ПРОФИЛАКТИКЕ

КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

 

Аннотация: в статье рассмотрены особенности профессиональной этики, кодексов этического поведения и их роль в противодействии коррупции и коррупционным нарушениям.

 

Ключевые слова: профессиональная этика, профилактика борьбы с коррупцией, кодексы этики.

 

Этические нормы имеют большое значение в системе любой профессиональной деятельности, как юридического, так и неюридического профиля. Справедливо отметить, что морально-этические нормы создают основу для того, чтобы способствовать проявлению в деловой и профессиональной деятельности высокого уровня самоконтроля, особенно в тех сферах, где нормы права могут оказаться несвоевременными или неэффективными.

Важно отметить, что нормы морали регулируют большую часть общественных отношений, дополняя нормативно-правое регулирование, без которого охранительная функция права была бы недостаточной для целей предупреждения нарушений закона. При этом право есть не что иное, как узаконенная часть морали, ее особо охраняемая часть. Все нормы права в идеале стоят на защите добра и противостоят злу [4].

Социальная значимость профессиональной этики велика, она включает в себя ряд важных вопросов. Профессиональная этика, как и этика вообще, не разрабатывается, а вырабатывается постепенно в процессе повседневной совместной деятельности людей. Профессиональная этика систематизирует накопленный в процессе исторической практики опыт, характерный для данного вида деятельности, обобщает его и совершенствует по мере совершенствования данного вида деятельности. Поэтому профессиональная этика может рассматриваться как разновидность общей морали, несущая в себе специфические черты, обусловленные видом и типом деятельности, – т. е. является прикладной научной дисциплиной, изучающей профессиональную мораль.

Профессиональная этика свойственна различным профессиям и включает в себя требования морально-нравственного характера, которые распространяются на работников соответствующей профессии и включают в себя достаточно широкий спектр требований, которые носят рекомендательный характер. Вместе с тем, рекомендательный характер не является в данном случае незначительным, так как включает в себя возможность применения инструментов принуждения и ответственности. К ним относятся процедуры разрешения этических конфликтов, внедренные в деятельность комитетов по этике в различных учреждениях, начиная от государственной службы, заканчивая педагогическими коллективами. Работник, за нарушение этических норм профессиональной деятельности может быть подвергнут дисциплинарной ответственности и даже может быть уволен с работы или службы за подобное нарушение поведения [3].

Вместе с тем она может рассматриваться как прикладная теория нравственности, бытующей в профессиональной среде. Нормы профессиональной этики подвержены изменениям под воздействием как внешних, так и внутренних по отношению к профессии факторов. Они непосредственно, в каждый момент времени, влияют на поведение специалистов, побуждая их действовать определенным образом.

Для общества профессиональная этика позволяет быть более защищенным от низкого профессионального уровня работы отдельных работников и служащих.

Немаловажное значение профессиональная этика имеет значение в части защиты общественных интересов от совершения различных противоправных действий со стороны работников и служащих, в том числе в сфере противодействия коррупции и преступлениям коррупционной направленности.

Справедливо подчеркнуть, что значение профессиональной этики в различных сферах для общества однозначно имеет некое заградительное значение, так как включает в себя несколько базовых моментов, в том числе меры дополнительной ответственности субъектов профессиональной деятельности в рамках требований этики.

Безусловно, этика включает в себя две составляющие, за счет которых она работает:

- внутренний самоконтроль человека;

- общественное порицание.

По сути, человек совершенно не должен соблюдать какие-либо этические нормы, но в рамках самоконтроля он в полной мере должен сам себе придерживаться определенной ценностной парадигмы. Важно подчеркнуть, что любой человек, который не придерживается этики в рамках самоконтроля, является объектом для общественного порицания. Учитывая современные возможности сети Интернет и глобальных социальных сетей, сейчас многие правонарушения, нарушения норм этического характера становятся общедоступными и легко узнаваемыми в обществе, что повышает негативный эффект от резкого нарушения этических норм.

В контексте борьбы с коррупцией этика играет второстепенную роль, в первую очередь в качестве инструмента самоограничения, но значительно большее значение имеет осознание ответственности. Мораль, в данном случае, тесно связана с пониманием субъектом неотвратимости наступления ответственности за совершение противоправных или преступных действий, что важно понимать, определяя роль и место морали и этики в системе противодействия коррупции.

Социальное значение и роль этики в вопросах противодействия коррупции заключается в том, чтобы создать достаточно оснований для повышения уровня самоконтроля служащих в процессе их профессиональной деятельности. Для профилактики и содействия решению данных проблем стоит рассматривать идеи внедрения концепции правового воспитания и борьбы с коррупцией, а также использование опыта и примеров органов правопорядка и создание специализированных подразделений по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции во всех органах власти и управления.

Как известно, в практике предупреждения коррупции на государственной службе получила широкое распространение деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов [2]. Дописать Внедрение таких комиссий в деятельность госорганов обусловлено международными обязательствами России, связанными с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, принятой 31 октября 2003 года. Статья 7 Конвенции ООН против коррупции в качестве меры по предупреждению коррупции рекомендует государствам-участникам «создавать, поддерживать и укреплять такие системы, которые способствуют прозрачности и предупреждают возникновение коллизии интересов» [5]. В России ключевым стал Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ст. 10, ч. 1), где в статье говорится о содержании понятия «конфликт интересов». Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)[1].

Отдельного внимания заслуживает деятельность комиссий, по профилактике конфликта интересов. К примеру, 24 сентября 2021 года состоялось заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов при Верховном Суде России, на котором Комиссия приняла решение рекомендовать утвердить проекты соответствующих приказов, а также признать, что при исполнении должностных обязанностей федерального государственного гражданского служащего, конфликт интересов отсутствует. Подобные заседания проводятся каждый месяц, однако рассматриваемые на них вопросы могут значительно отличаться друг от друга по содержанию. К примеру, после заседания от 24.09.2021 не было заседаний с проектами приказов или изменений в инструкции.

Значительная роль в вопросах правового регулирования поведения судей и противодействия коррупции служит Кодекс судейской этики. Действующий кодекс является важным элементом по обеспечению должного поведения и предупреждению противоправных проступков среди судей. Согласно Кодексу судейской этики, одним из основных принципов поведения судьи является стремление к установлению высших стандартов поведения и следовать им для того, чтобы укреплять независимость суда и уважение к нему. Нарушение требований Кодекса является основанием для проведения внутренних дисциплинарных расследований на природу несоответствия поведения сотрудников судебной системе высокого звания работника суда.

Справедливо отметить, что на уровне федерального законодателя представляется необходимым сформировать модельный нормативный акт о требованиях к антикоррупционной и воспитательной деятельности в органах власти и самоуправления. Подобный модельный кодекс или концептуальные положения (правовые принципы) целесообразно включить в Федеральный закон «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ.

  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // опубликован в "Парламентской газете" от 31 декабря 2008 г. N 90, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 52 (часть I) ст. 6228, в "Российской газете" от 30 декабря 2008 г. N 266
  2. Указ Президента РФ от 01.07.2010 N 821 (ред. от 19.09.2017) «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (вместе с «Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов») // опубликован в "Российской газете" от 7 июля 2010 г. N 147, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. N 27 ст. 3446
  3. Зозиров Д.А. Профессиональная этика государственного служащего в РФ. Вестник науки, вып. 2, №. 10 (31), 2020, С. 58-61.
  4. Носков И.Ю. Профессиональная этика юриста : учебник для СПО / И. Ю. Носков. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 277 с
  5. Чалых Т.В.. Проблема конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации // Вестник государственного и муниципального управления. 2017. №. 2. С. 18-25. Оформите по этому образцу все сноски 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Зырина А.Р. СОЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКАЯ РОЛЬ КОДЕКСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В ПРОФИЛАКТИКЕ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ // Вестник науки №9 (66) том 4. С. 214 - 220. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10055 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10055



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.