'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (66) том 4
  4. Научная статья № 32

Просмотры  82 просмотров

Зырина А.Р.

  


НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ В РОССИИ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены основные проблемы и направления развития системы правового воспитания в контексте государственной гражданской службы в Российской Федерации   

Ключевые слова:
правовое воспитание, государственная служба, правовая культура   


УДК 34

Зырина А.Р.

магистрант ПФ ФГБОУВО

Российский государственный университет правосудия

(г. Нижний Новгород, Россия)

 

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ

НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ В РОССИИ

 

Аннотация: в статье рассмотрены основные проблемы и направления развития системы правового воспитания в контексте государственной гражданской службы в Российской Федерации.

 

Ключевые слова: правовое воспитание, государственная служба, правовая культура.

 

Одним из важных теоретических и прикладных вопросов исследования правового воспитания и правовой культуры является тема перспектив развития основ правового воспитания на основании существующих проблем в исследуемой области. Стоит отметить, что вопрос развития и совершенствования правового воспитания, как граждан в целом, так и государственных служащих в частности, строится через понимание форм, методов и функций правового воспитания:

1) выявление уровня правового сознания и правовой культуры общества, его структурных звеньев, личности;

2) передача адресатам (воспитуемым) определенной суммы правовых знаний, навыков, умений;

3) формирование правовых идей, чувств, убеждений и трансформация их в правовое сознание и правовую культуру с последующим превращением в образ жизни общества, его страт, групп и отдельных личностей.

Важно отметить, что десятилетия деятельности правоохранителей, органов государственной власти и местного самоуправления дали определенный результат в изменении природы и сущности противоправных деяний. На сегодняшний день те изменения, которые произошли в данной плоскости стали касаться изменения структуры преступности, количество обращений за судебной защитой, ростом числа правовых методов разрешения спорных ситуаций и ростом спроса на юридические услуги. Если в 2010 году к услугам юристов обращались около 17-19% физических лиц трудоспособного возраста, то в период 2020 года их число выросло до, в среднем, 30%. А количество гражданских и административных дел в период с 2000-х до 2020-х выросло в 3,5-5 раз по отдельным категориям разбирательств [1].

Подобные показатели позволяют отметить, что динамика положительная в части правового воспитания, формирования правового сознания в обществе и формирования, соответственно, определенного уровня правовой культуры.

Вместе с этим, тем усилия, что предпринимаются по правовому воспитанию граждан и государственных служащих не позволяют решительно сокращать коррупционные риски и издержки. Уровень правового воспитания не учитывает вовлеченность граждан в правовые инструменты управления своим муниципальным образованием или регионом, государством. В России отмечается глубокий политический кризис, вызванный изъятием граждан из управленческих отношений, которые формируются в соответствии с правовыми основами и инструментами правового регулирования. Глубина проблемы заключается в том, что общество не находится на уровне правового самосознания, осознания себя как гражданина и личности, права которой охраняются и гарантируются государством. А в случае нарушения этих прав, граждане могут получить защиту со стороны государственных институтов – органов управления или органов судебной власти.

Проблемное поле, существующее в низких темпах формирования правовой культуры в стране и в государственной службе (в частности) позволяет отметить некоторые направления и перспективы, которые позволяют улучшить ситуацию в данном вопросе.

Прежде всего, к числу таких мер и инструментов следует отнести:

- содействие формированию гражданского общества;

- прозрачность судебной системы;

- пропаганда защиты прав граждан и возможностей судебной власти;

- содействие развитию антикоррупционного законодательства;

- развитие системы юридического образования.

Далее представляется важным рассмотреть каждый из перечисленных пунктов по отдельности, более подробно.

Содействие формированию гражданского общества включает в себя, прежде всего, пропаганда правового поведения и борьба с бытовой коррупцией. Самым эффективным инструментом по профилактике и борьбе с коррупцией остаются меры, направленные на пропаганду отторжения коррупции как инструмента решения проблем в вопросах взаимодействия с органами власти или решения иных личных проблем (так называемая бытовая коррупция). Основная масса преступлений коррупционной направленности осуществляется с согласия, попустительства или по инициативе самих граждан. Бытовая коррупция – самый распространенный вид коррупции и встречается повсеместно. Важно подчеркнуть, что для борьбы с такими проявлениями остается эффективным лишь инструмент пропаганды законопослушного поведения для граждан, начиная с этапа школьного обучения и до всех уровней профессиональной деятельности.

Кроме этого, наибольшую эффективность демонстрируют инструменты массовой цифровизации государственного управления, что позволяет справедливо рассматривать борьбу и профилактику коррупции в новом ключе. Использование цифровых электронных технологий позволяет снизить вероятность возникновения рисков коррупции и значительно сократить время решения определенных проблем. Цифровизация стала тем инструментом, который способствует решению большинства проблем, связанных с взаимодействием с органами государственной власти и самоуправления. Кроме этого, цифровые инструменты позволяют избегать многих контактов власти и бизнеса, снизить вероятность требования платы за определенные решения или разрешения, а также создает автоматизированную экосистему, в рамках которой государственные или муниципальные служащие выполняют роль операторов, а не источников в вопросе принятия решений. В данном контексте представляется важным отслеживать вопросы применения инструментов цифровизации чтобы снизить негативное влияние рисков коррупции на общественные отношения с участием граждан и служащих.

Кроме этого, важным фактором является поддержка деятельности некоммерческих организаций, которые включают в себя в том числе и поддержку правовых инициатив, развитие правотворчества и правовой культуры, а также деятельность в направлении оказания юридических и иных услуг.

Прозрачность судебной системы включает в себя деятельность по развитию гласности судебных процессов, а также популяризация судебной системы через развитие института судебного делопроизводства. Существующие проблемы судебной власти, прежде всего стремление к процессуальной экономии – это развитие форм процесса, снижающие роль граждан, что негативно сказывается на понимании судебной власти и гарантий защиты прав лиц. Необходимо реформировать судебную систему в направлении развития гласности через активное вовлечение граждан в процессуальную деятельность.

Пропаганда защиты прав и возможностей правосудия – это социально-информационная деятельность, связанная со системой связей с общественностью, которая находит активное применение в ряде органов государственной власти и местного самоуправления. Представляется особенно важным совокупность данных усилий со стороны правоохранительных органов, так как эффективность их деятельности в направлении профилактики борьбы с преступностью и противоправным поведением является наиболее важным вопросом в повестке работы в социально-информационном поле силовых структур и органов власти и управления.

Про антикоррупционное законодательство можно отметить, что современные нормы борьбы с коррупцией дают большие возможности для обхода со стороны нарушителей действия этих правил. Западный опыт не учитывается в направлении борьбы с коррупцией, а информационное взаимодействие по оценке офшорных схем и приобретаемого имущества за пределами России также находится на низком уровне. Борьба с коррупцией в части анализа происхождения денежных средств, анализа причин наличия определенного имущества – все это создает основания для проблемного поля в данном вопросе. Представляется необходимым проанализировать западный опыт борьбы с коррупцией и создавать условия, схожие с судебной системой, которая гарантирует высокий уровень жизни с серьезными требованиями по должностной этике и отчетности о доходах и происхождении денежных средств. Подобная система могла бы стать хорошим инструментом для мультипликации в другие структуры.

Стоит отметить, что подобная практика в России ведется, соответственно для развития ее необходима политическая воля и определенные усилия.

И, одно из важных направлений, это развитие системы юридического образования. В данном случае речь идет о том, что развитие системы юридического образования могло бы охватывать такие направления деятельности, которые на сегодняшний день формально - затрагивают вопросы системы образования. В вопросе принципов образования особое место стоит уделить и самой системе образования, с учетом того, на сколько она может обеспечить на сегодняшний день исполнение данных принципов.

Формирование нового подхода в виде внедрения образовательных стандартов, нового вида единых государственных экзаменов, корректировки модели управления образовательной средой повлияли на цели и задачи системы образования, а также подготовили почву для качественного совершенствования всех составляющих системы образования. В контексте принятия и реализации национального проекта «Образование», вопрос о совершенствовании модели управления образованием становится более актуальным.

Под образованием понимается процесс и результат усвоения систематизированных знаний и способов познавательной деятельности. Образование включает в себя и становление мировоззрения. Образовательная сфера транслирует участникам данных отношений знания, информацию, по средствам которой определяется социальная и культурная роль данного процесса. Структурные элементы системы передачи знаний и опыта иллюстрируют социальную и культурную ценность образования.

Транслирование ценностей, вместе с которыми образование охватывает выполнение социальной функции и назначения по обеспечению беспрерывного прогресса в обществе, и формирует его социокультурное значение. Передача данных, наследственной памяти о достижениях общественного прогресса, об истории, об опыте в процессе развития – всё это подчеркивает и актуализирует значение образования в обществе. Переоценить значение образовательной сферы в социальном, государственном, культурном и научном развитие невозможно. По этой причине следует отдельно обратить внимание на то, что данной сфере, безусловно, существуют проблемы. Проблем таких достаточно много и они демонстрируют различного рода упущения, несовершенство самой системы передачи знаний и опыта между субъектами.

Таким образом, намеченные направления и пути решения проблем развития и содействия развитию правового воспитания включают в себя всю совокупность вопросов, обеспечивающих развитие правового воспитания и правовой культуры в России.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Войде Е.Г. Деятельность органов внутренних дел Российской Федерации в системе борьбы с коррупцией // Криминологический журнал, №. 2, 2020, С. 49 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Зырина А.Р. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ В РОССИИ // Вестник науки №9 (66) том 4. С. 207 - 213. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10054 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10054



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.