'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (66) том 4
  4. Научная статья № 30

Просмотры  68 просмотров

Ефентьева А.А.

  


ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РФ *

  


Аннотация:
в работе представлен анализ эффективного применения законодательства РФ в отношении особых экономических зон РФ. Сделаны выводы по итогам введенных законопроектов и положений. Отмечаются многочисленные преимущества создания и развития таких территорий в стране в краткосрочной и долгосрочной перспективе. На основе анализа Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и других нормативных правовых актов выявлены преимущества и недостатки правового регулирования создания, управления и закрытия особых экономических зон   

Ключевые слова:
особые экономические зоны, правовая база, инвестиционная деятельность, совершенствование законодательства, анализ   


УДК 342.15

Ефентьева А.А.
магистр кафедры экономики, управления и права
Российский государственный гуманитарный университет
(г. Москва, Россия)

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РФ

 

Аннотация: в работе представлен анализ эффективного применения законодательства РФ в отношении особых экономических зон РФ. Сделаны выводы по итогам введенных законопроектов и положений. Отмечаются многочисленные преимущества создания и развития таких территорий в стране в краткосрочной и долгосрочной перспективе. На основе анализа Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и других нормативных правовых актов выявлены преимущества и недостатки правового регулирования создания, управления и закрытия особых экономических зон.

 

Ключевые слова: особые экономические зоны, правовая база, инвестиционная деятельность, совершенствование законодательства, анализ.

 

Удержание позиции государства на одной из ведущих позиций мирового уровня требует постоянных инноваций и модернизации многих сфер деятельности страны. Одна из них и чуть ли не основополагающая – развитие экономики страны. Задача президента – осуществить на такой большой территории тенденцию становления высокого экономического развития.

В этой задаче помогло введение использования особых (свободных) экономических зон (далее ОЭЗ). Эта важная инвестиционная концепция помогла раскрыть потенциал регионов и грамотно распорядиться территорией страны для развития экономики, что прослеживается в опыте многих стран Азии, Европы и Северной Америки, однако, без применения правовой базы, ее модернизации, функционирование подобных сложных структур считается невозможным.

Создание особых экономических зон в России является крупным федеральным проектом, прежде всего который направлен на привлечение таких инвестиций, как прямых российских, а также иностранных. Они применяются в высокотехнологичных отраслях экономики, импортозамещающих отраслях, судостроении и туризме. Перспектива возможности реализации свободной таможенной зоны и специальный режим предпринимательской деятельность являются преимуществами ОЭЗ [1, с. 165].

Закрытие девяти СЭЗ в 2016 г. показывает, что желание инвестирования в особые экономические зоны России пребывает в упадке, так как за все время своего функционирования не смогли привлечь даже одного инвестора [5]. В попытке определить проблему можно предположить, что развитие правовой базы - один из основополагающих факторов вложения для иностранных инвестиций, так как представляет функционирование территории предсказуемой, что гарантирует возможность получения прибыли. Однако, невзирая на длительный срок существование особых экономических зон, в этой сфере законодательство на данный момент претерпевает процесс изменений.

Для рассмотрения предлагается нормативная база периода 1980 – 1992 гг., где были введены: единая государственная концепция СЭЗ Правительства СССР в 1980 г., целью которой была гарантия защиты осуществления внешнеэкономической деятельности РСФСР путем создания свободных экономических зон и обеспечения стабильности договорных отношений, а также привлечение иностранных инвестиций, повышение конкурентоспособности производства, росту притока экспорта товаров и услуг, снижению расходов по покупке импортной продукции; постановление Верховного Совета РСФСР от 14.07. 1990 г. «Об основных принципах осуществления внешнеэкономической деятельности РСФСР»; постановления от 13.09. 1990 г. «О создании зон свободного предпринимательства», положения для каждой СЭЗ, с обозначением их хозяйственно-правового статуса в качестве зоны свободного предпринимательства или специальной экономической зоны; указ Президента РФ от 04.06. 1992 г. «О некоторых мерах по развитию СЭЗ на территории РФ». Итогам создания послужило предоставление одинаковых льгот, было создано 13 СЭЗ, сокращено до 11 в 11 регионах РСФСР.

Проблемой законодательства того периода являлось то, что не была сформирована полноценная нормативно-правовая база в области правового регулирования, СЭЗ не до конца были реализованы и не смогли достичь окончательной цели, также не были предоставлены механизмы гарантий, льгот и господдержки на федеральном уровне, отсутствовали в полной мере институциональные условия СЭЗ.

Закон РСФСР от 04.07.1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР» не внес ясности в процесс создания СЭЗ.

В ФЗ от 13.10.1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» была заложена идея защиты экономического суверенитета, обеспечения экономической безопасности РФ, стимулирования развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечения условия эффективной интеграции экономики РФ в мировую экономику. По итогу внедрения закона прекратились работы по созданию СЭЗ, которые были объявлены в начале 1990-х гг., в связи с большими изменениями в налоговом, таможенном и валютном регулировании в банковской сфере. Негативный опыт создания СЭЗ на больших территориях, как СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области, СЭЗ «Находка» в Приморском крае, офшоры в Республике Калмыкия и др.

ФЗ от 22.01.1996 г. «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» существенных успехов экономики области свободная таможенная зона не принесла [2, с. 75].

Проект Федерального закона от 09.06.2000 г. «О свободных экономических зонах» отклонен второй раз Президентом РФ из-за отсутствия баланса интересов инвесторов и государства.

По итогу анализа периодов законодательства РФ о СЭЗ можно сделать вывод, что несовершенство нормативно-правовой базы создания и функционирования СЭЗ и СЭЗ; масштабы (площадь) СЭЗ для строительства инфраструктуры были слишком велики, и финансировать их из бюджета было невозможно; существующее повторение функций ведомственного контроля. Следовательно, решение проблем не только предполагало совершенствование законодательной базы ОЭЗ и СЭЗ, но и требовало организационно-экономических решений со стороны государства [3, с. 525].

Ограничения в виде разделения СЭЗ по типам существенно снижают инвестиционную привлекательность и вариативность практического применения института особых экономических зон, снижают экономическую эффективность каждой отдельной СЭЗ.

Успешный опыт функционирования федеральных ОЭЗ в Российской Федерации базируется, прежде всего, на показателях деятельности трех особых экономических зон - индустриально-производственных зон Республики Татарстан, Липецкой области и технологической инновационной ОЭЗ Томской области. Суммарная доля этих трех зон в общем объеме привлеченных частных инвестиций превышает 85%, а по количеству созданных рабочих мест - 55%.

Положительная динамика функционирования трех ОЭЗ на фоне низкой доходности всех остальных представителей сети (более 20 ОЭЗ) свидетельствует о слаженной работе отдельных эффективных региональных управленческих команд, а не системы управления ОЭЗ на уровне федерального уровня.

В настоящее время Минэкономразвития России и ОАО «Особые экономические зоны» принимают меры, направленные на повышение роли и степени вовлечения субъектов Российской Федерации в процесс управления ОЭЗ на условиях софинансирования федерального бюджета путем внесения отчислений в особые экономические зоны ОАО с последующей передачей средств управляющим компаниям на создание инфраструктуры [4, с. 210].

Децентрализация управления позволит решить возникающие в настоящее время проблемы задержки разработки основных стратегических документов ОЭЗ – концепций, проектов территориальных планов.

Управляющая компания ОАО «Особые экономические зоны» продлевает срок разработки такой документации вместо положенных 3-6 месяцев до 2-4 лет. В случае создания региональных управляющих компаний органы власти субъектов Российской Федерации смогут непосредственно участвовать в органах управления управляющих компаний, налагать жесткие санкции за невыполнение планов и оказывать помощь в случае возникновения объективных причин невыполнения планов в разработке документации и строительстве инфраструктуры. Также будет решена проблема затягивания федеральными властями проведения инвентаризирующих мероприятий по передаче земель в управление и распоряжение Минэкономразвития России. Замедление сроков снижает эффективность ОЭЗ и не позволяет бюджетным ассигнованиям, запланированным и внесенным в уставный капитал управляющей компании, расходоваться в срок в виде вкладов [5, с. 52].

Передача полномочий управления субъектам Российской Федерации позволит решить вопрос ускоренного создания региональных управляющих компаний. Согласно поправкам в Закон 7, такие управляющие компании уже давно можно создавать, но прецедентов их создания до сих пор нет, несмотря на предложения ряда региональных властей.

Кроме того, субъекты Российской Федерации будут заинтересованы в инвестировании бюджетных средств в развитие ОЭЗ на региональном уровне с целью достижения прямого воздействия на результат. Целевые бюджетные ассигнования не будут «растворены» в общем уставном капитале федеральной управляющей компании, распределенном по 26 ОЭЗ.

Таким образом, предлагаемая модель совершенствования законодательства в сфере СЭЗ обеспечит расширение механизма СЭЗ на региональном уровне, определит порядок создания региональных парковых зон различной формы, оптимизирует порядок применения таможенных пошлин зонального режима, существенно повысить инвестиционную привлекательность федеральных ОЭЗ, увеличить количество резидентов и расширить доходную базу бюджетов всех уровней и в целом повысить эффективность функционирования особых экономических зон.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Буткевич, О.В. О соотношении понятий «особая экономическая зона» и «свободная экономическая зона» / О.В. Буткевич // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. - 2016. - Т. 2 (б8). № 3. - С. 164-170.
  2. Нилов К. Н. Особая экономическая зона в Калининградской области: совершенствование правового режима // Балтийский регион. 2018. Т. 10, № 4. С. 74— 87.
  3. Павлов П. В. Оценка эффективности функционирования особых экономических зон: правовое регулирование и экономическое содержание // Административное и муниципальное право. 2014. No 6. C. 520–532.
  4. Фурщик М. А., Шутова А. В., Прозоров М. С., Савельев А. В., Горячева М. А. Особые экономические зоны: опыт и перспективы. М.: Медиа Инфо Групп. 2014. С. 210-212.
  5. Ширина Н.В., Дудина А.А. Особые экономические зоны - элемент высокотехнологичной российской экономики //Вектор ГеоНаук. 2021. Т.4. №3. С. 51-60. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Ефентьева А.А. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РФ // Вестник науки №9 (66) том 4. С. 195 - 201. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10052 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10052



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.