'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (66) том 4
  4. Научная статья № 27

Просмотры  27 просмотров

Донцов Н.А.

  


ПРАВОВОЙ СТАТУС АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются особенности стадии конкурсного производства как процедуры несостоятельности (банкротства). На основе результатов анализа научной литературы и судебной практики авторами предложено новое толкование темы статьи и затронуты проблемы в правовом регулировании в целях развития правового института банкротства   

Ключевые слова:
конкурсное производится, арбитражный управляющий, несостоятельность, банкротство, реализация имущества должника, кредитор, должник   


УДК 343.535

Донцов Н.А.

магистрант 2 курса Калужского института (филиала)

Всероссийский государственный университет юстиции

(РПА Минюста России)

(г. Калуга, Россия)

 

ПРАВОВОЙ СТАТУС АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ

 

Аннотация: в статье рассматриваются особенности стадии конкурсного производства как процедуры несостоятельности (банкротства). На основе результатов анализа научной литературы и судебной практики авторами предложено новое толкование темы статьи и затронуты проблемы в правовом регулировании в целях развития правового института банкротства.

 

Ключевые слова: конкурсное производится, арбитражный управляющий, несостоятельность, банкротство, реализация имущества должника, кредитор, должник.

 

В настоящее время в правовом сообществе многие авторы утверждают, что нормативно-правовые акты, регулирующие процедуру банкротства в должной мере, не обеспечивают выполнение главных функций процедуры, а именно:

- освобождение должника от долговых обязательств, ставших ему непосильными к оплате;

- защиту законных прав кредиторов и соразмерную оплату задолженности должника перед кредиторами.

Безусловно, мы с этим мнением согласны и считаем ключевой проблемой возникновения и прогрессирование неправомерного применения нормативно-правовых актов, регулирующих процедуру банкротства – неурегулированные законодателем нюансы в процедуре банкротства, одной из которых является правовой статус арбитражного управляющего.

В этой статье мы раскроем причину неоднозначного толкования многих нормативно-правовых актов о банкротстве и проблему не урегулирования правового статуса арбитражного управляющего как одного из основных субъектов процедуры банкротства.

Согласно множественным трудам ученых, мы можем определить правовой статус как совокупность прав и обязанностей субъекта. Соответственно правовым статусом арбитражного управляющего являются его права и обязанности, предусмотренные законодателем в нормативно-правовых актах, действующих на территории Российской Федерации.

На данный момент права и обязанности арбитражного управляющего установлены в федеральном законе о банкротстве, а именно в статье 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее «Федеральный закон о банкротстве») «Права и обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве».

Согласно статьи 20.3 Федерального закона о банкротстве, арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право: [2]

- созывать собрание кредиторов;

- созывать комитет кредиторов;

- обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

- получать вознаграждение в размерах и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

- привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами;

- запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну;

- подать в арбитражный суд заявление об освобождении от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

Безусловно, в целях научной целостности данные полномочия необходимо разъяснить с целью однозначного толкования прав арбитражного управляющего.

Полномочия по созыву собрания и комитета кредиторов арбитражному управляющему безусловно необходимы для ведения процедуры банкротства с соблюдением интересов одного из ключевых субъектов процедуры банкротства – кредитора.

В большинстве случаев именно кредитор является инициатором процедуры банкротства, действуя в своих интересах по возврату долга с неплатежеспособного должника.

Для соблюдения интересов кредитора по соразмерному и своевременному возврату долга и установления таких существенных условий реализации имущества должника как порядок реализации, сроки реализации, определение имущества, подлежащего включению в конкурсную массу (имущество должника, подлежащее реализации в процедуре банкротства) и иное, арбитражный управляющий как представитель должника в силу положений закона наделен правом на созыв собрания и комитета кредиторов.

Полномочия по обращению в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами установлены для арбитражного управляющего с целью установления новых обстоятельств в деле о банкротстве, установления, изменения или отмены юридических фактов в деле о банкротстве, к примеру, установление порядка реализации имущества должника. Отмечу, что органом, осуществляющим банкротство должника является именно арбитражный суд, а арбитражный управляющий является лицом, осуществляющим и исполняющим решения арбитражного суда. [8]

Безусловно, арбитражный управляющий осуществляет работу за вознаграждение, сумма которого так же установлена в федеральном законе о банкротстве. Полномочия получения вознаграждения предоставлена арбитражному для защиты его законных прав и интересов в процедуре банкротства.

Арбитражный управляющий является уполномоченным лицом, гарантирующим законность исполнения процедуры банкротства должника, поэтому арбитражный управляющий имеет право привлекать специализированные органы для необходимых процессов, в целях законного и профессионального подхода к банкротству лица. В качестве примера можно привести пример с привлечением арбитражным управляющим квалифицированного оценщика для корректного определения стоимость имущества должника в целях его реализации, во избежание некорректного определения цены имущества и нарушения, законных прав кредитора на соразмерный возврат долга.

Для установления долговых обязательств и установления имущества, подлежащего включению в конкурсную массу, арбитражный управляющий наделен полномочиями по издание запросов необходимой информации для процедуры банкротства должника, к примеру, запросы в органы Росреестра для уточнения перечня недвижимого имущества, принадлежащего должнику на каком-либо вещном праве (аренда, собственность и др.).

В соответствии со статьей 20.3 Федерального закона о банкротстве, арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан: [2]

- принимать меры по защите имущества должника. Данная обязанность установлена для защиты имущественный прав кредиторов. Арбитражный управляющий как представитель должника обязан сохранить имущество, включенное в конкурсную массу для дальнейшей реализации по более выгодной рыночной цене;

- анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности. Данная обязанность арбитражного управляющего соответствует приоритетной цели назначения арбитражного управляющего – восстановление платежеспособности должника;

- вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Реестр требований кредиторов — это реестр долговых обязательств должника перед кредиторами. В соответствии с данным реестром осуществляются выплаты кредиторам.

Так же арбитражный управляющий обязан разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве и иные установленные настоящим Федеральным законом функции и обязанности.

Особое внимание хочется уделить обязанности, указанной в пункте 4 статьи 20.3 Федерального закона о банкротстве, арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Процедура банкротства – сложная процедура с большим количеством процессуальных действий, действия арбитражного управляющего по которым не закреплены нормативно правовыми актами, а регламентированы указанной выше обязанностью арбитражного управляющего действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. [9]

Однако не редко можно встретить арбитражного управляющего, действия которого противоречат разумности и добросовестности. В связи с этим, многие арбитражные управляющие привлекаются к административной ответственности в виде дисквалификации, но в правоотношениях в процедуре банкротства существуют недобросовестные арбитражные управляющие, толкующие нормы права в искаженном виде и тем самым существенно нарушают имущественные права, как должников, кредиторов, так и третьих лиц в процедуре банкротства, к примеру, приобретателей имущества должника.

Перечислить все недобросовестные действия арбитражных управляющих сложившиеся в практике применения положений закона невозможно, однако совершенно понятно, что такую вольность поведения и своеобразное не соответствующее закону толкование норм федерального законодательства о банкротстве связанно с отсутствием конкретных процессуальных обязанностей и законодательных ограничений действий арбитражного управляющего, а так же, безусловно, с отсутствием прямого государственного контроля специализированным государственным органом.

На данный момент контроль за деятельность арбитражных управляющих занимаются органы Росреестра, арбитражный суд, ведущий дело о банкротстве, в рамках которого назначен конкретный арбитражный управляющий. Однако на органы Росреестра и арбитражный суд и так возложен широкий спектр обязанностей и осуществление надзора за деятельность арбитражного управляющего данными органами ведется исключительно в заявительном порядке и ввиду большого объема специализированных функций этих органов, такая проверка ведется поверхностно. Конечно, в случае существенного нарушения арбитражным управляющим интересов и прав участников процедуры банкротства, участник, чьи права нарушены, может обратится в органы прокуратуры, следственного комитета, полиции и так далее, однако указанные органы не являются специализированными органами в сфере банкротства и регламентируются теме же обязанностями, указанными в действующих положениях закона.

Тем временем обращу внимание, что арбитражный управляющий как представитель в силу закона, наделен полным спектром полномочий по управлению имуществом должника, что может повлечь очень серьезные последствия.

Ввиду такой сложной, неоднозначной ситуации, мы считаем, что деятельность по совершенствованию действующего законодательства в сфере банкротства должна прогрессировать более интенсивными темпами. Безусловно, процедура банкротства уже достигла весомой значимости для ее законодательной регламентации. На данный момент в процедуре банкротства очень много юридических коллизий и не урегулированных юридических фактов. И основной проблемой, по нашему мнению, является плохо урегулированный статус арбитражного управляющего как субъекта, действующего в интересах кредиторов, должника и общества.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Конституция Российской Федерации с изменениями, внесенными на общероссийское голосование. 2020. – М.: Издательство АСТ, 2020 – 6 с
  2. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ // «Российская газета» № 209-210 (3077-3078) от 2 ноября 2002
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, N 2, февраль 2021 года, Российская газета, N 2, 12.01.2021
  4. Обзор судебной практики разрешения споров о несостоятельности (банкротстве) за 2022г. от 26.04.2023
  5. Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с установлением в процедурах банкротства требований, контролирующих должника и аффилированных с ним лиц от 29 января 2020 года
  6. Адамова В.Б., Марков П.А., Спахова Н.М. Проблемные вопросы практики применения законодательства о банкротстве // Вестник Арбитражного суда города Москвы. 2018 № 4
  7. Полещук Т.А. Банкротство юридических лиц в России // Наука и право. 2021 № 9.
  8. Пономарева Н.С. Проблемы правового регулирования и выявление признаков преднамеренного банкротства // Правовой альманах. 2021. № 4(8). С. 21-29.
  9. Цахаев К.Н. Банкротство предприятий // Молодой ученый. 2022. № 5
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Донцов Н.А. ПРАВОВОЙ СТАТУС АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ // Вестник науки №9 (66) том 4. С. 170 - 177. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10049 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10049



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.