'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (66) том 4
  4. Научная статья № 22

Просмотры  107 просмотров

Чиркова А.Н.

  


РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается функциональная математическая грамотность школьников. Проектная деятельность на уроках математики. В статье освещается образовательный процесс в школе на уроках математики. Развитие функциональной математической грамотности и проектная деятельность учащихся становится одной из актуальных задач образования при переходе к новым образовательным стандартам. В статье представлены характеристики уровневых показателей функциональной математической грамотности учащихся   

Ключевые слова:
функциональная математическая грамотность, проектная деятельность, уровень сформированности функциональной грамотности, образовательный процесс   


УДК 004.046

Чиркова А.Н.

студентка магистратуры группы 3151з,

института информационных технологий

и физико-математического образования

Алтайский государственный педагогический университет

(г. Барнаул, Россия)

 

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ

ГРАМОТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 

Аннотация: в статье рассматривается функциональная математическая грамотность школьников. Проектная деятельность на уроках математики. В статье освещается образовательный процесс в школе на уроках математики. Развитие функциональной математической грамотности и проектная деятельность учащихся становится одной из актуальных задач образования при переходе к новым образовательным стандартам. В статье представлены характеристики уровневых показателей функциональной математической грамотности учащихся.

 

Ключевые слова: функциональная математическая грамотность, проектная деятельность, уровень сформированности функциональной грамотности, образовательный процесс.

 

Под функциональной грамотностью понимается «способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней» [1].

Развитие функциональной грамотности зависит от сформированности мыслительных процессов, таких как синтез и анализ, способностью использовать набор навыков: прогноз, сравнение, вывод, объяснение причинно–следственных связей в повседневной жизни [3].

При переходе к новым образовательным стандартам общего образования остается актуальной задача об организации проектной деятельности учащихся. У учителей появляются вопросы о стандартах второго поколения их сущности и отличительных особенностях, о видах универсальных учебных действий и способах формирования их средствами, как на уроках, так и во внеклассной работе. Школьный учитель должен формировать у учащихся системные знания, учить применять полученные знания и умения, как в практической деятельности, так и в повседневной жизни [2].

Согласно обновленному ФГОС «35.2. В целях обеспечения реализации программы основного общего образования в организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями,

составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;…». [4]

Объект исследования – образовательный процесс в основной школе.

Предмет исследования –развитие функциональной математической грамотности учащихся основной школы, посредством проектной деятельности на уроках математики.

Цель – разработка и апробация авторской программы элективного курса, направленного на формирование функциональной математической грамотности учащихся основной школы, посредством проектной деятельности на уроках математики.

Актуальность темы и выявленные противоречия определили гипотезу данного исследования - формирование функциональной математической грамотности у учащихся посредством проектной деятельности будет эффективно если:

 – рассматривать функциональную грамотность как важный индикатор сформированности культуры личности в современном обществе;

– в практику обучения математике вводить IT–технологии, которые позволяют сделать процесс обучения практикориентированным, активным, доступным;

– процесс формирования функциональной математической грамотности будет более эффективным, если разработать элективный курс «Проекты в математике» и внедрить его в практику работы в школе.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать литературу с целью изучения понятий: «проектная деятельность» «функциональная грамотность», IT–технологии;
  2. Определить начальный уровень функциональной грамотности у учащихся 7–х классов;
  3. Провести эксперимент по формированию функциональной математической грамотности, посредством проектной деятельности с использованием элективного курса «Проекты в математике»
  4. Оценить эффективность применения разработанного курса.

Для решения поставленных задач в процессе исследования использовались следующие методы: – теоретические – анализ психолого–педагогической, методической литературы, школьной практики, сравнение, анализ, синтез характеристик и понятий, обобщение, систематизация; – эмпирические – констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент, тестирование, наблюдение, описание, измерение; –методы качественной и количественной обработки экспериментальных данных.

Эксперимент проходил в три этапа:
I этап – констатирующий, предполагает диагностику уровня сформированности функциональной грамотности учащихся 7 классов;
II этап – формирующий, предполагает проведение элективного курса «Проекты в математике» в качестве средства формирования функциональной грамотности учащихся 7 классов в экспериментальной группе обучающихся;
III этап- контрольный, предполагает повторную диагностику уровня сформированности функциональной математической грамотности учащихся 7 классов и анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Цель констатирующего этапа – анализ уровня функциональной математической грамотности у обучающихся исследуемого класса.

 

Таблица 1. – Характеристика этапов опытно-экспериментальной работы

Название этапа деятельности учащихся

Задачи этапа

Методы отслеживания
результатов

1. Констатирующий

 

 

 

Определить начальный уровень
сформированности функциональной математической грамотности у
обучающихся.

Наблюдение;
Анализ продуктов
деятельности
обучающихся.

2. Формирующий

 

 

 

 

 

 

На основе анализа результатов
констатирующего этапа
эксперимента организовать
учебный процесс,
направленный на повышение
уровня сформированности функциональной математической грамотности обучающихся, с применением программы элективного курса.

Анализ продуктов
деятельности
обучающихся;
Наблюдение;
Диалог.

3. Контрольный

Определить уровень сформированности функциональной математической грамотности после проведения
обучающей работы на
формирующем этапе

Наблюдение;
Анализ выполненных
работ

 

Для определения начального уровня функциональной математической грамотности у обучающихся 7 классов нами были выделены критерии и определены показатели на основании анализа соответствующей литературы.

Констатирующий эксперимент был направлен на выявление уровня сформированности функциональной математической грамотности. Экспериментальная база исследования: МБОУ «Шипуновская СОШ №1» Шипуновского района Алтайского края. В исследовании принимали участие экспериментальная группа 46 детей 7 «а», «б» классов в возрасте 13–14 лет.

Анализ исследований посвящённых изучению уровней сформированности функциональной математической грамотности, позволил выделить критерии умений, которые могут быть изучены с помощью различных методов и диагностик.

Методические рекомендации по формированию функциональной математической грамотности школьников представляют этапы формирование ключевых компетенций у учащихся в процессе учебной деятельности:

- выделение алгоритма поиска необходимой информации;

- способность ориентироваться в условиях задачи;

- осознание учеником потребности и способности к самореализации;

- возникновение учебно-познавательного интереса;

- владение приемами самостоятельной работы;

- осмысление терминов, понятий, общеучебных умений и навыков;

Характеристиками уровневых показателей функциональной математической грамотности учащихся являются:

1) целеполагание: осознание учеником потребности и способности к самореализации;

возникновение учебно-познавательного интереса; владение приемами самостоятельной работы; осмысление терминов, понятий, общеучебных умений и навыков;

2) планирование: выделение алгоритма поиска необходимой информации;способность ориентироваться в условиях задачи;

3) принятие решения: выбор оптимального варианта для решения поставленной задачи;анализ планов деятельности;

4) выполнение: умение работать с текстом, рисунком, схемой и графиком;

5) оценка результатов: самооценка достигнутых общеучебных умений и навыков; самоанализ.

На констатирующем этапе эксперимента осуществлялось выявление уровня развития функциональной грамотности у обучающихся 7 класса. Для этого была проведена входная диагностическая самостоятельная работа.

По результатам выполнения диагностической работы на основе суммарного балла, полученного учащимся за выполнение всех заданий, определяется уровень сформированности функциональной математической грамотности:

Недостаточный: 0–2 балла

Низкий: 3–5 баллов

Средний: 6–8 баллов

Повышенный: 9–11 баллов

Высокий: 12–14 баллов.

Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы
отражают исходный уровень сформированности ФМГ у обучающихся и представлены в таблице 2.

 

Таблица 2. Уровень сформированности ФМГ

Уровень
сформированности ФМГ

Экспериментальный класс, %

Контрольный класс, %

Недостаточный

9

13

Низкий

22

30

Средний

57

43

Повышенный

9

13

Высокий

4

0

 

Согласно полученным результатам у испытуемых экспериментального и контрольного класса преобладают низкий и средний уровни сформированности ФМГ. Для точного определения начального уровня
сформированности и определения достоверности полученных выводов,
сравним результаты входной самостоятельной работы, для этого воспользуемся U-критерием Манна-Уитни.

Можно ли утверждать, что одна из выборок учащихся экспериментального или контрольного классов превосходит другую по уровню сформированности ФМГ на начальном этапе проведения опытно-экспериментальной работы?

Для получения ответа на данный вопрос и определения начального уровня экспериментального и контрольного классов воспользуемся U- критерием Манна-Уитни. Результаты, полученные в ходе проведения входного контроля представлены в таблице 3.

 

Таблица 3. Индивидуальные значения сформированности функциональной математической грамотности в выборках учащихся экспериментального и контрольного классов

Экспериментальный класс

Контрольный класс

Код

Показатель ФМГ

Уровень

Код

Показатель ФМГ

Уровень

1

7

Средний

24

1

недостаточный

2

6

средний

25

5

низкий

3

3

низкий

26

11

повышенный

4

6

средний

27

4

низкий

5

1

недостаточный

28

3

низкий

6

7

средний

29

6

средний

7

8

средний

30

9

повышенный

8

4

низкий

31

2

недостаточный

9

6

средний

32

5

низкий

10

7

Средний

33

7

средний

11

8

Средний

34

6

средний

12

4

низкий

35

3

низкий

13

6

средний

36

8

средний

14

3

низкий

37

5

низкий

15

1

недостаточный

38

7

средний

16

7

Средний

39

1

недостаточный

17

12

Высокий

40

9

повышенный

18

9

повышенный

41

3

низкий

19

7

Средний

42

8

средний

20

10

повышенный

43

7

средний

21

7

Средний

44

7

средний

22

3

низкий

45

6

средний

23

7

средний

46

6

средний

 

Подсчет ранговых сумм по уровню сформированности ФМГ позволил выявить выборку с более «высоким» рядом, что в свою очередь нашло отражение в гипотезах.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Чиркова А.Н. РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ // Вестник науки №9 (66) том 4. С. 140 - 150. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10044 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10044



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.