'
Нигматуллина А.Р.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ *
Аннотация:
в статье рассматривается проблема психологического сопровождения эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. Представлен анализ современной литературы
Ключевые слова:
эмоциональное развитие, педагогика, детское воспитание
УДК 37.1174
Нигматуллина А.Р.
магистрант
Оренбургский государственный педагогический университет
(г. Оренбург, Россия)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Аннотация: в статье рассматривается проблема психологического сопровождения эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. Представлен анализ современной литературы.
Ключевые слова: эмоциональное развитие, педагогика, детское воспитание.
Анализируя проблему психологического сопровождения эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, Лаптева Ю.А., рассматривает особенности эмоциональной сферы детей данного возраста. В период дошкольного детства характерна возрастная вариативность показателей эмоционального развития. Это связано:
Плешкова Е.Н. в своей работе также рассматривает вопрос развития эмоциональной сферы дошкольников в условиях нахождения в ДОО. Также рассматриваются методы и модели повышения развития эмоциональной сферы [2].
Большое количество статей посвящено проблеме корреляции психологического развития и эмоционального развития. Конева И.А. и Бобкова Д.С. рассматривают модель психологического-педагогического сопровождения дошкольников с задержкой речевого развития. Данная модель развития направлена на повышение эмоционального развития [3].
Особая роль среди исследований, касающихся развития эмоциональной сферы, принадлежит исследованию Кисовой В.В., Малаховой Т.В.. В нем автор раскрывает влияние эмоционального компонента в семье, где ребенок имеет задержку развития. Сравнивается данный компонент с семьями, в которых достаточно высокий уровень психологического развития детей. В результате исследования был сделан вывод о том, что эмоциональное развитие родителей влияет на детско-родительские отношения [4].
Бусс О.В. провела исследование, в котором представлены данные о способности этих детей воспринимать и понимать эмоции, а также вербализовать эмоциональные состояния. В статье описываются трудности, возникающие при различении эмоций с опорой на экспрессивные признаки, передаваемые с помощью мимики. Также, сообщается о социальной незрелости детей в связи с недоразвитием умения понимать причины возникновения эмоциональных состояний [5].
Ряд авторов рассматривает проблему исследования особенностей эмоциональной сферы личности старших дошкольников с задержкой психического развития. Изучаются представления детей с задержкой психического развития о различных проявлениях эмоций, понимание детьми эмоциональных состояний человека, оценивается умение выражать эмоции вербально и невербально, рассматривается своеобразие эмоциональной экспрессии [6].
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста влияет на эмоциональный интеллект, эмоциональные компетенции, что в результате определяет в целом эмоциональное развитие. Подобное исследование провела Ефремова Е.В. В ходе ее исследования было проедено 16 сюжетно-ролевых игр, которые представляли собой рассказ по серии картинок, рассказ-описание, рассказ личного опыта, пересказ. Данные методики дают возможность анализировать чувства других людей (персонажей, героев), тем самым происходит развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников [7].
Каргапольцева Н.А. и Сапарказы Ж., ориентируясь на современные реалии, которые характеризуются размыванием возрастных ориентиров, пространственно-временной индивидуализацией происходящих событий, широким потенциалом возрастных ограничений, предлагает применение современного коммуникационного оборудования для грамотного и своевременного психологического сопровождения детей дошкольников и их родителей. Автор предлагает применение мобильного приложения, которое будет отвечать вызовам современности и помогать родителям дошкольников [8].
Отвечающая задачам современности статья Корж Е.М., в ней автор описывает психологическое сопровождение адаптации дошкольников, с учетом последствий, которые стали результатом пандемии. Данная статья описывает методы, помогающие вызвать положительные эмоции и настроение у ребенка по отношению к группе, воспитателю, отвлечь от переживаний, подарить минуты радости [9].
Большой вклад в изучение развития эмоциональной сферы детей принадлежит Мальцевой Т.Ю. В своей статье она описывает какими способами и методами повысить эмоциональное развитие детей в сложившихся экономических, социальных условиях [10].
Стоит также рассмотреть, что включается в эмоциональное развитие дошкольников. Шмырева О.Н. и Коваль Н.А. определяют, что эмоциональное развитие наделено совокупностью взаимосвязанных, взаимодействующих, взаимообусловленных процессуальных и содержательных характеристик. Представлены динамичные и содержательные характеристики эмоционального развития. Динамичность эмоциональных явлений проявляется в совершенствовании эмоциональных форм [11].
Что касается понятия психологического сопровождения, то Басюк В., утверждает, что психологическое сопровождение имеет своей высшей целью не столько оказание помощи ребенку в конкретной ситуации, сколько вооружение его готовностью к решению любой возможной проблемной ситуации и формирование у него стремления к самостоянию. С ним я полностью согласна, поскольку психологическое сопровождение должны представлять собой опору, позволяющую развивать свои эмоциональные компетенции [12].
Важность периода дошкольного детства невозможно переоценить. Именно на этапе раннего детства у ребенка происходит заметный скачок в физическом, моторном, интеллектуальном, речевом развитии. Уровень адаптированности, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на формирование таких важных сфер развития, как психомоторная, речевая и эмоциональная. С данной точкой зрения, касающейся большой значимости психологического сопровождения, невозможно не согласиться [13].
Особое внимание на психологическое поддержание эмоционального развития в неполных семьях уделяет Хамзина Т.А. В такой ситуации очень важно рассмотреть способы психологической поддержки не только детей, но и родителей. Поскольку очень важно наладить благоприятный эмоциональный фон в детско-родительских отношениях, также найти способы поддержки положительной эмоционального состояния между детьми и родителями [14].
Поскольку уровень тревожности влияет на эмоциональное состояние, а значит и на эмоциональное развитие в целом, я бы хотела отметить работу Болдиной К.В. В своей работе делает вывод, что у старших дошкольников из семей с «неблагоприятными» типами родительского отношения (отвергающим, симбиотическим, гиперсоциализирующим, инфантилизирущим), в сравнении с группами с принимающим и кооперационным типами родительского отношения, выявляются более высокие показатели тревожности, а содержание тревожности связано преимущественно с различными ситуациями взаимодействия, реже – с бытовыми ситуациями, повседневными действиями [15].
Северюкова Е.В. в своей работе посвящает сложностям адаптации перехода старшего дошкольника в младшего школьника. Также речь идет о том, что важно оказать психологическое сопровождение детям данного возраста, подготовив их к кризису семи лет [16].
Значимость всех выше представленных научных трудов подкреплена статьей Мониной Г.Б., которая рассматривает проблему взаимосвязи эмоций и познавательных процессов, раскрывает понятие «эмоциональный интеллект», приводит модель работы с собственными сильными эмоциями и рекомендации по оказанию помощи человеку в экстремальной ситуации, вызвавшей негативные эмоции [17].
Показана проблема эмоционального развития детей этого возраста в трудах известных педагогов, психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин). Делается акцент на то, что эмоциональные переживания вызываются глубоким внутренним смыслом, связанным с ведущим мотивом деятельности ребенка. Отмечено, что ребенок в этом возрасте начинает предвидеть не только интеллектуальные результаты своей деятельности, но и эмоциональные. Выделены эмоциональные переживания в деятельности ребенка, направленной на достижение результата, полезного для окружающих. Охарактеризован системно-деятельностный подход, согласно которому эмоциональное развитие объясняется с позиции появления новообразований дошкольника. Эти новообразования зарождаются и развиваются благодаря сюжетно-ролевым играм, чтению сказок подражанию героям сказочных сюжетов [18].
В своей работе Каменская В.Г. анализирована психологическое сопровождение детей, направленного на развитие всех сфер деятельности. Особое внимание автор уделяет тому, что психологическое сопровождение в первую очередь должно иметь профилактическую природу и обучать ребенка правильным моделям поведения в той или иной ситуации [19].
Умняшова И.Б. в своей работе рассматривает непосредственно деятельность педагога-психолога в образовательной организации, приводит примеры нормативного регулирования деятельности педагога-психолога [20].
Основными проблемами, выявленными в исследованиях, являются:
- Применение психологического сопровождения в рамках детского сада;
-Вопросы эмоционального развития у детей с задержкой психического развития;
-Влияние телекоммуникаций на развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста;
-Влияние эмоционального интеллекта на будущее детей;
-Отдельные эмоции детей и родителей;
Таким образом, в имеющейся литературе рассмотрен широкий круг вопросов, касающийся эмоционального развития. Большое внимание уделено вопросам, связанным изучению корреляции уровня психического развития и эмоционального. Что касается именно психологического сопровождения, зачастую в литературе не отделялось психолого-педагогическое сопровождение и психологическое. Также возникало смешение понятий эмоциональный интеллект и эмоциональные компетенции. Некоторые авторы, определяли эмоции как чувства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРА:
Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 4
Ссылка для цитирования:
Нигматуллина А.Р. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ // Вестник науки №9 (66) том 4. С. 122 - 131. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10041 (дата обращения: 17.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*