'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (66) том 4
  4. Научная статья № 19

Просмотры  72 просмотров

Нигматуллина А.Р.

  


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается проблема психологического сопровождения эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. Представлен анализ современной литературы   

Ключевые слова:
эмоциональное развитие, педагогика, детское воспитание   


УДК 37.1174

Нигматуллина А.Р.

магистрант

Оренбургский государственный педагогический университет

(г. Оренбург, Россия)

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

Аннотация: в статье рассматривается проблема психологического сопровождения эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. Представлен анализ современной литературы.

 

Ключевые слова: эмоциональное развитие, педагогика, детское воспитание.

 

Анализируя проблему психологического сопровождения эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, Лаптева Ю.А., рассматривает особенности эмоциональной сферы детей данного возраста. В период дошкольного детства характерна возрастная вариативность показателей эмоционального развития. Это связано:

  1. С интенсивным развитием возможности дифференциации эмоциональных состояний (средний дошкольный возраст);
  2. Развитие эмпатии по отношению к другим людям, в результате перехода дошкольника от идей эгоцентризма к гуманистическим проявлениям по отношению к другим людям (начало старшего дошкольного возраста);
  3. Расширение спектра эмоционального самочувствия, что приводит к способности эмоционального предвосхищения (конец старшего дошкольного возраста). Исходя из этого Лаптева Ю.А. выделяет модель сопровождения эмоций, включающую психологическую поддержку [1].

Плешкова Е.Н. в своей работе также рассматривает вопрос развития эмоциональной сферы дошкольников в условиях нахождения в ДОО. Также рассматриваются методы и модели повышения развития эмоциональной сферы [2].

Большое количество статей посвящено проблеме корреляции психологического развития и эмоционального развития. Конева И.А. и Бобкова Д.С. рассматривают модель психологического-педагогического сопровождения дошкольников с задержкой речевого развития. Данная модель развития направлена на повышение эмоционального развития [3].

Особая роль среди исследований, касающихся развития эмоциональной сферы, принадлежит исследованию Кисовой В.В., Малаховой Т.В.. В нем автор раскрывает влияние эмоционального компонента в семье, где ребенок имеет задержку развития. Сравнивается данный компонент с семьями, в которых достаточно высокий уровень психологического развития детей. В результате исследования был сделан вывод о том, что эмоциональное развитие родителей влияет на детско-родительские отношения [4].

Бусс О.В. провела исследование, в котором представлены данные о способности этих детей воспринимать и понимать эмоции, а также вербализовать эмоциональные состояния. В статье описываются трудности, возникающие при различении эмоций с опорой на экспрессивные признаки, передаваемые с помощью мимики. Также, сообщается о социальной незрелости детей в связи с недоразвитием умения понимать причины возникновения эмоциональных состояний [5].

Ряд авторов рассматривает проблему исследования особенностей эмоциональной сферы личности старших дошкольников с задержкой психического развития. Изучаются представления детей с задержкой психического развития о различных проявлениях эмоций, понимание детьми эмоциональных состояний человека, оценивается умение выражать эмоции вербально и невербально, рассматривается своеобразие эмоциональной экспрессии [6].

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста влияет на эмоциональный интеллект, эмоциональные компетенции, что в результате определяет в целом эмоциональное развитие. Подобное исследование провела Ефремова Е.В. В ходе ее исследования было проедено 16 сюжетно-ролевых игр, которые представляли собой рассказ по серии картинок, рассказ-описание, рассказ личного опыта, пересказ. Данные методики дают возможность анализировать чувства других людей (персонажей, героев), тем самым происходит развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников [7].

Каргапольцева Н.А. и Сапарказы Ж., ориентируясь на современные реалии, которые характеризуются размыванием возрастных ориентиров, пространственно-временной индивидуализацией происходящих событий, широким потенциалом возрастных ограничений, предлагает применение современного коммуникационного оборудования для грамотного и своевременного психологического сопровождения детей дошкольников и их родителей. Автор предлагает применение мобильного приложения, которое будет отвечать вызовам современности и помогать родителям дошкольников [8].

Отвечающая задачам современности статья Корж Е.М., в ней автор описывает психологическое сопровождение адаптации дошкольников, с учетом последствий, которые стали результатом пандемии. Данная статья описывает методы, помогающие вызвать положительные эмоции и настроение у ребенка по отношению к группе, воспитателю, отвлечь от переживаний, подарить минуты радости [9].

Большой вклад в изучение развития эмоциональной сферы детей принадлежит Мальцевой Т.Ю. В своей статье она описывает какими способами и методами повысить эмоциональное развитие детей в сложившихся экономических, социальных условиях [10].

Стоит также рассмотреть, что включается в эмоциональное развитие дошкольников. Шмырева О.Н. и Коваль Н.А. определяют, что эмоциональное развитие наделено совокупностью взаимосвязанных, взаимодействующих, взаимообусловленных процессуальных и содержательных характеристик. Представлены динамичные и содержательные характеристики эмоционального развития. Динамичность эмоциональных явлений проявляется в совершенствовании эмоциональных форм [11].

Что касается понятия психологического сопровождения, то Басюк В., утверждает, что психологическое сопровождение имеет своей высшей целью не столько оказание помощи ребенку в конкретной ситуации, сколько вооружение его готовностью к решению любой возможной проблемной ситуации и формирование у него стремления к самостоянию. С ним я полностью согласна, поскольку психологическое сопровождение должны представлять собой опору, позволяющую развивать свои эмоциональные компетенции [12].

Важность периода дошкольного детства невозможно переоценить. Именно на этапе раннего детства у ребенка происходит заметный скачок в физическом, моторном, интеллектуальном, речевом развитии. Уровень адаптированности, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на формирование таких важных сфер развития, как психомоторная, речевая и эмоциональная. С данной точкой зрения, касающейся большой значимости психологического сопровождения, невозможно не согласиться [13].

Особое внимание на психологическое поддержание эмоционального развития в неполных семьях уделяет Хамзина Т.А. В такой ситуации очень важно рассмотреть способы психологической поддержки не только детей, но и родителей. Поскольку очень важно наладить благоприятный эмоциональный фон в детско-родительских отношениях, также найти способы поддержки положительной эмоционального состояния между детьми и родителями [14].

Поскольку уровень тревожности влияет на эмоциональное состояние, а значит и на эмоциональное развитие в целом, я бы хотела отметить работу Болдиной К.В. В своей работе делает вывод, что у старших дошкольников из семей с «неблагоприятными» типами родительского отношения (отвергающим, симбиотическим, гиперсоциализирующим, инфантилизирущим), в сравнении с группами с принимающим и кооперационным типами родительского отношения, выявляются более высокие показатели тревожности, а содержание тревожности связано преимущественно с различными ситуациями взаимодействия, реже – с бытовыми ситуациями, повседневными действиями [15].

Северюкова Е.В. в своей работе посвящает сложностям адаптации перехода старшего дошкольника в младшего школьника. Также речь идет о том, что важно оказать психологическое сопровождение детям данного возраста, подготовив их к кризису семи лет [16].

Значимость всех выше представленных научных трудов подкреплена статьей Мониной Г.Б., которая рассматривает проблему взаимосвязи эмоций и познавательных процессов, раскрывает понятие «эмоциональный интеллект», приводит модель работы с собственными сильными эмоциями и рекомендации по оказанию помощи человеку в экстремальной ситуации, вызвавшей негативные эмоции [17].

Показана проблема эмоционального развития детей этого возраста в трудах известных педагогов, психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин). Делается акцент на то, что эмоциональные переживания вызываются глубоким внутренним смыслом, связанным с ведущим мотивом деятельности ребенка. Отмечено, что ребенок в этом возрасте начинает предвидеть не только интеллектуальные результаты своей деятельности, но и эмоциональные. Выделены эмоциональные переживания в деятельности ребенка, направленной на достижение результата, полезного для окружающих. Охарактеризован системно-деятельностный подход, согласно которому эмоциональное развитие объясняется с позиции появления новообразований дошкольника. Эти новообразования зарождаются и развиваются благодаря сюжетно-ролевым играм, чтению сказок подражанию героям сказочных сюжетов [18].

В своей работе Каменская В.Г. анализирована психологическое сопровождение детей, направленного на развитие всех сфер деятельности. Особое внимание автор уделяет тому, что психологическое сопровождение в первую очередь должно иметь профилактическую природу и обучать ребенка правильным моделям поведения в той или иной ситуации [19].

Умняшова И.Б. в своей работе рассматривает непосредственно деятельность педагога-психолога в образовательной организации, приводит примеры нормативного регулирования деятельности педагога-психолога [20].

Основными проблемами, выявленными в исследованиях, являются:

- Применение психологического сопровождения в рамках детского сада;

-Вопросы эмоционального развития у детей с задержкой психического развития;

-Влияние телекоммуникаций на развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста;

-Влияние эмоционального интеллекта на будущее детей;

-Отдельные эмоции детей и родителей;

Таким образом, в имеющейся литературе рассмотрен широкий круг вопросов, касающийся эмоционального развития. Большое внимание уделено вопросам, связанным изучению корреляции уровня психического развития и эмоционального. Что касается именно психологического сопровождения, зачастую в литературе не отделялось психолого-педагогическое сопровождение и психологическое. Также возникало смешение понятий эмоциональный интеллект и эмоциональные компетенции. Некоторые авторы, определяли эмоции как чувства.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРА:

 

  1. Лаптева Юлия Александровна Модель психолого-педагогического сопровождения эмоционального развития детей в современном детском саду // Известия ВГПУ. 2018. №9 (132). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-emotsionalnogo-razvitiya-detey-v-sovremennom-detskom-sadu
  2. Плешкова Евгения Николаевна ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ // Проблемы педагогики. 2022. №2 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-razvitie-doshkolnikov
  3. Конева Ирина Алексеевна, Бобкова Дарья Станиславовна Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования. №61-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-doshkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya
  4. Кисова Вероника Вячеславовна, Малахова Татьяна Владимировна Исследование эмоционального компонента родительского отношения к детям с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования. №61-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-emotsionalnogo-komponenta-roditelskogo-otnosheniya-k-detyam-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya
  5. Бусс Ольга Васильевна Особенности понимания и вербализации эмоций старшими дошкольниками с задержкой психического развития // Концепт. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ponimaniya-i-verbalizatsii-emotsii-starshimi-doshkolnikami-s-zaderzhkoi-psihicheskogo-razvitiya.
  6. Карпушкина Наталья Викторовна, Орлова Татьяна Андреевна Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования. №60-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalnoy-sfery-starshih-doshkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-
  7. Емельяненко Ю.Р., Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры, Студенческий электронный журнал стриж. –4-1 (15), -- 2017 год. – с. 53-56
  8. Каргапольцева Наталья Александровна, Сапаркызы Жаннат Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного и школьного возраста как проблема современного образования и семьи // Вестник ОГУ. 2021. №2 (230). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-detey-doshkolnogo-i-shkolnogo-vozrasta-kak-problema-sovremennogo-obrazovaniya-i-semi
  9. Корж, Е.М., Психологическое сопровождение адаптации младшего дошкольника к условиям детского сада в изменённых образовательных системах /В сборнике: Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами. Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. МАНПО, 2021. С. 756-760.
  10. Мальцева Татьяна Юрьевна Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Достижения науки и образования. №3 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnoy-sfery-detey-doshkolnogo-vozrasta
  11. Шмырева Ольга Ивановна, Коваль Нина Александровна Эмоциональное развитие: процесс и содержание // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2015. №4 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-razvitie-protsess-i-soderzhanie
  12. Басюк В. Психологическое сопровождение детей в условиях образовательного учреждения // Развитие личности. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soprovozhdenie-detey-v-usloviyah-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
  13. Чернова Мария Александровна Психологическое сопровождение развития ребенка на этапе раннего детства // Вестник ГУУ. 2014. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soprovozhdenie-razvitiya-rebenka-na-etape-rannego-detstva
  14. Хамзина Татьяна Андреевна, Роль психологического сопровождения процесса воспитания детей из неполной семьи // E-Scio. №5 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-psihologicheskogo-soprovozhdeniya-protsessa-vospitaniya-detey-iz-nepolnoy-semi
  15. Болдина К.В. Особенности тревожности у старших дошкольников из семей с разным типом родительского отношения // Санкт-Петербургский образовательный вестник. №4-5 (20-21). URL: https://psychlib.ru/?s=quicksearch/n/osobennosti-trevozhnosti-u-starshih-doshkolnikov-iz-semey-s-raznym-tipom-roditelskogo-otnosheniya
  16. Севрюкова Е. В. Особенности психологической готовности к переходу к младшему школьному возрасту у старших дошкольников с агрессивным поведением // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologicheskoy-gotovnosti-k-perehodu-k-mladshemu-shkolnomu-vozrastu-u-starshih-doshkolnikov-s-agressivnym-povedeniem
  17. Монина Г.Б. Развитие эмоционального интеллекта // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2009. №2 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta.
  18. Става Виола Сергеевна, Игнатович Владлен Константинович, Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста // Педагогика: история, перспективы. №4. URL: https://psychlib.ru/?s=quicksearch/n/problema-emotsionalnogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta
  19. Каменская Валентина Георгиевна, Котова Светлана Аркадьевна Пути развития психологического сопровождения ребенка // Universum: Вестник Герценовского университета. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-razvitiya-psihologicheskogo-soprovozhdeniya-rebenka
  20. Умняшова И.Б. Психологическое сопровождение в системе образования: актуальные вопросы организации и содержания [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 3. С. 3–7. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2017/n3/Umnyakova.shtml 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Нигматуллина А.Р. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ // Вестник науки №9 (66) том 4. С. 122 - 131. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10041 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10041



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.