'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (66) том 4
  4. Научная статья № 16

Просмотры  44 просмотров

Алешина А.П.

  


ПРОБЛЕМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ *

  


Аннотация:
статья посвящена современному состоянию жилищно-коммунального хозяйства, а также пробелам в сфере предоставления коммунальных услуг. В статье рассматриваются аспекты улучшения развития сферы жилищно-коммунального хозяйства   

Ключевые слова:
жилищно-коммунальное хозяйство, государственный контроль и надзор, жилищные условия   


УДК 35

Алешина А.П.

магистрант

Уральский институт управления

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

(г. Екатеринбург, Россия)

 

ПРОБЛЕМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ

 

Аннотация: статья посвящена современному состоянию жилищно-коммунального хозяйства, а также пробелам в сфере предоставления коммунальных услуг. В статье рассматриваются аспекты улучшения развития сферы жилищно-коммунального хозяйства.

 

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, государственный контроль и надзор, жилищные условия.

 

Цель: охарактеризовать сферу жилищно-коммунального хозяйства. Дать оценку действующему законодательству Российской Федерации в сфере предоставления коммунальных услуг, порядок осуществления надзора за качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

Методы: в ходе исследования проанализированы действующие правовые нормы Российского законодательства в сфере жилищного контроля и надзора, определены аспекты их осуществления.

Научная новизна: научная новизна заключается в определении и исследовании пробелов в Российском законодательстве в сфере жилищно-коммунального хозяйства, качеством предоставления коммунальных услуг населению.

Сфера жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ) относится к одной из главных сфер экономики Российской Федерации. К данной сфере можно отнести электроснабжение, водоотведение и водоснабжение, благоустройство территорий и многое другое.

Что же понимается под ЖКХ? В первую очередь, сфера ЖКХ – это комплекс, состоящий из хозяйств, предприятий и служб, которые осуществляют свою деятельность путем обеспечения населения коммунальными услугами.

Так, управляющая компания путем заключения договора управления, становится исполнителем коммунальных услуг.

В свою очередь, большую роль представляют собой органы, уполномоченные осуществлять контроль и надзор за предоставлением качественных коммунальных услуг населению.

На сегодняшний день в нашей стране происходят передовые изменения в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основной целью данных изменений является усовершенствование условий и стандартов жизни населения.

К сожалению, в России недостаточно развита сфера ЖКХ. Связано это с многочисленными факторами, такими как: нехватка кадров с достаточными знаниями, проблема финансирования, проблема взаимодействия исполнителей коммунальных услуг с органами государственного контроля и надзора, проблемы обеспечения в экономической сфере. Все перечисленные факторы влияют на качество жизни населения, затрудняют решение жилищных проблем.

Для исключения пробелов в сфере ЖКХ необходимо введение инноваций. Под инновациями подразумевается введение новшеств, усовершенствование действующей сферы. К инновации в сфере ЖКХ, в нашем случае, можно отнести: усовершенствование качества предоставления коммунальных услуг, внедрение технологий, позволяющих определить наиболее значимые потребности населения.

Что же касается показателя повышения уровня сферы ЖКХ, к нему можно отнести удовлетворенность потребителей коммунальных услуг, улучшение качества предоставления коммунальных услуг.

На примере Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее – Департамент ГЖИ СО) можно отметить следующее. Качество оказывания услуг не удовлетворяет граждан. Все чаще потребитель обращается по вопросам некачественного предоставления услуг по горячему водоснабжению в многоквартирном доме, ненадлежащей температуры воздуха в жилых помещениях.

До 2022 года Департамент ГЖИ СО осуществлял надзор в рамках Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, с 1 января 2022 года надзор происходит в рамках Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ.

Значительным отличием данных законов является то, что сегодня проведение проверок необходимо согласовывать с органами прокуратуры, что является более длительным процессом. Проверка может быть согласована в случае угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Из этого следует, что в большинстве случаев в запросе на проведение проверки будет отказано.

Новшеством является и то, что для проведения проверки Департамент ГЖИ СО должен удостовериться в достоверности фактов наличия нарушения, установить личность обратившегося гражданина.

Одной из главных проблем при проверке фактов некачественного предоставления коммунальных услуг является то, что Департамент не может осуществить выездную проверку без надлежащего обращения граждан в надзорный орган.

Для организации проверки необходимо надлежащее обращение в Департамент, посредством государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства. Если обращение подано иным способом, в случае, если усматривается угроза причинения вреда жизни и здоровью, необходимо установить личность. Часто граждане игнорируют запросы о предоставлении документов, что является основанием для отказа в проведении проверки.

В данных случаях, Департамент ГЖИ СО осуществляет взаимодействие с исполнителями коммунальных услуг – управляющими компаниями.

На основании запросов и предоставленных ответов гражданам направляется ответ на обращение.

Из всего вышеизложенного и вытекает основная проблема, которая заключается в отсутствии грамотности населения, недостаточности знаний законодательства, нежелание взаимодействия с органами надзора, неумение использовать современные технологии, что в итоге и ведет к основным проблемам и трудностям решения вопросов качества предоставления коммунальных услуг.

На качество предоставления коммунальных услуг влияют многие факторы. К примеру, по договору управления многократным домом исполнителем коммунальных услуг является управляющая компания. Гражданин обращается с жалобой на управляющую организацию по вопросу некачественного предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, а именно: температура горячей воды ниже установленной нормы. По законодательству, управляющая организация отвечает за инженерные сети в многоквартирном доме, обязана предоставлять коммунальные услуги, соответствующие нормативам. В данной ситуации, управляющая организация производит проверку и устанавливает, что проблема в температурном режиме наблюдается на вводе в дом, то есть услуга по горячему водоснабжению предоставляется некачественно, так как норме не соответствует вода, которую поставляет в дом ресурсоснабжающая организация.

После этого, управляющая организация начинает взаимодействовать с ресурсоснабжающей организацией, направлять претензии. В свою очередь, Департамент ГЖИ СО направляет в ресурсоснабжающую организацию предостережение о недопущении нарушения обязательных требований (в части предоставления коммунальных услуг надлежащего качества) со сроком исполнения и датой отчета о проделанной работе.

После проделанных действий, качество предоставления коммунальных услуг повышается, что подтверждается отчетностью подконтрольных организаций и гражданами, которые обращались с жалобами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что решение проблем предоставления коммунальных услуг в большинстве случаев возможно только после обращения в надзорные органы, оказывающие влияние на исполнителей. При более грамотном подходе граждан к проблемам сферы ЖКХ, решение данных вопросов стало бы намного быстрее и легче.

Для более продуктивной и эффективной деятельности органов государственного контроля за предоставлением жилищно-коммунальных услуг требуется обеспечить всестороннее рассмотрение степени ответственности должностных лиц таких органов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Мартынов А.В. Попытки законодательного разграничения государственного контроля и административного надзора в условиях современной административной реформы в России // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции (Россия, г. Нижний Новгород, 7-8 июня 2019 г.) / Отв. ред. доктор юридических наук, профессор А.В. Мартынов. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2019. С. 27-59.
  2. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.
  3. Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 31 (часть I). Ст. 5007.
  4. Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.
  5. Качкаев П. Р. Проблемы и перспективы развития ЖКХ в рамках реформирования отрасли // Жилищно-коммунальное хозяйство. — 2017. — № 2. — С. 2–5.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Алешина А.П. ПРОБЛЕМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ // Вестник науки №9 (66) том 4. С. 108 - 113. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10038 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10038



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.