'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (66) том 4
  4. Научная статья № 2

Просмотры  24 просмотров

Атдакова Г.

  


ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ *

  


Аннотация:
данная статья освящает такую актуальную проблему, как сбалансированность государственного бюджета, а также пути решения данной проблемы   

Ключевые слова:
бюджетно-налоговая политика, экономическая безопасность, фискальная политика, экономика, дискреционная фискальная политика, автоматическая фискальная политика   


УДК 33

Атдакова Г.

преподаватель

Туркменский государственный институт экономики и управления

(г. Ашхабад, Туркменистан)


ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.

ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

 

Аннотация: данная статья освящает такую актуальную проблему, как сбалансированность государственного бюджета, а также пути решения данной проблемы.

 

Ключевые слова: бюджетно-налоговая политика, экономическая безопасность, фискальная политика, экономика, дискреционная фискальная политика, автоматическая фискальная политика.

 

Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

Государство несет многочисленные расходы. По целям эти расходы можно разделить:

1) на политические цели:

а) расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов и т.п.;

б) расходы на содержание аппарата управления государством 2) на экономические цели:

а) расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики,

б) расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики 3) на социальные цели:

а) расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий);

б) расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.[1]

Основными источниками доходов государства являются:

  1. налоги (включая взносы на социальное страхование);
  2. прибыль государственных предприятий;
  3. сеньораж (доход от эмиссии денег);
  4. доходы от приватизации.[2]

Дефицит государственного бюджета и его виды

Выделяют структурный, циклический и фактический бюджетный дефицит. Структурный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения:

 Циклический дефицит – это разность между структурным дефицитом и фактическим дефицитом:

Во время спада фактический дефицит больше структурного, поскольку к структурному дефициту добавляется циклический, так как при рецессии Y < Y*. В период подъема фактический дефицит меньше структурного на абсолютную величину циклического дефицита, поскольку при буме Y > Y*. Структурный дефицит является следствием стимулирующей дискреционной фискальной политики, а циклический дефицит – это результат автоматической фискальной политики, следствие действия встроенных стабилизаторов.

Государственный долг это показатель запаса, который рассчитывается на определенный момент времени в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период времени (за год).

По абсолютной величине государственного долга невозможно определить его бремя для экономики. Для этого используется показатель отношения величины государственного долга к величине национального дохода или ВВП, т.е. d = D/Y. Если темпы роста долга меньше, чем темпы роста ВВП (экономики), то долг не страшен. При низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему. [3]

Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга, приводит к следующему:

  1. Происходит снижение эффективности экономики, поскольку берутся средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;
  2. Может перераспределяться доход от частного сектора к государственному;
  3. Идет увиливание неравенства в доходах;
  4. Государство рефинансирует долг и это ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;

10.Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Бродский, Б.Е. Макроэкономика: продвинутый уровень: курс лекций Б. Е. Бродский; Московская школа экономики МГУ им. М. В. Ломоносова. — Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2018. — 334 с.
  2. Бурлачков, В.К. Макроэкономика, монетарная политика, глобальный кризис: анализ современной теории и проблемы построения новой модели экономического развития В. К. Бурлачков. — Москва :URSS: Либроком, 2017. — 239 с.
  3. Гнатюк, С.Н. Макроэкономика: учебно-методический комплекс / С. Н. Гнатюк. — Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2018. — 350, с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Атдакова Г. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ // Вестник науки №9 (66) том 4. С. 11 - 14. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10024 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10024



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.