'
Бальцевич А.А., Корниенко Е.М.О., Александров Д.А.
ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА КАЧЕСТВО СНА У СТУДЕНТОВ 1-ГО КУРСА БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА *
Аннотация:
в статье представлены данные о продолжительности и качестве сна студентов 1-го курса Белорусского государственного медицинского университета, а также результаты оценки уровня личностной тревожности по опросникам Дж. Тейлора и Спилбергера-Ханина. Оценено влияние уровня личностной тревожности на качество сна у студентов-первокурсников Белорусского государственного медицинского университета
Ключевые слова:
сон, тревожность, личностная шкала проявлений тревоги (Дж.Тейлор), опросник Спилбергера-Ханина
УДК 613.863
Бальцевич А.А.
студент, кафедра нормальной физиологии
Белорусский государственный медицинский университет
(г. Минск, Беларусь)
Научные руководители:
Корниенко Е.М.О.
преподаватель-стажер кафедры нормальной физиологии
Белорусский государственный медицинский университет
(г. Минск, Беларусь)
Александров Д.А.
кандидат медицинских наук, доцент кафедры нормальной физиологии
Белорусский государственный медицинский университет
(г. Минск, Беларусь)
ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА КАЧЕСТВО
СНА У СТУДЕНТОВ 1-ГО КУРСА БЕЛОРУССКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация: в статье представлены данные о продолжительности и качестве сна студентов 1-го курса Белорусского государственного медицинского университета, а также результаты оценки уровня личностной тревожности по опросникам Дж. Тейлора и Спилбергера-Ханина. Оценено влияние уровня личностной тревожности на качество сна у студентов-первокурсников Белорусского государственного медицинского университета.
Ключевые слова: сон, тревожность, личностная шкала проявлений тревоги (Дж.Тейлор), опросник Спилбергера-Ханина.
Известно, что одним из важных условий хорошего усвоения новых знаний и навыков, эффективным способом нормализации и оптимизации умственной и физической работоспособности является ежедневный сон продолжительностью в среднем не менее 7-8 часов [3]. В то же время имеются сведения, что в связи с особенностями организации учебного процесса у студентов сон не всегда полноценен [2]. Значительную академическую нагрузку испытывают студенты медицинских высших учебных заведений (ВУЗов) по причине достаточно продолжительного процесса умственной деятельности. Это особенно актуально для студентов 1-го курса медицинских ВУЗов, находящихся в периоде адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Также имеются сведения о том, что уровень личностной тревожности может влиять на качество сна (его продолжительность, структуру и т.д.) [1]. Таким образом, было принято решение провести исследование на предмет зависимости качества сна от уровня личностной тревожности.
Цель: оценить влияние уровня личностной тревожности на продолжительность и качество сна у студентов 1-го курса Белорусского государственного медицинского университета.
Задачи:
Материалы и методы.
Было проведено анкетирование, которое включало в себя вопросы о времени засыпания и пробуждения по будним и выходным дням, длительности сна (в часах), ощущениях после сна и другие. Для оценки продолжительности сна и уровня личностной тревожности студентам предлагалось пройти анкетирование по двум опросникам: опроснику Тейлора в адаптации Немчина Т.А. и опроснику Спилбергера-Ханина. Опросник тревожности Тейлора – один из первых опросников для оценки индивидуальных различий в тревожности человека, разработанный на основе Миннесотского многофакторного личностного опросника. В 1975 году была разработана русскоязычная адаптация данного опросника Т.А. Немчиновым и В.Г. Норакидзе. Опросник тревожности Ч. Спилбергера-Ханина – один из самых распространенных тестов для оценки уровня тревожности, состоящий из двух частей для оценки личностной и реактивной (ситуативной) тревожности человека.
В исследовании приняло участие 75 студентов разных факультетов: лечебного (16 человек), педиатрического (10 человек), медико-профилактического (22 человека), стоматологического (12 человек) и фармацевтического (15 человек) факультетов БГМУ. Средний возраст респондентов составил 18,08±1,13 лет (Мо=18 лет; Ме=18 лет). Данные представлены в виде: [cреднее арифметическое; Медиана; 25 процентиль; 75 процентиль] (в таком варианте представлены только результаты опросника). Полученые данные обработаны методами вариационной статистики (корреляционный анализ, дисперсионный анализ).
Результаты и их обсуждение.
У опрошенных студентов продолжительность сна в среднем составила 6± часов, что ниже рекомендуемой нормы. Средняя продолжительность сна у студентов медико-профилактического факультета – 6,43 ч, что является самым высоким показателем, самый низкий показатель продолжительности сна – у студентов стоматологического факультета – 5,4 ч. По данным дисперсионного анализа значимых различий в продолжительности сна у студентов различных факультетов выявлено не было (рисунок 1).
Приложение
* - р < 0,05, дисперсионный анализ
Рис.1. Продолжительность сна у студентов 1 курса БГМУ
По данным проведенного анкетирования большинство респондентов (>90%) засыпало позже 23 часов по будням и в выходные дни, что может быть связано с большой учебной нагрузкой, большими временными затратами на выполнение домашних заданий, понижением эмоционального тонуса.
Можно предположить, что сокращение продолжительности сна у студентов-медиков зависело от времени отхода ко сну, от неспособности рационально организовать и продуктивно использовать собственное время.
Одним из подходов к оценке качества сна может быть анализ субъективных ощущений удовлетворенности ночным отдыхом. Анилиз полученных нами данных показал, что из 75 студентов, принявших участие в исследовании, 49 испытывали неудовлетворительные ощущения при пробуждении и только 8 – удовлетворительные, а полностью выспавшимися считали себя только 2 человека. 16 респондентов не смогло однозначно ответить. (рисунок 2).
Приложение
* - р < 0,05, дисперсионный анализ
Рис. 2. Ощущения при пробуждении среди всех студентов
Анализируя полученные в результате анкетирования данные было установлено, что 73% респондентов не считало свой сон полноценным, 12% затруднялось ответить и только 15% могло назвать свой сон полноценным.
При оценке уровня личностной тревожности было выявлено, что наиболее высокий уровень тревожности среди студентов 1-го курса БГМУ наблюдался у студентов педиатрического (24 балла из 50 по Тейлору и 50,3 балла по опроснику Ч.Д.Спилбергера) и лечебного (20,7 баллов и 44,3 балла по Спилбергеру (соответственно) факультетов. Это соответствует высокому уровню тревожности, согласно с принятыми шкалами оценки. У студентов стоматологического, медико-профилактического и фармацевтического факультетов наблюдался средний (с тенденцией к высокому) уровень личностной тревожности (18,1; 19,1; 19,9 баллов по Тейлору и 45,6; 45,5; 45,5; по Спилбергеру соответственно) (рисунок 3, 4).
Рис.3. Уровень личностной тревожности по опроснику Дж. Тейлора
Рис. 4. Уровень личностной тревожности по опроснику Спилбергера
Была выявлена слабая корреляционная связь (r1=0,055 для опросника Дж. Тейлора, r2=0,106 для опросника Спилбергера) между уровнем личностной тревожности и качеством сна, что может указывать на отсутствие значимого влияния тревожности на сон у студентов 1-го курса.
Выводы:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 3
Ссылка для цитирования:
Бальцевич А.А., Корниенко Е.М.О., Александров Д.А. ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА КАЧЕСТВО СНА У СТУДЕНТОВ 1-ГО КУРСА БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Вестник науки №9 (66) том 3. С. 319 - 326. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10015 (дата обращения: 17.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*