'
Шайдуллина Л.Т., Маштакова Л.Ю.
ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5 - 6 ЛЕТ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ *
Аннотация:
статья посвящена изучению научных подходов к коррекции нарушений звукопроизношения. Систематизированы теоретические материалы, касающиеся проблемы нарушений овладения правильным звукопроизношением у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Установлено, что нарушения звукопроизношения является распространенным явлением в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
Ключевые слова:
звукопроизношение, диагностика, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, методика, коррекционная работа
УДК 37
Шайдуллина Л.Т.
студент факультета Педагогики
Бирский Филиал
Уфимский университет науки и технологий
(г. Бирск, Россия)
Научный руководитель:
Маштакова Л.Ю.
к.пед.н., доцент
Бирский Филиал
Уфимский университет науки и технологий
(г. Бирск, Россия)
ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5 - 6 ЛЕТ
С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация: статья посвящена изучению научных подходов к коррекции нарушений звукопроизношения. Систематизированы теоретические материалы, касающиеся проблемы нарушений овладения правильным звукопроизношением у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Установлено, что нарушения звукопроизношения является распространенным явлением в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: звукопроизношение, диагностика, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, методика, коррекционная работа.
Речь представляет собой сложную функциональную систему, основанную на использовании знаковой системы языка в процессе коммуникации. Речь считается психофизиологической системой, в которой совместно функционируют несколько анализаторов, включая речевослуховой и речедвигательный анализаторы.
В настоящее время отмечается заметный прирост детей с речевыми нарушениями. Одним из наиболее распространенных нарушений является фонетико-фонематическое недоразвитие речи, представляющее собой нарушение процессов формирования произношения у детей, страдающих от разных речевых расстройств, вызванных проблемами восприятия и произношения фонем.
В работе Шашкиной Г.Р., Зерновой Л.П. и Зиминой И.А. [11] фонетическая сторона речи означает правильное произнесение звуков благодаря согласованной работе всего речедвигательного аппарата. С другой стороны, фонематическая сторона речи связана со способностью различать и разделять фонемы. Фонематическая сторона речи зависит от работы речеслухового анализатора.
В фонетико-фонематическом недоразвитии детей Т.А. Ткаченко и М.Ф. Фомичева выделяют следующие состояния:
– легкую степень фонетико-фонематического недоразвития, когда происходит недостаточное различение и затруднение в анализе только относительно нарушенных в произношении звуков, а прочий звуковой состав слова и слоговая структура анализируются детьми правильно;
– степень, когда звуковой анализ нарушается более грубо – у ребенка при достаточно сформированной артикуляции звуков в устной речи происходит недостаточное различение большого количества звуков, которые находятся в нескольких фонетических группах;
– степень глубокого фонематического недоразвития ребенок – тогда ребенок не только «не слышит» звуков в слове, но и не различает отношения между звуковыми элементами. Он неспособен выделить звуки из состава слова, неспособен определить их последовательность в слове [7, 10].
Научные подходы к исследуемой проблеме предполагают различные методы коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Так, еще в советское время авторами Г. Каше, Т. Б. Филичевой Г. В. Чиркиной была написана для данной категории детей «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни)» [2].
Р. Е. Левиной была выделена группа детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, которые требуют специализированной логопедической помощи [3]. Р.Е. Левина писала: «При выборе стезей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у ребят нужно ориентироваться на узловые образования, от коих находится в зависимости обычное нормальное протекание не 1-го, а цельного ряда речевых процессов. Этим узловым образованием, главным фактором в корректировки речевых нарушений считаются фонематическое восприятие и звуковой тест» [3]. Формирование узловых образований, по мнению, Р.Е. Левина, разрешает с большей экономией и необходимостью достигать педагогического эффекта» [3].
Н.А.Лукина, И.И. Никкинен в изучении данного явления рассматривается психологический аспект, фокусируясь на развитии слухового восприятия, внимания и памяти[6].
Ткаченко Т.А. исследовала практический аспект проблемы развития навыков анализа и синтеза звуков. В результате своих исследований автор разработала альбом под названием «Учим говорить правильно», который предназначен для индивидуальных и групповых занятий с детьми среднего дошкольного возраста [7].
Некоторые педагоги-практики в коррекционной работе используют игры. Е.С. Суворова и И.А. Свириденко, применяют звукоподражательные игры. Игра имеет положительный эффект, поскольку она способствует более легкому решению поставленных задач ребенком. В ходе игры дети могут закреплять и автоматизировать навыки звукопроизношения.
В логопедической практике по развитию звукопроизношения у детей дошкольного возраста предлагается использовать телесно-ориентированные технологии. Эти технологии способствуют осознанному и чувственному восприятию собственного тела. Согласно данному методу, ребенок может избавиться от мышечного напряжения, восстановить речевое дыхание, улучшить самочувствие и привести к устранению недостатков в звукопроизношении.
Таким образом, анализ литературных источников показал, что вопросы коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи и особенности речи детей с этим нарушением были детально рассмотрены. Особенности коррекции нарушений звукопроизношения у детей в возрасте 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи включают систематизацию теоретических материалов, акцент на развитии слухового восприятия, внимания и памяти, использование дидактических игр с правилами, индивидуально-дифференцированный подход, а также внедрение телесно-ориентированных технологий. Эти подходы позволяют достичь эффективной коррекции, улучшения коммуникативных навыков и преодоления фонетико-фонематических проблем речи у детей дошкольного возраста.
Формирование фонематического восприятия – является самой главной задачей, в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Правильное развитие фонематического восприятия играет большую роль в процессе становления и развития звукопроизношения. От правильной организации коррекционной работы будет зависеть успешность освоение ребенком учебной программы, а также его дальнейшее интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 3
Ссылка для цитирования:
Шайдуллина Л.Т., Маштакова Л.Ю. ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5 - 6 ЛЕТ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Вестник науки №9 (66) том 3. С. 117 - 122. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9982 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*