'
Ильина О.И.
СОДЕРЖАНИЕ МАГИСТЕРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТАХ ФРАНЦИИ *
Аннотация:
в статье представлено содержание современной магистерской подготовки педагогических кадров в университетах Франции в рамках темы «Образование в интересах устойчивого развития». Рассмотрены примеры отдельных курсов, дисциплин и образовательных программ, основанных на внедрении идей устойчивого развития в университетское образование
Ключевые слова:
магистратура, университеты, Франция, педагогические кадры, содержание образования
УДК 378
Ильина О.И.
старший преподаватель
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
(г. Санкт-Петербург, Россия)
СОДЕРЖАНИЕ МАГИСТЕРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТАХ ФРАНЦИИ
Аннотация: в статье представлено содержание современной магистерской подготовки педагогических кадров в университетах Франции в рамках темы «Образование в интересах устойчивого развития». Рассмотрены примеры отдельных курсов, дисциплин и образовательных программ, основанных на внедрении идей устойчивого развития в университетское образование.
Ключевые слова: магистратура, университеты, Франция, педагогические кадры, содержание образования.
Глобальные и социально-экономические процессы, происходящие в начале XXI века, оказали большое влияние на систему образования. В современном обучении преобладают принципы гуманизации и демократизации образования, в том числе при преподавании естественных дисциплин.
Внешние социально-экономические условия и глобальные тенденции в начале XXI века предопределяли перспективные векторы развития высшего образования. В основе развития мировоззрения стояла идея устойчивого развития (УР) общества, при этом ключевая роль отводилась образованию [4].
Ввиду перехода к обучающемуся обществу и продвижению концепции устойчивого развития (УР) современное высшее образование Франции претерпевает изменения: внедрение культурных мероприятий в учебные программы, усиление воспитательной функции и гражданственности с целью побуждения студентов принимать участие в решении важных социальных, экологических проблем и т.д. [2].
Содержание обучения образования в интересах устойчивого развития ОУР составляет три возможных подхода, от простого к многогранному, наиболее отвечающему концепции [1]:
«просвещенческий» подход, который состоит во включении в содержание образования информации о концепции УР в форме модулей или отдельных учебных курсов;
подход ОУР как этап развития экологического образования;
подход, основанный на взаимосвязи трех составляющих концепции УР: экологической, экономической и социальной сторон в практической реализации локального уровня.
В качестве «просвещенческого» подхода и внедрения экологического подхода в рамках ОУР во Франции можно привести курс «Проблемы окружающей среды» («problèmes environnementaux») в педагогической магистратуре университета г. Гренобль. Взаимосвязь трех составляющих концепции УР отражена в отдельных магистерских программах, примером которой является магистратура первого года обучения университета Париж-Сакле «Устойчивое развитие». Программа включает изучение междисциплинарных исследований в области экономики, социологии, антропологии и других наук в рамках концепции УР.
Во французских университетах реализуются магистратуры по направлениям подготовки, связанных с концепцией ОУР: «Агротехника, окружающая среда, территории, природа, лес», «Биоразнообразие», «Экология и эволюция», «Интегративная биология и физиология», «Биология и здоровье», «Право в области здравоохранения», «Экономика окружающей среды, энергетики и транспорта», «Исследования развития и окружающей среды», «Управление территориями и местное развитие» (Университет Париж-Сакле). Взаимосвязь трех составляющих концепции УР отражена в отдельных магистерских программах, примером которой является магистратура первого года обучения (М1) университета Париж-Сакле «Устойчивое развитие». Эта программа включает изучение тематических исследований в области экономики и других междисциплинарных исследований (социология, антропология, методология, естествознание) в рамках концепции УР. Экономика и другие междисциплинарные исследования в настоящее время определяются как наиболее перспективные области для решения проблем коллективных действий, связанных с современными проблемами неравенства и загрязнения окружающей среды. Другие магистерские программы созданы в рамках подготовки специалистов в смежных областях экономики, экологии и социальных наук.
Как показало исследование, в педагогическом образовании также создаются новые образовательные программы, связанные с идеями ОУР. В университете им. Жюля Верна в 2021 учебному году открыта новая образовательная программа педагогической магистратуры MEEF «Образование в области здравоохранения и устойчивого развития» [3]. Организация такой магистратуры стала ответом на социальный запрос от директоров школ, местных органов власти на разработку программ в целях воспитания ответственности, критического мышления и понимания острых социальных вопросов. Возникла также необходимость в профессиональной подготовке студентов и работников в сфере образования в целях организации инициативных программ для подростков и молодежи, связанных со здравоохранением, устойчивым развитием и патриотическим воспитанием. Разработчики этой магистерской программы – преподаватели-исследователи, заинтересованные в объединении межпредметных знаний в области ОУР. Особенность обучения – возможность прохождения стажировки не только во Франции, но и за рубежом. По окончании обучающиеся смогут работать в области проектирования и реализации проектов, занимать должность инструктора или руководителя проектов в сфере «образования для здравоохранения и устойчивого развития».
Пример другой педагогической магистратуры в рамках идей УР. В университете им. Мишеля де Монтень (г. Бордо, Франция) ведется набор на образовательную программу «Управление образовательными проектами» педагогической магистратуры MEEF по профилю «Практики и инженерия образования». На этой программе (на втором курсе) обучения возможен выбор профессиональной специализации: в области интернационализации образования или в рамках ОУР:
Таким образом, становление французской педагогической магистратуры происходило под влиянием реформирования системы высшего образования в контексте идей единого образовательного пространства высшего образования. С начала второго тысячелетия магистратура во Франции развивалась в условиях нарастающей цифровизации, глобализации и интернационализации образования. Содержание подготовки магистрантов модернизировалось и обновлялось, отвечая на актуальные запросы общества в подготовке кадров в условиях новых требований. Одной из актуальной тем содержания подготовки магистрантов – будущих учителей – является образование в интересах устойчивого развития. В связи с этим, в современном магистерском образовании в университетах Франции наблюдается внедрение в образовательные программы специализированных курсов, дисциплин, а также создание инновационных магистратур, основанных на концепции идей устойчивого развития.
Финансирование: исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-313-90023
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 3
Ссылка для цитирования:
Ильина О.И. СОДЕРЖАНИЕ МАГИСТЕРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТАХ ФРАНЦИИ // Вестник науки №9 (66) том 3. С. 83 - 87. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9976 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*