'
Жемолоцкая И.А., Чистобаева А.Ю.
ОПИСАНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА *
Аннотация:
в работе описана и обоснована методика исследования уровня преодоления лексического строя у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, которая в дальнейшем будет являться ориентиром при составлении методики логопедической работы
Ключевые слова:
методика исследования, лексический строй, тяжелые нарушения речи
УДК 37
Жемолоцкая И.А.
студ. 2 курса, направление «Специальное (дефектологическое) образование»,
магистерская программа «Коррекционно-педагогическое сопровождение обучения
и воспитания детей с нарушениями слуха и речи», Институт детства,
Новосибирский государственный педагогический университет
(г. Новосибирск, Россия)
Научный руководитель:
Чистобаева А.Ю.
канд. пед. наук, доц. кафедры логопедии и детской речи,
Новосибирский государственный педагогический университет
(г. Новосибирск, Россия)
ОПИСАНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ
ПРЕОДОЛЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО
ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
Аннотация: в работе описана и обоснована методика исследования уровня преодоления лексического строя у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, которая в дальнейшем будет являться ориентиром при составлении методики логопедической работы.
Ключевые слова: методика исследования, лексический строй, тяжелые нарушения речи.
Анализ специальной логопедической литературы по проблеме развития лексического строя у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи способствует систематизации следующих трудностей, проявляющихся у детей. Отметим, что у детей наблюдаются аграмматизмы, несформированность связного высказывания, нарушения в подборе слов синонимов и антонимов. Пассивный словарь в значительной степени превышает активный. Дети прибегают к использованию обобщающему слову, в момент обозначения ряда предметов, близких по внешнему облику или ситуативной обусловленности. Несформированность лексических процессов объясняется ограниченностью количественного словаря, не полным и правильным понимаем обращенной речи, вследствие чего, неразвитостью коммуникативных навыков и умений. Планирование коррекционной работы по преодолению нарушений необходимо проводить после обследования уровня развития лексического строя и описания полученных результатов.
Целью данного исследования является выявление уровня развития лексического строя у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, составление диагностической методики.
Определены следующие задачи исследования:
Условиями проведения исследования является: создать эмоциональный контакт с ребенком, использовать игровой подход, применять наглядные, практические и словесные методы, создать спокойную обстановку.
Предъявляемый материал в момент проведения диагностического исследования будет соответствовать уровню речевого развития ребенка, для детей первого и второго уровня необходимо подбирать картинный материал, приближенный к реалистичным предметам окружающего мира, а так же необходимо соответствие развитию психических процессов развития ребенка, соответствие ранее полученному опыту в социальной среде.
Речь – одна из наиболее сложных форм высших психических функций, характеризующаяся неоднозначностью, многоуровневой структурой и подвижностью связей со всеми другими психическими фукциями. Развитие речи проходит несколько фаз, прежде чем будет достигнут осмысленный язык. Определено, что лексический строй речи – это словарный состав языка, формируемый за счет навыка словообразования. В лексический строй речи входит активный и пассивный словарь. Структурными компонентами является: номинативный, атрибутивный и предикативный словарь, слова обобщающих понятий, употребление слов антонимов и синонимов, предложно-падежные конструкции.
Теоретической базой исследования лексического строя речи послужили труды Т. Г. Визель [3], Б. О. Бородич [2], С. В. Плотниковой [5]. Определено, что лексический строй речи – это словарный состав языка, формируемый за счет навыка словообразования. В процессе теоретического анализа особенностей развития лексического строя у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи выявлено, что речь детей может состоять из звукоподражаний и звуковых комплексов, зачатков общеупотребительной речи, обрывками слов с грубым нарушением фонетического воспроизведения. Неправильное употребление слов у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи достаточно многообразны и выражаются в вербальных парафазиях, а также низким уровнем языковых обобщений и когнитивных процессов.
Выполнив анализ пособий таких авторов как В. М. Акименко [1], Н. В. Серебряковой и Л. С. Саломаха [6], А. А. Ткаченко [7], Е. С. Зайцевой и В. К. Шептуновой [4] мы систематизировали предложенные авторами задания, модифицировали и вычленили те, которые будут соответствовать цели исследования.
Методика исследования имеет бально-уровневую систему оценки, результаты которых будут соответствовать высокому, среднему или низкому уровню развития и включает в себя следующие этапы: исследование объема и качества номинативного словаря; исследование умения называть действия по предъявляемому предмету; исследование умения подбирать определения к слову, обозначающему предмет; использование слова синонимов и антонимов; исследование умения объяснять значения слова; обработка полученных результатов. Исследование проводится с использованием набора изображений, предметов и вопросов детям и представленным изображениям. Задания подобраны с учетом возрастных и личностных особенностей обследуемой группы детей. В результате исследования, максимальное количество баллов за выполненные задания составляет – 18. Исходя из полученных результатов, можно выявить уровень сформированности лексического строя у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
13-18 баллов (высокий уровень) – задания выполнялись самостоятельно, активный и пассивный словарь сформирован в рамках данного возраста. Ребенку доступно согласование существительных с глаголами и прилагательными, осуществлен подбор антонимов и синонимов.
8-12 баллов (средний уровень) – ребенок испытывал трудности в выполнении заданий, требовалась помощь исследователя, уровень сформированности активного и пассивного словаря находится ниже возрастной нормы, подбор антонимов и синонимов доступен в ограниченном количестве.
5-7 баллов (низкий уровень) – ребенок допускал грубые ошибки в момент выполнения задания, требовалась помощь исследователя, активный и пассивный словарь находится на уровне бытового использования, подбор антонимов и синонимов недоступен или доступен не в полном объеме.
На основании проведенного анализа теоретической литературы, посвященной исследованию уровня развития лексического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, нами были систематизированы и составлены задания. Результаты исследования являются базовыми ориентирами в подборе методов и приемов логопедической работы по преодолению нарушений лексического строя у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 2
Ссылка для цитирования:
Жемолоцкая И.А., Чистобаева А.Ю. ОПИСАНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА // Вестник науки №9 (66) том 2. С. 245 - 250. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9958 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*