'
Фукс А.Е., Саженин И.И.
ПОДГОТОВЛЕННАЯ И НЕПОДГОТОВЛЕННАЯ ЗВУЧАЩАЯ РЕЧЬ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ *
Аннотация:
в статье рассматривается проблема подготовленной и неподготовленной звучащей речи школьников. В ходе исследования были проанализированы речевые особенности обучающихся 7 классов и выявлены отличия на различных языковых уровнях
Ключевые слова:
подготовленная речь, неподготовленная речь, языковые формулы, речевая ситуация, разговорная речь, паузы хезитации, лингвистические признаки
УДК 37
Фукс А.Е.
студ. 3 курса, направление «Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки, профиль «Русский язык и литература»,
Институт филологии, массовой информации и психологии
Новосибирский государственный педагогический университет
(г. Новосибирск, Россия)
Научный руководитель:
Саженин И.И.
канд. филол. наук
Новосибирский государственный педагогический университет
(г. Новосибирск, Россия)
ПОДГОТОВЛЕННАЯ И НЕПОДГОТОВЛЕННАЯ
ЗВУЧАЩАЯ РЕЧЬ ШКОЛЬНИКОВ:
ПРОБЛЕМА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
Аннотация: в статье рассматривается проблема подготовленной и неподготовленной звучащей речи школьников. В ходе исследования были проанализированы речевые особенности обучающихся 7 классов и выявлены отличия на различных языковых уровнях.
Ключевые слова: подготовленная речь, неподготовленная речь, языковые формулы, речевая ситуация, разговорная речь, паузы хезитации, лингвистические признаки.
Русская разговорная речь — это языковая система, для которой в высшей степени характерно стремление к использованию готовых единиц, всякого рода готовых конструкций, что объясняется автоматизмом протекания речевого акта. Различают подготовленную и неподготовленную речь, которые имеют ряд существенных отличительных признаков.
Предметом исследования стала подготовленная и неподготовленная звучащая речь обучающихся 7 классов. В ходе исследования были выявлены отличия на следующих языковых уровнях: темп, количество пауз и их соответствие логическим ударениям, частотность повторов, мелодика, стилистическая точность, количество вводных слов и конструкций, связанность текста. Среди факторов, влияющих на варьирование признаков помимо особенностей речевой ситуации и особенностей диктора выделяют еще и особенности функционального стиля и жанра устного дискурса.
Особенностями речевой ситуации являются: целевая установка, потребностно мотивационные условия реализации речи, адресат и его роль в акте коммуникации, количество говорящих и слушающих, роль речи в акте общения, сложность обсуждаемого объекта, характер коммуникации, публичность диалога, наличие визуального контакта с собеседником, выбор темы, наличие временных ограничений, непосредственное/ опосредованное общение, внешние условия и обстановка коммуникации.
К особенностям говорящего относят: объем кратковременной памяти, темперамент говорящего, навыки говорить публично, уровень речевой культуры, степень владения предметом обсуждения, индивидуально-психологические особенности, наличие патологии. Не мало важное значение придается особенностям функционального стиля и жанру устного дискурса: публичная речь, обиходная речь, литературная речь, разговорная речь, официально-деловая речь.
Помимо всех вышеперечисленных критериев в качестве особенностей неподготовленной звучащей речи были выявлены следующие категории: использование говорящим нескольких стилей, а также жаргонизмов, разговорных элементов, присущи слова-паразиты, наличие которых так или иначе характеризует звучащую речь, а также междометия и другие невербальные элементы. Стоит также отметить, что в спонтанной речи возникают повторы, самоисправления, колебания, самоперебивы, называемые речевыми сбоями.
Для исследования была выбрана группа обучающихся 7 класса, два мальчика и две девочки. В ходе исследования речи в разной степени подготовленности были отмечены следующие особенности подготовленной и неподготовленной звучащей речи респондентов. В подготовленной речи( чтение готового текста) были выявлены следующие особенности: неумение пользоваться дополнительными графическими обозначениями – орфоэпические ошибки допускаются в словах, в которых стоит знак ударения; неумение грамотно склонять имена числительные. Следует предположить, что ошибки в произношении и постановке ударения связаны с непониманием школьника того, что представляет собой материальная оболочка слова, с неразграничением звуков и букв.
На следующем уровне подготовленности речи, в ходе которого испытуемым нужно было пересказать прочитанный ранее текст и включить в него предложенную цитату были выявлены следующие показатели: неумение логично включать высказывание в пересказ, а также неумение использовать способы цитирования в речи; использование однотипных синтаксическиех конструкций, ошибки в произношении слов, грамматические ошибки.
Неподготовленную речь анализировали на материалах исследования, в ходе которого обучающимся было предложено посмотреть видеофрагмент и устно рассказать о просмотренном. Были выявлены следующие особенности: Большое количество слов-заполнений пауз, замена слов, ложные начала высказывания, стилистические неточности, повторы, уменьшение процентного соотношения официально-деловой и книжной лексики, появление грамматически неправильных конструкций, построение текста не путем логического развертывания, а путем ассоциативного нанизывания отдельных высказываний. В устной неподготовленной речи также проявилось то, что диапазон методики на выделенных акцентах велик. Чаще всего обучающие ставили акценты на те слова, которые вызывали у них удивление. Следует отметить, что из записей звучащей речи обучающихся заметно, что темп речи подготовленной речи более стабилен и его длительность больше, чем неподготовленной.
Для подготовленной речи характерен целый ряд показателей, отличающих ее от спонтанной и квазиспонтанной на фонетическом (произнесение звуков, отсутствие пауз хизитации, правильная редукция гласных и т.д.), лексико-грамматическом (легкость деления на синтагмы, единая стилистика, сохранение логической последовательности содержания) и текстовом (связанность текста, легкость деления на абзацы) уровнях. Данные признаки могут варьироваться в зависимости от особенностей речевой ситуации и особенностей эмоционального и физического состояния диктора, особенностей речевого дискурса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 2
Ссылка для цитирования:
Фукс А.Е., Саженин И.И. ПОДГОТОВЛЕННАЯ И НЕПОДГОТОВЛЕННАЯ ЗВУЧАЩАЯ РЕЧЬ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ // Вестник науки №9 (66) том 2. С. 59 - 63. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9929 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*