'
Михайлов А.А., Терехова О.П.
ПРОЕКТНЫЕ РЕШЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПОТОКОВ *
Аннотация:
повышение эффективности исследований в области организации строительства требует разработки детерминированной модели поточной организации работ. Цель исследования математическая постановка задачи моделирования поточной организации строительных работ. Объект исследования параметры детерминированной математической модели поточной организации работ, выполняемых в заданный промежуток времени (смену) в выделенной части строительного объема сооружения
Ключевые слова:
моделирование, технологический поток, поточная организация работ на стройплощадке, частный фронт, комплекс технологических процессов, частный фронт возводимого сооружения, математическое моделирование строительного и технологического потока, изменение строительной готовности сооружения, векторный потенциал технологического потока, уравнение векторного потенциала технологического потока
УДК 691
Михайлов А.А.
студент (магистратуры) кафедры строительных технологий,
геотехники и экономики строительства
Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова
(г. Чебоксары, Россия)
Терехова О.П.
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры строительных технологий,
геотехники и экономики строительства
Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова
(г. Чебоксары, Россия)
ПРОЕКТНЫЕ РЕШЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
ПРИ РАЗРАБОТКЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПОТОКОВ
Аннотация: повышение эффективности исследований в области организации строительства требует разработки детерминированной модели поточной организации работ. Цель исследования математическая постановка задачи моделирования поточной организации строительных работ. Объект исследования параметры детерминированной математической модели поточной организации работ, выполняемых в заданный промежуток времени (смену) в выделенной части строительного объема сооружения.
Ключевые слова: моделирование, технологический поток, поточная организация работ на стройплощадке, частный фронт, комплекс технологических процессов, частный фронт возводимого сооружения, математическое моделирование строительного и технологического потока, изменение строительной готовности сооружения, векторный потенциал технологического потока, уравнение векторного потенциала технологического потока.
Основной задачей проектирования строительного потока является определение таких его параметров, которые с учетом рациональной технологии и организации работ обеспечивают выполнение работ в заданные сроки.
Проектирование потока осуществляется на основе данных об объемно-планировочных и конструктивных решениях объектов, которые будут возводиться с использованием поточного метода. При этом все расчеты должны базироваться на реальном количестве ресурсов, которые могут быть выделены соответствующими строительными организациями для выполнения объемов работ по потоку.
Проектирование строительных потоков проводится в такой последовательности:
- выявляются объекты однородные или близкие между собой по объемно-планировочным решениям, а также по технологии их возведения, которые планируется строить поточным методом;
- процесс возведения зданий расчленяется на отдельные составные работы с учетом однообразия технологии их выполнения;
- устанавливается целесообразная последовательность выполнения работ и соединения их в общий совокупный процесс. Именно расчленение и синхронизация работ позволяет достичь непрерывности производства - одного из принципов поточности;
- отдельные виды работ закрепляются за отдельными исполнителями, и устанавливается последовательность перехода бригад рабочих с захватки на захватку;
- рассчитываются основные параметры потока с учетом обеспечения необходимой последовательности работ;
- определяется рациональная последовательность перехода бригад и ведущих строительных машин с объекта на объект (с захватки на захватку).
На строительной площадке, при возведении здания, организация поточного строительства осуществляется следующим образом:
весь фронт работ при возведении здания разбивается на несколько участков-захваток с примерно одинаковыми объёмами и трудоёмкостью работ;
разбив сложный строительный процесс на простые процессы, необходимо поручить их выполнение отдельным бригадам или звеньям;
бригады (звенья) равномерно передвигаются по фронту работ, выполняют работу и переходят с одной захватки на другую;
первая бригада все время начинает технологический процесс, последняя завершает.
Таким образом, работы одновременно выполняются на нескольких захватках, а объект на каждой захватке находится в различной стадии готовности.
Моделирование функционирования строительных потоков
Поточное строительство осуществляется с целью повышения экономической эффективности капитального строительства. Проектирование строительства заключается в определении технологической и организационной последовательности
Специализированный поток состоит из совокупности частных потоков,
технологически взаимосвязанных между собой и развивающихся по общей схеме на одних и тех же захватках, объединенных общей строительной продукцией.
Специализированный поток представляет собой совокупность средств труда, работников производства, затрачиваемых в операции исходных строительных материальных ресурсов и выпускаемой в операции строительной продукции, необходимых для выполнения по крайней мере одной технологической операции. Специализированные потоки выполняются комплексными или специализированными бригадами и комплектами машин (производственными звеньями) с целью равномерного и качественного выпуска готовой продукции. Функционирование строительного потока определяется последовательностью во времени технологических и вспомогательных операций. Структура этой - последовательности представляющая собой график производства работ организационно управляема через принятие решений о порядке и длительности операций. На реализацию управленческих решений оказывают влияние ограничения, к которым относятся ограничения общей длительности процесса и продолжительность отдельных операций, необходимость наладок и переналадок оборудования, проведения его ремонта. Наиболее значимыми являются ограничения, связанные с тем, что для выполнения операции необходимы материальные ресурсы - чтобы затратить какое-нибудь количество продукта, необходимо его иметь.
Построение моделей операций является основополагающим в описании системы в целом. Любая технологическая операция характеризуется:
а) совокупностью исполнителей и средств труда, необходимых для ее выполнения (производственные звенья);
б) продолжительностью операции и;
в) значением технологического управления V.
Управление V остается неизменным в течение операции, но в момент начала операции может выбираться из области допустимых значений V (veV), т.е. V - вектор, а V - ограниченная замкнутая область в пространстве соответствующей размерности. Объемы затрат и выпуска в операции являются функциями управления V и длительности и и обозначаются
соответственно через /~ (и,V), /+ (и,V). Эти
функции также векторные, их размерность совпадает с количеством затрачиваемых и выпускаемых в операции материальных ресурсов.
Таким образом, общее математическое описание операции сводится к заданию
функций /~ (и,V), /+ (и,V), области V и
указанию состава осуществляющего операцию производственного звена.
В системе потоков все операции считаются фиксированными с постоянной интенсивностью, для которых
/ (и,V) = а (V)и ,
где а (V) и а+ (V) - интенсивность затрат и выпуска соответственно.
Строительство как потоковая система воспринимается через закупки строительных материалов и организацию их поставки на строительные объекты. Транспортно -технологический процесс, состоящий из операций погрузки, разгрузки, транспортировки грузов, является неотъемлемой составной частью строительного производства. Основная цель системы транспортно - технологического обслуживания - непрерывное обеспечение материальными ресурсами строительных потоков с минимально возможными затратами. Система транспортно - технологического обслуживания представляет собой совокупность предприятий строительной индустрии, комплектующих, транспортных и строительных организаций.
Системообразующим компонентом транспортно - технологической системы являются потоки материальных ресурсов в виде разнообразных строительных материалов, изделий и конструкций, начиная от подготовки и погрузки материалов и изделий на складах поставщиков и кончая подачей их на рабочее место строительных бригад.
Транспортно-технологический процесс численно описывается количеством и типом транспортных средств, их грузоподъемностью и грузовместимостью, продолжительностью использования, номенклатурой доставляемых строительных материалов, изделий, полуфабрикатов и конструкций, материальными затратами на доставку и хранение единицы продукта в единицу времени, объемами и сроками поставки.
Главными признаками поточного производства согласно считают следующее:
Указанный набор признаков определяет поточно-массовое производство в строительстве.
Качественно структура производственной системы может быть представлена как результат объединения производственных звеньев (специализированных потоков), связанных между собой через звенья хранения. Специализированные строительные потоки, потребляющие исходные материальные ресурсы связаны со звеньями хранения и производства с помощью транспортно-технологического процесса.
Функционирование производственной системы может быть математически описано как процесс изменения состояния строительных потоков (переходов с одной операции на другую) и процесс изменения состояния складов (организация доставки материальных ресурсов).
Состояние системы в произвольный момент времени должно характеризоваться не только количеством материалов на складе, но и фазой выполняемой операции. Переход на новую операцию при незакончившейся старой приводит к тому, что в этом периоде затраты производятся, а выпуск исчезает. Это не всегда допустимо по технологическим возможностям. Учитывая особенности реального производства, при математическом моделировании принимается условие непрерывности единичных операций. Переход на новую операцию допускается только после окончания периода старой.
Функционирование системы строительных потоков не предопределено ее внутренним состоянием, а зависит от принимаемых управленческих решений.
Общая задача оперативного управления строительными потоками состоит в текущей корректировке хода производства на основе поступающей информации о его состоянии.
Строительное производство, связанное с возведением любого объекта подразделяют по производственному признаку на периоды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 1
Ссылка для цитирования:
Михайлов А.А., Терехова О.П. ПРОЕКТНЫЕ РЕШЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПОТОКОВ // Вестник науки №9 (66) том 1. С. 145 - 152. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9917 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*