'
Змушко А.А.
РУМИНАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ *
Аннотация:
в данной статье автор исследует связь между руминацией и аддиктивным поведением у подростков. В статье подчеркивается необходимость индивидуализированных подходов к помощи подросткам в управлении руминацией и развитии здоровых способов справляться с эмоциями и стрессом
Ключевые слова:
руминация, аддиктивное поведение, подростки
УДК 159.99
Змушко А.А.
аспирант
Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины
(г. Гомель, Республика Беларусь)
РУМИНАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ
АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация: в данной статье автор исследует связь между руминацией и аддиктивным поведением у подростков. В статье подчеркивается необходимость индивидуализированных подходов к помощи подросткам в управлении руминацией и развитии здоровых способов справляться с эмоциями и стрессом.
Ключевые слова: руминация, аддиктивное поведение, подростки.
Постановка проблемы. Проблема состоит в том, что руминация, т.е. повторяющиеся и навязчивые размышления о проблемах, негативных эмоциях и событиях, может играть роль в формировании и поддержании аддиктивного поведения у подростков. Руминация может усиливать эмоциональный дискомфорт, препятствовать развитию эффективных стратегий справления и принятия решений, а также способствовать использованию аддиктивного поведения в качестве утечки от неприятных состояний. Необходимо разрабатывать индивидуализированные подходы для помощи подросткам в управлении руминацией и развитии здоровых способов справляться с эмоциями и стрессом, чтобы предотвратить или преодолеть аддиктивное поведение.
Основная часть. Руминация - это процесс навязчивого и повторяющегося размышления или фокусировки на проблеме, событии или негативных эмоциях [4, c.8]. Это состояние, когда мы зацикливаемся на своих проблемах, тревогах или неудачах, анализируя их снова и снова без конкретного решения или прогресса. Руминация обычно сопровождается переживаниями, тревогой, чувством беспомощности и может приводить к ухудшению настроения и психическому благополучию.
Руминация может быть связана с различными проблемами, такими как депрессия, тревожные расстройства, посттравматический стрессовый синдром или общий стресс. Она может препятствовать конструктивному решению проблем и вместо этого поддерживать негативные мысли и эмоции.
Эффективные стратегии для борьбы с руминацией включают осознанность, перенаправление внимания, активности, которые вызывают положительные эмоции, и поиск поддержки у близких или профессиональных лиц, таких как психолог или психотерапевт.
В исследовании определена следующая классификация мотивов аддиктивного поведения у несовершеннолетних:
1) биологические мотивы, обеспечивающие физиологические потребности;
2) общие «гуманные» мотивы, удовлетворяющие личные нужды родных и близких;
3) корыстные мотивы с целью материального обогащения;
4) инфантильные мотивы, где доминируют гедонистические цели с романтическим и приключенческим оттенком
5) мотивы самоутверждения в рамках реакции подражания референтной группе;
6) агрессивные мотивы, приводящие к хулиганству, актам вандализма, мести, убийствам;
7) мотив страха, возможен в двух вариантах: подчинение в силу психологической зависимости от членов группы или ее лидера; принуждение в силу физической зависимости и прямых угроз расправы.
Именно здесь ярко оказывается борьба мотивов, когда субъект осознает противоправность деяния, но не может управлять своими действиями в полной мере.
Отмечается неосознаваемая мотивация поведения некоторых несовершеннолетних. Причин неосознаваемых мотивов аддиктивного поведения много. Это в основном зависит от особенностей личностного развития. Неосознаваемые мотивы были связаны с неадекватной самооценкой личности несовершеннолетнего и, зачастую, с дисгармоничной структурой его личности.
В некоторых случаях неосознаваемая мотивация поведения носит компенсаторный характер, нередко связана с развитием у подростка комплекса неполноценности, наблюдается связь неосознаваемых мотивов поведения с отсроченным во времени действием, закрепленным у подростка с детства психотравмирующего опыта. Незаслуженно жестокое отношение к ребенку, эмоциональная изоляция, неблагоприятный психологический климат семьи, постоянные негативные оценки деятельности и поведения могут оставить свой отпечаток в эмоциональной структуре личности и по определенным условиям порождать соответствующие формы поведения. В психологической литературе встречаются утверждения, что аддиктивное и делинквентное поведение наблюдается при стремлении к удовлетворению искаженных и деформированных потребностей [6, c.110].
Склонность к разнообразным нарушениям поведения у подростков обусловливается следующими причинами:
1) акселерация физическая;
2) акселерация социальная;
3) психическая акселерация: стремительное развитие интеллекта и способностей, хотя нередко сохраняются почти детские интересы, чувство ответственности, большая податливость случайным воздействиям, эмоциональная неустойчивость.
Возникает диспропорция между акселерацией и социальным статусом, между физическим развитием и некоторыми формами психического созревания. Пубертатная дестабилизация нервно-психического состояния способствуют возникновению специфических поведенческих реакций:
1) реакция эмансипации;
2) реакция группирования - стремление к группированию со сверстниками;
3) реакция увлечения - может достигать степени нарушения поведения в силу чрезмерной интенсивности, или в силу необычности и даже асоциального содержания самых увлечений;
4) реакции, обусловленные сексуальными влечениями, которые формируются, - онанизм, ранние связи, промискуитет, преходящий гомосексуализм и др.
Важнейшую роль в жизни подростков играет коллектив. Ведущим мотивом их деятельности является стремление занять достойное положение среди сверстников, найти верного друга. На их самосознание, самооценку решающее влияние оказывает мнение товарищей, а не учителей и родителей.
Статус школьника в коллективе определяется, прежде всего, его личностными качествами. Наиболее авторитетным в общении школьникам присущие хорошие способности в сочетании с такими качествами, как коммуникативность, верность в дружбе, эмоциональная уравновешенность. К числу неблагоприятных качеств относится аффективность, что проявляется в драчливости, упрямстве. Нетрудно понять, почему в особо трудном положении находятся подростки, вовлеченные в замкнутую систему неблагоприятных обстоятельств, которую они самостоятельно порой не способны разорвать. Сложившееся отрицательное отношение к нормам коллективной жизни, негативные навыки и привычки поведения, сочетаются с недостатками коммуникативных качеств, затрудняющих их положение среди сверстников [3, c.24].
В таких условиях невозможность самоутверждения положительным путем толкает ребенка на негативное самоутверждение. Это, в свою очередь, вызывает соответствующие санкции со стороны педагогов (и нередко со стороны коллектива) и приводит к тому, что авторитет школьника, и без того неудовлетворительный, падает еще больше. Если младший школьник только переживает, но слабо осознает свое неблагоприятное положение в коллективе, то младшие подростки в определенной степени понимают неблагополучие своих отношений. Пытаясь заполнить вакуум общения, они вынуждены искать новые связи в сфере свободного общения. Опасность пребывания подростков в таких группах заключается в том, что здесь они имеют возможность удовлетворить примитивные потребности, сформированные ранее в результате неблагоприятных условий жизни.
Если доминанта отклонений у младших подростков заключается в искривлении представлений о социальных нормах жизни детского коллектива и в возникновении негативных привычек поведения, то у старших подростков возникают отклонения в представлениях о значимости общественных норм поведения.
Поступки старших подростков чаще всего достаточно глубоко осознаются с точки зрения последствий. Это еще не антисоциальное поведение, когда личность сознательно идет на конфликт с социально-правовыми нормами общества. Но это уже асоциальное поведение в том смысле, что старшие подростки могут нарушать нормы поведения общества, перенося на него свое негативное отношение к нормам жизни первичного воспитательного коллектива.
К числу доминирующих факторов относится психологическая изоляция в коллективе.
Для старших школьников характерен повышенный интерес к общению с преподавателями. Однако это не то стремление, которое свойственно подросткам.
Если младшему школьнику и младшему подростку общение с педагогами необходимо прежде всего ради познания самого себя, то старшим подросткам и старшим школьникам важно глубже проникнуть в мир человеческих отношений. Поэтому они стремятся найти контакты не со всеми преподавателями, а только с теми, кто действительно сможет удовлетворить их интеллектуальные запросы.
Определяющим здесь является соответствие мыслей, высказываний педагога его конкретным делам. Это и является для старших школьников главным критерием ценности полученной от учителя информации, в конечном итоге определяет отношение не только к педагогу, но и к старшим вообще, общественным нормам и правилам в целом. На этой стадии нельзя говорить о негативном отношении к общественным нормам поведения, к моральным ценностям общества. Здесь имеет место сомнение в их объективной значимости в личностном плане.
Старшие школьники, склонные к аддиктивности, четко понимают, что моральные нормы общества необходимы и важны.
Представленные психологические портреты детей «группы риска», в будущем пополняют ряды правонарушителей и преступников, позволяют вовремя применить научно обоснованные формы коррекционной работы, тем самым обеспечивая профилактику аддиктивного поведения.
Можно сделать следующие выводы о аддиктивном поведении и выделить следующие особенности: аддиктивное поведение - это поведение, не соответствующее общепринятым или официально установленным социальным нормам.
Другими словами, это действия, которые не соответствуют действующим законам, правилам, традициям и социальным установкам. Определяя аддиктивное поведение как поведение, отклоняющееся от норм, следует помнить, что социальные нормы меняются.
Руминация может играть определенную роль в формировании и поддержании аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Аддиктивное поведение включает в себя такие привычки, как употребление наркотиков, алкоголь, курение, компьютерные игры или другие формы зависимости.
Подростки, склонные к руминации, могут испытывать трудности в регуляции эмоций и управлении стрессом. Они могут сильно сосредоточиться на своих проблемах, тревогах и неприятных эмоциях, не находя конструктивных способов их решения. Вместо этого, они впадают в цикл негативных мыслей и переживаний, которые могут усиливать их эмоциональное дискомфорт [6, c.88].
Руминация также может быть связана с низким самоуважением, чувством беспомощности и безысходности, что может привести к поиску утечки от этих неприятных состояний через аддиктивное поведение. Например, подростки могут прибегать к употреблению наркотиков или алкоголя, чтобы временно снять свою тревогу или избежать неприятных мыслей.
Кроме того, руминация может препятствовать развитию эффективных стратегий справления и принятия решений. Подростки, склонные к руминации, могут упускать возможности поиска здоровых способов управления своими эмоциями и стрессом, таких как поиск поддержки у близких людей или профессионалов, занятие физической активностью, практика релаксации или осознанности [6, c.88].
Важно отметить, что руминация не являются единственным фактором, влияющим на аддиктивное поведение подростков. Существует множество других социальных, психологических и биологических факторов, которые также могут играть роль в развитии зависимостей.
Однако, руминация может усиливать уязвимость к аддиктивному поведению, и поэтому их понимание и эффективное управление являются важными аспектами работы с подростками, страдающими от зависимостей [2, c.63].
Руминация может создавать в подростках ощущение временного облегчения или уклонения от проблем, поскольку они предоставляют возможность заняться мысленным «вращением вокруг» своих проблем, вместо того чтобы активно и конструктивно их решать. Это может привести к созданию патологического круга, в котором подросток все больше втягивается в руминацию и укрепляет свое аддиктивное поведение [3, c.23].
Подростки, склонные к руминации, также могут испытывать большую трудность в управлении импульсами и принятии решений. Вместо того чтобы взвешивать последствия своих действий, они могут быть подвержены моментальным желаниям и уклоняться от неприятных мыслей и эмоций путем прибегания к аддиктивному поведению.
Для помощи подросткам, страдающим от аддиктивного поведения, важно работать над развитием их навыков эмоциональной регуляции, стратегий справления и позитивного самоощущения. Психологическая поддержка и терапия, включая когнитивно-поведенческую терапию, могут быть полезными инструментами для управления руминацией и аддиктивным поведением, помогая подросткам развивать здоровые способы справляться со своими эмоциями и стрессом [1, c.10].
Выводы. Каждый подросток уникален, и подход к работе с ним должен быть индивидуализированным. Следует обратиться за помощью к профессионалам в области психологии или психотерапии, чтобы получить поддержку и руководство в работе с аддиктивным поведением и руминацией в подростковом возрасте.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 1
Ссылка для цитирования:
Змушко А.А. РУМИНАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ // Вестник науки №9 (66) том 1. С. 85 - 93. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9902 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*