'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (65) том 4
  4. Научная статья № 78

Просмотры  234 просмотров

Зварцев И.А.

  


«ЛЕВЫЙ ПОВОРОТ» В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ *

  


Аннотация:
в данной статье показан процесс прихода к власти левых партий в таких странах как Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Уругвай. Уделено внимание идеологии левых движений   

Ключевые слова:
Венесуэла, У. Чавес, Бразилия, Луис Инасио да Силва, Аргентина, Нестор Киршнер, Уругвай, Табаре Васкес, Боливия, Эво Моралес   


УДК 94

Зварцев И.А.

старший преподаватель кафедры ИАиК

Владимирский государственный университет

им. А.Г. и Н.Г. Столетовых»

(г. Владимир, Россия)

 

«ЛЕВЫЙ ПОВОРОТ» В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ

 

Аннотация: в данной статье показан процесс прихода к власти левых партий в таких странах как Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Уругвай. Уделено внимание идеологии левых движений.

 

Ключевые слова: Венесуэла, У. Чавес, Бразилия, Луис Инасио да Силва, Аргентина, Нестор Киршнер, Уругвай, Табаре Васкес, Боливия, Эво Моралес.

 

В наши дни государственный аппарат большинства латиноамериканских стран возглавляют левые партии. Политологи и специалисты говорят о том, что левые партии в латиноамериканском регионе значительно различаются в своих действиях и доктрине от знакомых нам западноевропейских левых движений. В период с 1998 года по 2009-й в государствах Латинской Америки к власти приходят левые партии, самым удивительным здесь является то, что добиваются они этого демократическими способами. В Венесуэле к власти трижды приходили левые партии, в Бразилии, Аргентине, Чили два раза, и во многих других по одному.

Чтобы разобраться в сущности таких событий нужно выявить причины и факторы, влияющие на демократические и конституциональные способы. Главным событием, поспособствовавшим приходу к власти левых партий, явился кризис 1990-х годов, крах неолиберальной системы, упадок экономического сектора, коррупция и многое другое.

Власть, тогда стоявшая во многих латиноамериканских государствах, предпринимала активные попытки преобразовать неолиберальную парадигму. В основе главных действий находились: переход к независимости в экономическом секторе, приватизация госпредприятий, реформирование внешней торговли, приостановление выплат национальным предприятиям, для того, чтобы успеть оправиться от инфляции по всем странам. Практически все латиноамериканские власти придерживались данных действий и решений. Всё это делалось с надеждой на то, что удастся вывести экономику из застоя, который продолжался всю вторую половину XX века. Предпринятые меры включали в себя привлечение иностранного капитала на внутренний рынок стран, поощрение деятельности частных предприятия и многое другое. Все вышеперечисленные попытки удалось воплотить в реальность, из-за чего значительно улучшились макроэкономические показатели, к 1995 году рост экономики увеличился в 7%, активно начало функционировать промышленное производство. К числу стран, на которых негативно сказались предпринятые меры стали Аргентина и Мексика. В них ситуация сложилась немного иначе, поскольку в быстрый период времени произошёл спад экономики. Чуть позднее понизился уровень ВВП в Чили, Аргентине, Венесуэле. Такие негативные последствия продолжались вплоть до 2002 года. Такие процессы не могли не побеспокоить мировую общественность, поэтому в кратчайшие сроки на территорию Латинской Америки проникли транснациональные компании, которые взяли под свой контроль внутренние рынки и избавились от национальных предприятий [7; с. 166].

Недовольство местного населения вызвала не только иностранная интервенция внутрь государств, но и успешные действия неолиберальной кампании. Все последующие годы происходили в период восстаний и выступлений. В 1994 году вышел Манифест Мексиканской Сапатистской Армии национального освобождения. В 1996 году вышел документ, подписанный левыми силами, под названием «Консенсус Буэнос-Айреса». А уже в 1997 году начались восстания сельского населения против столичных властей.

Первой попыткой прихода левых к власти (стоит отметить демократическим путём) стала Венесуэла с президентскими выборами в 1998 году. Президентом страны был избран Уго Чавес, лозунгом его выборов стала программа по свержению прежней идеологии [2; с. 77].

Следующим успешным шагом установления левого движения стали выборы в Бразилии в 2002 году. Между двумя конкурентами, Ж. Серой и Луисом Инасио да Силвой, победу одержал второй. Луис Инасио да Силва был человеком без образования, в отличие от Ж. Серо, который работал преподавателем в университете, однако это не помешало ему занять столь высокую должность в руководстве страной. Компания Луиса гласила: «Профессора и экономисты нами уже управляли, теперь пусть управляет рабочий». Команда Луиса состояла из совершенно разных течений, большинство которых насчитывали социал-демократические и умеренные. В успехе левого движения, Луис считал главным противником коммунистические партии и саму идеологию коммунизма. Современные политологи говорят о том, что именно Бразилия стала первым успешным центром левого движения, поскольку располагала обширными территориями, сильной политической властью и устойчивым местом на международной арене [10; с. 282]

Далее, в 2003 году произошли президентские выборы в Аргентины, на которых победил Нестор Киршнер в противовес Карлосу Менему. Карлос Менем до последней секунды не оставлял попыток налаживания сфер всех жизни страны при помощи неолиберальных реформ, однако попытки не терпели удач. Вступление в президентскую должность левых партий, таких больших по территории и значительных в экономическом плане стран, как Аргентина и Бразилия в большей степени повлияло на смену парадигмы в Латиноамериканском регионе. Вслед за этими странами, на выборах в Уругвае 2004 года, к власти также пришла левая партия во главе с Табаре Васкесом [4; с. 72].

Далее, с 2005 по 2007 годы президентские выборы прошли в таких странах как Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Коста-Рика, Гондурас, Никарагуа и Гватемала. Данные события не оставляли никакого шанса на восстановление неолиберальной концепции в регионе. На выборах Боливии в 2005 году победу одержал лидер левого движения Эво Моралес, который продолжал дело Ф. Кастро и У. Чавеса.

Чили на тот момент являлась самой экономически развитой страной региона, поэтому предпочтение избирателей на президентских выборах за левостороннее движение означало полный переход контроля новой партии.

Выборы в Коста-Рике были не столь положительным, как того ожидали левые движения. О. Солинос, лидер левой партии, дважды баллотировался в президенты в 2002 и 2006 годах, однако потерпел поражение. Задачами, которые он ставил перед страной, являлись отказ от приватизации предприятий, увеличение выплат сельскохозяйственной отрасли. Уже в 2010 году президентом страны была выбрала Лаура Ченчилья, которая входила в Национальную Либеральную партию.

В 2006 году прошли выборы в Перу, здесь победу одержал социал-демократ Алан Гарсиа против левого националиста Ольянта Умалы. Однако позднее выяснилось, что Гарсия является большим поклонником бразильского президента Луиса да Сильвы и хотел бы развивать экономическое сотрудничество с Бразилией [6; с. 289].

Также выборы прошли и в Мексике в 2006 году, на которых победу одержал Фелипе Кальдерон, лидер правоцентристской партии против лидера левоцентристской партии Андреса Мануэля Лопес Обрадора.

В 2006 году на президентских выборах в Эквадоре выиграл Рафаэль Корреа, при помощи своих социалистических лозунгов в поддержку простых людей.

Таким образом, в начале XXI века, в большинстве стран Латинской Америки к государственному управлению пришли левые партии, которые продолжают удерживать власть в своих руках и в наше время. В качестве примера можно рассмотреть победу на выборах в Аргентине 2007 года, где к власти пришла Кристина Фернандес Киршнер, вдобавок к этому её Фронт ради победы получил большинство голосов на парламентских выборах. В дальнейшем Аргентина повысила ежегодный прирост ВВП на 10% и увеличила экспорт в регионе. В 2010 году в Чили к власти пришёл лидер правоцентристского толка Себастьян Пиньера, пообещавший не уничтожать заслуги предыдущих лидеров левого движения [3; с. 131].

Достоинствами всех политических выборов в регионе стало доказательство действенности демократии и честных выборов, за счёт чего увеличилось количество избирателей. Новый подход для установления власти на Латиноамериканском регионе сместил устаревшие попытки прихода к власти силой и путём переворотов. Однако приход к власти левых партий точно не гарантировал ситуацию, при которой большинство мест в парламенте будет принадлежать к левым силам. Это являлось главным недостатком левых партий. В таких странах, как Коста-Рика, Гондурас, Колумбия, Чили к аппарату управления пришли либеральные силы. Политологи утверждают, что в это время происходил не масштабный переход к левоцентристским силам, а первые попытки демократизации региона.

Идеология левых движений в Латинской Америке началась ещё в начале XX века, но придерживаться старых концепций современные левые движения не собираются. К примеру, радикализм Че Гевары, С. Альенде и др. Современные левоцентристские движения в Латинской Америке стремятся перестроить старую либеральную экономику, произвести изменения в социальной политике, то есть устранить безграмотность, коррупцию, бедность, проблемы с миграцией, полностью перестроить системы образования и здравоохранения. Большинство левых партий в регионе твердит о том, что ни рынок, ни внутренняя экономика не способны побороть проблемы бедности и нищеты самостоятельно. С этим способно справиться только правительство, первыми попытками которого должны стать реформы, направленные на уменьшение бедности. Проанализировав статистику Всемирного банка, можно увидеть, что в Латинской Америке за чертой бедности находится более 50 млн. человек. Поэтому сегодня большинство латиноамериканских стран предпринимает попытки самостоятельной борьбы за социальную справедливость, которая прежде всего проявляется в равных доходах, выплатах малоимущим и помощь многодетным семьям [8; с. 411].

XXI век охарактеризовался положительным сдвигом экономики Латиноамериканских стран. Были сформированы новые законодательные акты по укреплению национального суверенитета, проводились многочисленные самостоятельные операции внешней политики, но самым положительным изменением стал контроль государств над своими территориями, в том числе над природными ресурсами. Всё это очень положительно повлияло на экономический рост государств Латинской Америки, итогом которого стал рост цен на товары и продукты. Больше всех в этой сфере повезло Венесуэле, которая была обильна нефтяными запасами и к тому же монополизировала ресурсы на своей территории под контроль государства. Позднее монополизация нефти была закреплена в конституции страны.

Смотря на успех национализации Венесуэлы, Боливия также предприняла успешные попытки в этой сфере. Все природно-газовые богатства Боливии принадлежали иностранным предпринимателям, что совсем не устраивало недавно вступившего в должность президента Э. Моралеса. Он незамедлительно подписал указ о национализации всех ресурсов страны под контроль государства. Итогом этого стало расширение газовой промышленности, которая принесла немалую сумму для Боливии, примерно 6 млн. долларов. Ещё одной успешно предпринятой попыткой Э. Моралеса стало наделение крестьян землёй в размере 4 млн. гектар государственных земель.

Положительным успехами пользовались активные попытки Д. Ортеги. Он провёл реформы по увеличению пособий малоимущим, старикам, учителям, дал возможность бесплатно пользоваться государственной медициной, также сюда относятся бесплатное обучение в государственных школах.

Обратная ситуация происходит в Бразилии, где Луис де Силва взял курс на умеренное левое движение. По-прежнему не осуществлялись никакие выплаты гражданам, что возможно положительно подействовало бы на уменьшение процента бедности, продолжил концепцию свободного рынка, на примере либералистов.

Таким образом, подводя итог прихода к власти левых движений, следует отметить, что время левых движений пройдёт ещё не в скором времени, поскольку хоть и в замедленном темпе, но уровень жизни населения, экономики и культуры увеличивается, процессы демократии положительно влияют на развитие международных отношений Латиноамериканского региона [5; с. 354].

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Дьякова Л.В. Чилийская демократия: преемственность и перемены М.: РАН, 319 с. – 2013. ISBN 978-5-201-05490-8
  2. Жирнов О.А. «Левый поворот» в Латинской Америке: аналитический разбор М.: ИНИОН РАН, 129 с. – 2008. ISBN 978-5-248-00445-4
  3. Михеев А.Н. Международные отношения в XXI веке: новые действующие лица, институты и процессы М.: МГИМО, 159 с. – 2001. ISBN 5-9228-0019-1
  4. Орлов А.Г. Высшие органы власти стран Латинской Америки М.: Анкил, 148 с. – 2001. ISBN 5-86476-179-6
  5. Стровский Л.Е. Международные экономические отношения М.: ЮНИТИ-ДАНА, 461 с. – 2003. ISBN 5-238-00495-8
  6. Строганов А.И. Новейшая история стран Латинской Америки М.: Высш. шк., 414 с. – 1995. ISBN 5-06-002830-5
  7. Тарасов К.С. Латинская Америка в мировой экономике М.: Наука, 221 с. – 2009. ISBN 5-02-010548-1
  8. Торкунов А.В. Современные международные отношения М.: РОССПЭН, 584 с. – 1999. ISBN 5-8243-0085-2
  9. Шоню П. История Латинской Америки М.: Астрель, 157 с. – 2008. ISBN 978-5-17-054734-0
  10. Шумов С.А., Андреев А.Р. История Бразилии М.: Альтернатива-Евролинц, 340 с. – 2003. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Зварцев И.А. «ЛЕВЫЙ ПОВОРОТ» В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ // Вестник науки №8 (65) том 4. С. 420 - 427. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9881 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9881



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.