'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (65) том 4
  4. Научная статья № 77

Просмотры  51 просмотров

Зварцев И.А.

  


ИНОСТРАННОЕ ЛИДЕРСТВО В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ (НА ПРИМЕРЕ КИТАЯ) *

  


Аннотация:
в данной статье показано сотрудничество Китая со странами Латинской Америки, направленное на повышение уровня отношений между государствами   

Ключевые слова:
Китай, Си Цзиньпин, Пекинская декларация, CELAC, Транс тихоокеанский шёлковый путь   


УДК 94

Зварцев И.А.

старший преподаватель кафедры ИАиК

Владимирский государственный университет

им. А.Г. и Н.Г. Столетовых»

(г. Владимир, Россия)

 

ИНОСТРАННОЕ ЛИДЕРСТВО

В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ (НА ПРИМЕРЕ КИТАЯ)

 

Аннотация: в данной статье показано сотрудничество Китая со странами Латинской Америки, направленное на повышение уровня отношений между государствами.

 

Ключевые слова: Китай, Си Цзиньпин, Пекинская декларация, CELAC, Транс тихоокеанский шёлковый путь.

 

Внерегиональные игроки могут оказывать существенное влияние на положение дел в Латинской Америке. За последние 20 лет Китай многократно усилил своё влияние и значительно увеличил своё присутствие в мире. Его экономика является первой экономикой мира, поэтому будет неудивительно то, что Китай начинает проникать в другие регионы и налаживать с ними разнообразные контакты.

В отличие от США, которые в своей внешней политике, в первую очередь, опираются на экспансию идеи свободы и демократии, создавая близкие по идеологии режимы во всех частях света посредством «мягкой силы», прямых угроз, санкций или военных вторжений, Китай больше ориентирован на экономическое взаимодействие между государствами и не стремится навязывать другим сторонам коммунистические идеи. Тем самым можно отметить, что экспансия Китая в другие регионы осуществляется через экономическое сотрудничество.

Например, в 2000-е годы Китай стал главным экономическим партнёром некоторых латиноамериканских государств, как Аргентина, Боливия, Перу, Чили и Венесуэла. В 2010 году Венесуэла экспортировала в Китай 380 тысяч баррелей нефти в сутки. Китайская торговая корпорация CNPC приобрела одну из крупнейших бразильский нефтеперерабатывающих компаний Petrobras, а китайские инвестиции в нефтегазовую отрасль латиноамериканских государств достигли 13% от всех иностранных инвестиций [2; с. 109]. Китай открыл множество дочерних компаний в регионы для осуществления взаимодействия в инвестиционной сфере.

В 2013 году Си Цзиньпин посетил государства Карибского бассейна – Тринидад и Табаго, Коста-Рику и Мексику, в 2014 году – Аргентину, Бразилию, Кубу и Венесуэлу, в 2016 году – Чили, Перу и Эквадор. Основная цель этих визитов состояла в повышении уровня отношений с этими государствами. В 2015 году состоялся саммит между Китаем и CELAC, в результате которого Китай высказал намерения инвестировать 250 млрд долларов и увеличить торговый оборот с регионом до 500 млрд долларов до 2025 года. В подписанной Пекинской декларации были представлены общие принципы сотрудничества, стратегии открытости и взаимной выгоды в экономическом пространстве. Сотрудничество между Китаем и CELAC охватывает практически все сферы, начиная от политики и безопасности и заканчивая туризмом и спортом [1; с. 34]. 

В сотрудничестве между Китаем и Латинской Америкой первому прежде всего интересны крупные инфраструктурные проекты. Так, в 2015 году китайские компании добились крупных контрактов в ядерной сфере в Аргентине. В 2017 году между сторонами было заключено соглашение о строительстве двух АЭС. Стоимость проекта оценивается в 14-15 млрд долларов, причём 85% затрат будут покрыты китайскими компаниями [3; с. 50]. Таким образом, имея огромные ресурсы, Китай может добиться благосклонности со стороны других государств, что играет немаловажную роль на международной арене и в Латинской Америке, у которой, по сравнению с Китаем, недостаточно ресурсов на осуществление большого количества крупных проектов.

К тому Китай создаёт зависимость Латинской Америки в торговой сфере. Так, по данным МЕРКОСУР, на долю Китая приходится 61.3% импорта и 64.7% экспорта стран общего рынка. В основном Китай импортирует из Латинской Америки сырьё, продовольственную продукцию, а также энергетические ресурсы и отдельные виды промышленных товаров. Но в этом плане стоит ещё отметить, что с возвращением США к политики протекционизма Латинская Америка может потерять некоторую долю на американских рынках, но её может смело заменить Китай, втягивая, таким образом, регион в свою зону влияния.

Нельзя обойти стороной китайскую инициативу «Один пояс – один путь», которая была предложена в 2013 году. Амбициозный проект состоит из трёх частей: транстихоокеанской, евроазиатской и трансатлантической – и охватывает 64 государства Азии, Африки, Европы, Латинской Америки. Инициатива нацелена на развитие аграрной промышленности в странах, на строительство инфраструктурных объектов, такие как порты, железные и шоссейные дороги, разгрузочные терминалы. Для реализации «Один пояс – один путь» Китай учредил Фонд Шёлкового пути с капиталом в 40 млрд долларов и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) с капиталом в 100 млрд долларов [1; с. 35].

Китай заинтересован в развитии «Транстихоокеанского Шёлкового пути». Как считают исследователи Борзова А.Ю., Торкунова Ю.А., Агаев Ю.И., основной его целью на этом направлении является строительство прямых транспортных линий, которые сойдутся на западном побережье Южной Америки, а затем соединятся морскими путями с Китаем [1; с. 36]. Поэтому основные инвестиции Китая идут в строительство портом, железных дорог, электростанций, заводов.

Например, планируется строительство трансконтинентальной железной дороги протяжённостью 5300 км, которая пройдёт по территории Бразилии и Перу и соединит два побережья. Стоимость проекта оценивается в 30 млрд долларов. Ещё одним примером является, выигрыш китайскими компаниями тендера на модернизацию масштабной сети грузовых перевозок в Аргентине. К тому же другими совместными проектами являются строительство Китаем линии электропередач в Бразилии протяжённостью 2500 км, сооружение ГЭС в Бразилии и так далее [1; с. 36].

К тому же в инициативу «Один пояс – один путь» принимают участие множество крупные МПО, начиная от АБИИ и заканчивая Группой ВБРР. Так, Группа ВБРР обязалась выделить 80 млрд долларов на развитие инфраструктурных проектов странам-участницам инициативы. Стоит также отметить, что изменились некоторые функции международных банков в силу конкуренции с «Один пояс – один путь». Тем самым, как полагает бразильский политолог А.Э. Абденур, Китай уже начал влиять на нормы и практики крупных глобальных и региональных институтов. Следовательно, эти изменения могут существенным образом повлиять на Латинскую Америку, так как государства региона активно участвуют во множестве глобальных и региональных МПО. 

В вопросе лидерства Китая в Латинской Америке не стоит переоценивать его положение. Несмотря на бурное экономическое сотрудничество с государствами региона, Китай никак не влияет на них с идеологической точки зрения, а значит, прочность связи стран с Китаем сильно зависит от политической конъюнктуры в Латинской Америке. Например, после прихода к власти во многих странах проамерикански настроенных правительств отношения между Китаем и Латинской Америкой начали охладевать на политическом уровне. Так, ещё кандидат в президенты Бразилии Ж. Болсонару заявлял, что «китайцы не покупают у Бразилии, они покупают Бразилию», а также что Китай является угрозой суверенитета Бразилии.

Многие государства Латинской Америки в политической сфере ориентированы на США и стараются придерживаться американских «стандартов», поэтому шансы Китая на полноценное лидерство в регионе достаточно невелики. К тому же в период президентства Д. Трампа США начали переориентировать свою внешнюю политику на ближнее зарубежье, формируя собственную зону влияния.

Таким образом, Китая, являясь лидером в Латинской Америке в экономической сфере, на данный момент неспособен подчинить себе регион в других сферах, так как противодействие других иностранных игроков, а также самих латиноамериканских государств достаточно велико.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Борзова А.Ю., Торкунова Ю.А., Агаев Ю.И. Китай-CELAC: новые тенденции в экономическом сотрудничестве / А.Ю. Борзова, Ю.А. Торкунова, Ю.И. Агаев // Латинская Америка. – 2018. - №7. – С. 32-46
  2. Бросович Ф.Д. Борьба за мировую гегемонию в Латинской Америке. Как Китаю удалось сместить гегемонию США в Латиноамериканском регионе / Ф.Д. Бросович // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2021. - №5(11). – С. 106-110
  3. Яковлев П.П. США и КНР в Латинской Америке: контуры конкуренции / П.П. Яковлев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. – 2019. – №1(19). – С. 47-58
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Зварцев И.А. ИНОСТРАННОЕ ЛИДЕРСТВО В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ (НА ПРИМЕРЕ КИТАЯ) // Вестник науки №8 (65) том 4. С. 415 - 419. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9880 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9880



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.