'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (65) том 4
  4. Научная статья № 71

Просмотры  151 просмотров

Синицкая М.А.

  


ОХРАНА ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ *

  


Аннотация:
в статье затрагивается тема охраны и использования объектов культурного наследия   

Ключевые слова:
объекты культурного наследия, охрана ОКН, ЗОУИТ, зоны охраны, охранные зоны   


УДК 351.853.1

Синицкая М.А.

студент

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

(г. Архангельск, Россия)

 

ОХРАНА ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

 

Аннотация: в статье затрагивается тема охраны и использования объектов культурного наследия.

 

Ключевые слова: объекты культурного наследия, охрана ОКН, ЗОУИТ, зоны охраны, охранные зоны.

 

В последнее время чрезвычайно остро стоят вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. Охрана объектов культурного наследия включает в себя целый комплекс мер, направленных на сохранение и защиту культурных ценностей и исторических памятников от возможных вредных воздействий, таких как утрата, разрушение, кража и др.

Для сохранения объектов культурного наследия необходимо выполнить следующие задачи:

  • Разработка и осуществление программ, мероприятий для их сохранения.
  • Контроль за состоянием и сохранностью объектов культурного наследия.
  • Планирование и проведение реставрационных работ.
  • Создание системы мониторинга их состояния;
  • Привлечение общественности в охрану и сохранение объектов культурного наследия.

Охрана объектов культурного наследия может быть:

  1. Государственной;
  2. Муниципальной;
  3. Частной.

Государственная охрана обеспечивается законодательством, которое регулирует права и обязанности органов власти и граждан в отношении культурного наследия. Муниципальная охрана может осуществляться органами местного самоуправления, которые имеют соответствующие полномочия. Частная охрана может быть организована владельцами объектов культурного наследия и другими заинтересованными лицами.

Для защиты объектов культурного наследия устанавливаются зоны с особыми условиями использования (далее - ЗОУИТ). Они представляют собой составную часть государственной охраны таких объектов. Согласно Земельному Кодексу РФ, существует два типа зон с особыми условиями использования территории для объектов культурного наследия:

  1. Зоны охраны;
  2. Защитные зоны.

Защитная зона ОКН устанавливается вокруг памятника после его внесения в реестр объектов культурного наследия, соответствующего значения и до разработки проекта зоны охраны. Данная зона не применяется к выявленным ОКН. Её задача не допускать ухудшения состояния памятника и прилегающей территории до того, как будет установлен конкретный режим охраны памятника, то есть разработанный и утвержденный проект территорий и зон охраны объектов культурного наследия.

Второй вид ЗОУИТ - зоны охраны объектов культурного наследия. Для каждого объекта культурного наследия должны быть разработаны проекты границ ОКН и зон его охраны. Этими проектами утверждается территория самого объекта культурного наследия и зоны охраны. Ограничения на строительство и реставрацию уже существующих сооружений, а также регулирование движения транспорта и другие меры сохранения объектов культурного наследия действуют на территории зон охраны. В отличие от защитных зон, которые имеют временный характер, зоны охраны объектов культурного наследия сохраняют свою действительность до исключения соответствующего объекта из Единого государственного реестра ОКН.

Существует 3 вида зон охраны объектов культурного наследия:

  1. Охранная зона;
  2. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности;
  3. Зона охраняемого природного ландшафта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 закона №73-ФЗ, охранная зона объекта культурного наследия представляет собой территорию с особым режимом использования земель и земельных участков. Ее целью является сохранение объекта культурного наследия в его исторической среде. Такая зона ограничивает хозяйственную деятельность и запрещает строительство за исключением некоторых случаев.

Охранная зона культурных объектов имеет разные размеры и формы. Она может быть расположена как вокруг объекта, так и на определенном расстоянии от него. В охранную зону могут входить другие объекты культурного наследия, культурные и историческое памятники, которые имеют связь с основным объектом. Охранная зона подлежит контролю со стороны органов государственной власти и контролирующих организаций. За нарушение режима охранной зоны могут быть предусмотрены административные и уголовные наказания.

Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности представляет собой территорию, в пределах которой устанавливается особый режим использования. Такой режим ограничивает хозяйственную деятельность и строительство, с целью сохранения ландшафта вокруг ОКН. Зона устанавливается уже на незастроенной территории и за пределами охранной зоны объекта, в отношении которого она создается.

Зона охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия - это прилегающая территория, отведенная под охрану природных объектов, которые находятся вблизи объекта культурного наследия и могут влиять на его сохранность. В эту зону включаются природные объекты, такие как леса, реки, озера, горы и другие, а также прилегающие к ним биотопы. Основная цель создания зоны: сохранение экологической целостности и биоразнообразия территории, на которой расположен объект культурного наследия, а также создание условий для естественного развития природных систем и улучшения экологической обстановки в районе объекта.

Действующее законодательство не предусматривает каких-либо критериев установления зон охраны, их границ и режима. Поэтому на практике могут устанавливаться как все, так и часть вышеуказанных зон охраны. Границы и степень ограничений определяются при проектировании зоны охраны ОКН профильными специалистами. Исходя из общих принципов сохранения объектов культурного наследия, обеспечение его визуального восприятия, сохранение или восстановление вокруг объекта аутентичного или как минимум резко неконфликтующего с ним окружения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 14.04.2023) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"// СПС КонсультантПлюс // Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/8aa9478dba49e6a5c251a3332d51e78e4839a9d8/
  2. Объекты культурного наследия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vladeilegko.ru/matherial/obekt-kulturnogo-naslediya/ свободный
  3. Тихонова, К.В. Специфика установления особых условий использования территории, сопредельных с объектами культурного наследия [Электронный ресурс]/К.В.Тихонова, А.О.Калиниченко, Е.О. Калиниченко//текст научной статьи по специальности «Право» - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-ustanovleniya-osobyh-usloviy-ispolzovaniya-territoriy-sopredelnyh-s-obektami-kulturnogo-naslediya/viewer свободный 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Синицкая М.А. ОХРАНА ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ // Вестник науки №8 (65) том 4. С. 387 - 391. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9874 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9874



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.