'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (65) том 4
  4. Научная статья № 70

Просмотры  77 просмотров

Плотникова К.А.

  


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА *

  


Аннотация:
в настоящем исследовании рассмотрены общие положения прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства. Установлено, что прокурорский надзор – действенный инструмент в рамках соблюдения трудовых прав граждан. Автором сделан вывод о том, что деятельность органов прокуратуры в области надзора за исполнением трудового законодательства носит актуальный характер   

Ключевые слова:
прокурорский надзор, исполнение трудового законодательства, трудовые права, гарантии трудовых прав, трудовые правоотношения   


УДК 349.2

Плотникова К.А.

магистрант Института магистратуры

Саратовская государственная юридическая академия

(Россия, г. Саратов)

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО

НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ

ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Аннотация: в настоящем исследовании рассмотрены общие положения прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства. Установлено, что прокурорский надзор – действенный инструмент в рамках соблюдения трудовых прав граждан. Автором сделан вывод о том, что деятельность органов прокуратуры в области надзора за исполнением трудового законодательства носит актуальный характер.

 

Ключевые слова: прокурорский надзор, исполнение трудового законодательства, трудовые права, гарантии трудовых прав, трудовые правоотношения.

 

Для начала хотелось бы отметить, что правозащитный потенциал прокуратуры огромен, надзорная деятельность органов прокуратуры имеет место быть во всех отраслях российского права, трудовое законодательство не является исключением. Проблема осуществления прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства является актуальной как в теории, так и на практике.

Е.И. Рудакова, характеризуя прокурорский надзор в целом, определяет его как самостоятельный и обособленный вид государственной деятельности, осуществляемый прокуратурой РФ путем реализации надзорных мероприятий за соблюдением законности на всей территории государства [6, с.57]. В.А. Баранова к числу сущностных признаков прокурорского надзора относит следующие: самостоятельный вид государственной деятельности; всеобъемлющий характер; строгое осуществление в пределах, установленных законодательством; направленность на установление и поддержание режима законности [4, с. 15].

Анализ Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) [1] показал, что прокуратура как высший надзорный орган государства в положениях статей трудового законодательства не указана. ТК РФ прокурорскому закону за исполнением трудового законодательства отводит небольшую роль. Надо сказать, что об этом виде надзора есть лишь упоминание в статье о формах государственного контроля и надзора, причем текстуально прокурорский надзор стоит на последнем месте. Вместе с этим, ряд статей ТК РФ содержит в себе указание на то, что в рамках трудовых правоотношений определенное участие должна принимать прокуратура. Так, например, ст. 365 устанавливает, что Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами прокуратуры. Безусловно, прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства чрезвычайно важен наряду с деятельностью, осуществляемой Федеральной инспекцией труда. На практике органы прокуратуры имеют особое значение в осуществлении государственного надзора. В качестве подтверждения данного вывода можно обратиться к статистическим данным об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за август 2022 г., в соответствии с которыми органами прокуратуры было выявлено 155 598 нарушений закона в сфере оплаты труда; 12 570 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности; 19 668 внесено представлений. Тем самым, следует отметить, что активное взаимодействие прокуратуры в сфере трудового законодательства позволяет намного быстрее выявить определенный круг нарушений субъектами трудовых правоотношений и своевременно принять меры по их устранению и урегулированию. Полагаем необходимым на уровне ТК РФ закрепить отдельную статью, посвященную прокурорскому надзору за исполнением трудового законодательства, в рамках которой будут отражены полномочия прокуратуры в области надзора за соблюдением трудового законодательства, но без дублирования норм законодательства о прокуратуре.

Рассматривая сущность прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства, стоит отметить, что она проявляется в основных задачах прокурорского надзора. Так, например, А.В. Мосунова в своем исследовании выделяет следующие задачи: 1) своевременное поступление информации о законности в сфере исполнения трудового законодательства; 2) предупреждение и профилактика нарушений трудового законодательства; 3) точное выявление нарушений в области исполнения трудового законодательства; 4) эффективное принятие мер прокурорского реагирования; 5) содействие в усовершенствовании трудового законодательства [5, с. 33].

В науке дискуссионным является вопрос, связанный с пределами прокурорского надзора за соблюдением трудового законодательства. В соответствии с п. 2.9. Приказа Генпрокуратуры России от 15.03.2019 № 196 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан» [3] «по фактам нарушений, выявленных при осуществлении надзора за исполнением законов, соблюдением трудовых прав граждан, безотлагательно применять необходимые для восстановления законности, прав граждан и привлечения виновных должностных лиц к установленной ответственности меры прокурорского реагирования». Тем самым, законодатель возлагает на прокурора обязанность реагировать на любые нарушения трудовых прав граждан мерами прокурорского реагирования, несмотря на то, что есть профильные органы. Как известно, при отсутствии разграничения компетенции государственные органы, реализуя одни и те же полномочия, могут подменять друг друга, что выступает нецелесообразным. Тем самым, полагаем возможным на уровне ст. 353 ТК РФ обозначить, что прокуратура РФ осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением и применением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, Федеральной инспекцией труда и подведомственными ей органами.

Глава 2 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» [2] посвящена надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Анализ ч.1 ст. 26, которая регламентирует предмет надзора, показал, что в числе поднадзорных объектов нет указания на граждан. Как известно, в соответствии с трудовым законодательством работодателем может быть индивидуальный предприниматель в том числе. Тем самым, полагаем, что индивидуальные предприниматели должны быть включены законодательно в число субъектов надзорной деятельности прокуратуры, учитывая то обстоятельство, что индивидуальные предприниматели чаще всего нарушают трудовое законодательство, особенно в части выплаты заработной платы, предоставления отпусков, заключения трудовых договоров и т.д.

Подводя итог вышеизложенному, следует вывод о том, что вопросы соблюдения трудовых прав граждан требуют постоянного внимания и мониторинга, поскольку проблема нарушения трудовых прав граждан, к сожалению, носит актуальный характер. Прокурорский надзор за соблюдением трудовых прав граждан является в современных условиях наиболее действенной их гарантией.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 07.10.2022) // СЗ РФ. – 2002. – № 1 (ч.1). – Ст. 3.
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 11.06.2022) «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1995. – № 47. – Ст. 4472.
  3. Приказ Генпрокуратуры России от 15.03.2019 № 196 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан» // Законность. – 2019. – № 5.
  4. Баранова В. А. Понятие, признаки, значение прокурорского надзора // Colloquium-journal. 2019. № 16-7(40). С. 15-16.
  5. Мосунова А. В. Общие положения о прокурорском надзоре за исполнением трудового законодательства // Марийский юридический вестник. – 2021. – № 4(36). – С. 33-35.
  6. Рудакова Е. И. Понятие и сущность прокурорского надзора // Glossa: Вестник студенческой науки. Издание кафедры теории и истории государства и права Курского государственного университета. 2017. № 1. С. 57-61. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Плотникова К.А. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА // Вестник науки №8 (65) том 4. С. 382 - 386. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9873 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9873



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.