'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (65) том 4
  4. Научная статья № 44

Просмотры  81 просмотров

Ширинская И.В.

  


РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ *

  


Аннотация:
в работе проведен анализ реализации принципа социальной справедливости с практической точки зрения, а также рассмотрен аспект социальной ответственности бизнеса в России и его практическая реализация   

Ключевые слова:
трудовые отношения, социальная ответственность бизнеса, социальная справедливость, трудовое законодательство, социальные гарантии работников   


УДК 349.2

Ширинская И.В.
студентка 1 курса магистратуры направления подготовки

«Правовое регулирование в сфере энергетики и природопользования»

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

(г. Санкт-Петербург, Россия)


РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА

СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

В СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

 

Аннотация: в работе проведен анализ реализации принципа социальной справедливости с практической точки  зрения, а также рассмотрен аспект социальной ответственности бизнеса в России и его практическая реализация.

 

Ключевые слова: трудовые отношения, социальная ответственность бизнеса, социальная справедливость, трудовое законодательство, социальные гарантии работников.

 

В целях рассмотрения реализации принципа социальной справедливости в трудовых отношениях, необходимо рассмотреть теоретико-правовой аспект социальной справедливости и далее определить, как реализуется данный принцип в трудовых отношениях.

Определить социальную справедливость в трудовых отношениях
в современном мире представляется сложной задачей, так как для ее определения необходимо найти баланс между интересами бизнеса, интересами работников и государственными интересами.

Безусловно, то, что могло быть определено как социально-справедливое 50 лет назад и сегодня имеет существенные различия. Во многом это связано
и с научно-техническим прогрессом и с изменением ценностных ориентиров общества.

Чтобы оценить разумные и обоснованные пределы реализации принципа социальной справедливости в социально-трудовых отношениях между работником и работодателем в рамках настоящей статьи предлагается рассмотреть интересы работодателя.

Экономическая теория является важным подспорьем изучения трудового права. Это неслучайно, ведь разделение экономики и права до XIX века было не жёстким.

Поэтому в историко-правовом анализе формирующиеся трудовые отношения носят утилитарный характер, и направлены во многом
на экономический, производственный интерес. Во многом находят совпадение категории, исследуемые трудовым правом и экономикой: безработица, заработная плата, труд как фактор производства и др.

Итак, возникает основание также рассматривать реализацию принципа социальной справедливости в трудовых отношениях через призму экономического анализа права. В истории науки уже в 18 веке рассматривалась реализация человеком труда через призму экономики. Например, Л. П. де Буагильбером в экономической социологии.

Производственный интерес работодателя, как правило, на практике способен конкурировать или идти в противовесе с социальными интересами работников, что является неверным подходом.

Через поиск баланса интересов можно достичь реализацию интересов каждой стороны, ведь качественная реализация одной трудовой функции невозможна за счёт другой. Важен как экономический, так и социальный анализ права, поэтому было бы неверно в вопросе реализации социальной справедливости в социально-трудовых отношениях опираться исключительно на экономический анализ права, так как, проследив историко-правовое развитие данной отрасли, можно прийти к выводу, что социальный аспект играет важную роль и в ряде вопросов определяющую. Не случайно многими научными исследователями трудовое право определялось как социальное право.

Поэтому в трудовом праве выработаны специальные механизмы поиска такого баланса, одним из которых является социальное партнерство. Выстроенная, как и структура Международной организации труда (далее –  МОТ) система трипартизма в механизме социального партнерства призвана обеспечить интересы сторон социально-трудовых отношений.

Например, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 2-П, Суд определил, с помощью механизма социального партнерства может быть реализован интерес работников районов крайнего севера и приравненных к ним местностям в предоставлении оплачиваемой дороги в связи с отпуском из средств работодателя
не являющимся бюджетной организацией.

Таким образом, реализуется механизм предоставления льготы по оплате проезда в связи с отпуском работникам крайнего севера, при этом обеспечивая социально-справедливое соотношение потребностей работников обычных условий, не вызывающих дополнительной поддержки интересов последних
и работников районов крайнего севера и приравненных к ним местностям.

Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» определяет условия труда по степени вредности и опасности, подразделяя на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда. На основании данного деления законодателем выстраиваются механизмы и способы, удовлетворяющие обоснованные и необходимые дополнительные требования работников. 

Принцип социальной справедливости также реализуется в актах социального партнерства – Соглашениях и коллективных договорах. Возможность поиска компромисса при отстаивании каждой из сторон субъектов социального партнерства своих интересов представляет прогрессивный механизм, на защиту которого во многом направлены конвенции и рекомендации МОТ. 

Появляется возможность реализации баланса интересов, являющегося во многом  ориентирующей целью трудового права, так как именно данный механизм включает вовлеченность всех  субъектов социального партнерства: работников, их представителей (профсоюзов), работодателей и их представителей (объединений работодателей), а также органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Таким образом, посредством рассмотренных механизмов социального партнерства на практике может быть достигнута реализация принципа социальной справедливости.

Также для целей реализации принципа социальной справедливости важен механизм социальной ответственности бизнеса.

Определение обоснованности становления социальной ответственности бизнеса сегодня в России представляет интересный объект для исследования.

Поиск баланса экономических и справедливых социальных интересов находит отражение в позициях Конституционного Суда.

Из фабулы ранее упомянутого постановления Конституционного Суда от 9 февраля 2012 г. N 2-П следует, что гражданка Трунова не получила удовлетворения в иске о взыскании денежных средств, предусмотренных
за оплату дороги по месту отпуска со своего работодателя, не относящегося
к бюджетной сфере. На основании указанной жалобы гражданки Конституционный Суд осуществил проверку на конституционность п. 8 Статьи 325 Трудового кодекса Российской федерации, из буквального смысла которого  следует, что есть определенная гарантированность предоставления работодателем бюджетной сферы дополнительных обоснованных выплат,
в отличие от работодателей не бюджетной сферы. Поэтому ожидаема практика требований предоставления такой гарантии со стороны работников последних.

Конституционный Суд истолковал предоставление данных выплат как обязанность и со стороны работодателя не бюджетной сферы, посредством механизмов социального партнёрства, но с определенной разницей, предоставляющей предпринимателям и другим работодателям не бюджетной сферы нести меньшие издержки, путём в частности налоговых льгот.

Суд попытался найти баланс, определив, что такая «диверсификация источников финансирования была обусловлена переходом к рыночным моделям организации экономики и основывается на различиях между работодателями - организациями, финансируемыми из бюджета, и работодателями, не относящимися к бюджетной сфере, - теми, чье финансовое положение напрямую зависит от результатов их экономической деятельности либо от имущественного положения собственника».

Можно понять логику направления подобных заявлений граждан на интуитивно-правовом уровне возникает требование в удовлетворении интереса работника крайнего севера, связанного с восстановлением рабочих сил посредством выездного отпуска. С другой стороны, возникает интерес работодателя предпринимателя, бизнесмена избежать излишних затрат. 

Таким образом, при нахождении баланса интересов, от законодателя требуется также и рассмотрение подобных вопросов через призму экономического анализа права, с учётом таких политико-правовых целей, при которых реализуются ценности общества, в экономике которой элементы рынка играют важную роль и значение при реализации принципа социальной справедливости.

Бесспорно утверждение известного отечественного экономиста
А.Я. Лившица: «интересы работодателя – производственная сторона трудовых отношений, а работника – социальная» - отсюда и неизбежное противоречие
в определении природы трудовых отношений и сложность поиска законодателем баланса интересов с учётом изменений экономики, политики, культурно-ценностных ориентиров общества. В особенности в современных трудовых отношениях, наполняющихся элементами ранее не принимаемых
в должной степени во внимание в силу существования иной ценностно-ориентируемой парадигмы мысли. 

Рассмотренное постановление Конституционного Суда показывает успешную попытку высшего суда найти баланс интереса социального
и экономического. Определить, что Суд выбрал социальный аспект более важным было бы ошибочным, так как в указанном случае через качественную реализацию социальной функции посредством социальной поддержки направленной на рекреацию, восстановление сил и когнитивных способностей работника, и как следствие на реализацию социальной справедливости работодатель может рассчитывать на качественное выполнение работниками своих функций.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Егоров, С.А. Международно-правовое регулирование социального диалога
    в сфере труда: автореф. дис. … канд. юр. наук/С.А. Егоров. - М.,2014. 29 с.
  2. Карапетов, А. Г. Экономический анализ права . М.: Статут, 2016. 526 с.
  3. Поляков, А.В. Общая теория права: Учебник. 2-е изд. / А.В Поляков,
    Е.В. Тимошина. – СПб.: Издательство С.-Петерб. гос. ун-та, 2015. – 472c.
  4. Лушников, А. М. Генезис науки трудового права и науки права социального обеспечения в России: автореф. дис. канд. юр. наук/ А.М. Лушников.- М.,2001. 25 с.
  5. О. Хёффе. Справедливость: Философское введение / Пер. с нем.
    О. В. Кильдюшова под ред. Т. А. Дмитриева. — М.: Праксис, 2007. — 192 с.
  6. Трудовые права в XXI веке: современное состояние и тенденции развития: монография / А. М. Лушников, М. В. Лушникова. — Москва: Проспект, 2015. — 272 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Ширинская И.В. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ // Вестник науки №8 (65) том 4. С. 255 - 261. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9847 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9847



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.