'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (65) том 4
  4. Научная статья № 38

Просмотры  38 просмотров

Пашкова В.В., Ширалиева Г.И.

  


ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА И ИХ РАЗВИТИЕ КАК ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается роль лидерских качеств в профессиограмме учителя, проблема развития лидерских качеств студентов СПО – будущих учителей   

Ключевые слова:
лидерство, лидерские качества, профессиограмма учителя   


УДК 377.8

Пашкова В.В.

преподаватель

Астраханский социально-педагогический колледж

(г. Астрахань, Россия)

 

Ширалиева Г.И.

преподаватель

Астраханский социально-педагогический колледж

(г. Астрахань, Россия)

 

ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА И ИХ РАЗВИТИЕ КАК ЧАСТЬ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

 

Аннотация: в статье рассматривается роль лидерских качеств в профессиограмме учителя, проблема развития лидерских качеств студентов СПО – будущих учителей.

 

Ключевые слова: лидерство, лидерские качества, профессиограмма учителя.

 

Проблема лидерства всегда привлекала к себе пристальный интерес как в отечественной, так и в зарубежной психологической науке. В разное время ученые рассматривали феномен лидерства с точки зрения личностных детерминант, ситуационных компонентов, выявлений типов лидеров, выделения стилей лидерства, с точки зрения определения социальной роли лидера. Среди зарубежных ученых, внесших вклад в разработку проблемы лидерства, можно назвать следующих: Р. Бейлз, Е. Богардус, К. Берд, Ц. Джибб, Л. Картер, К. Левин, Р. Лорд, Р. Стогдилл, Л. Слейтер, Ф. Фидлер, Д. Филлипс, Е. Холландер, Г. Хоуманс и др. В нашей стране проблематикой лидерства занимались такие психологи, как: Г.М. Андреева, И.П. Волков, Э.А. Ганцева, В.Д. Гончаров, Е.М. Дубовская, Ю.А. Замошкин, И.С. Кон, Р.Л. Кричевский, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, И.С. Полонский, А.Г. Сороковой, Л.И. Уманский и др.

Важный аспект в изучении феномена лидерства играет «Диспозициональная теория личности» Г. Олпорта. Согласно этой теории, «черта» понимается как устойчивая особенность личности вести себя определенным образом в сходных ситуациях. Направление в исследовании лидерства с позиции «теории черт» возникло под влиянием работ английского психолога и антрополога Ф. Гальтона, который выдвинул идею наследственности в природе лидерства. Сторонники «теории черт» уделяют особое внимание личным качествам лидера, а лидерство в рамках этой теории объясняется как социально-психологический феномен, как совокупность определенных личностных и характерологических черт [2].

Ряд исследователей под лидерством понимают: многоаспектное социальное явление, которое проявляется в организованных группах, стремящихся к какой-либо общей цели; способность оказывать влияние на отдельные личности и группы; совокупность определенных качеств личности, как психофизиологических, так и социальных, как то: умение работать с людьми – убеждать, вдохновлять, внушать, направлять; предприимчивость, целеустремленность, настойчивость, личностная сила, коммуникативная компетентность, самостоятельность и критичность мышления, личностная активность, рефлексивность, инициативность [1].

Роль педагога в современной школе предполагает у него наличие не только сформированных профессиональных компетенций, но и особых личностных качеств. Так, предлагаемая А.К. Марковой профессиограмма, включают в себя такие качества, как: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия [3].

В исследованиях Л.М. Митиной [4] были выделены более пятидесяти личностных свойств учителя (как профессионально-значимых качеств, так и собственно личностных характеристик). В списке этих свойств нравственные (морально-этические): вежливость, воспитанность, гуманность, порядочность, скромность, справедливость и т.д.; волевые: выдержка и самообладание, настойчивость, инициативность, организованность, целеустремленность и т.д.; социально-коммуникативные и перцептивные: коллективизм, отзывчивость, общительность, искренность, чуткость, способность к эмпатии, чувство такта и т.д.; регулятивные: дисциплинированность, самоконтроль, самокритичность, саморефлексия, стремление к самосовершенствованию и т.п.

Ряд отечественных и зарубежных исследователей (Е.В. Андриенко, Р.Л. Кричевский, А.В. Петровский, У. Беннис, Д. Майерс, Р. Стогдилл) к лидерским качествам относят: активность и энергичность, амбициозность, добросовестность, инициативность, интеллектуальную гибкость, креативность, критичность мышления, настойчивость и упорство, направленность на других, независимость, общительность, ответственность, организаторские способности, прогностические способности, самокритичность, самостоятельность, стремление к достижениям, тактичность, такт и дипломатичность, уверенность в себе, целеустремленность, честность, эмоциональную устойчивость, эмпатию и т.д.

Понимание лидерства как многоаспектного социального явления, одним из составляющих которого является социально-эмоциональное влияние посредством авторитета личности, позволяет сделать вывод о том, что наиболее значимыми будут качества коммуникативной, волевой, регулятивной и морально-этической направленности.

Сопоставив профессиограмму учителя со структурой личностных качеств лидера, мы отметили, что многие из лидерских качеств имеют большое значение и для личности педагога. Следовательно, они занимают не последнее место в системе профессиональных качеств будущего учителя.

Еще одним важным аспектом в характеристике личности лидера является его авторитет. Авторитет в широком смысле - общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте [5]. В сфере педагогической деятельности можно говорить об авторитете учителя или, другими словами, о педагогическом авторитете.

Профессия учителя предполагает не только высокую организацию собственной профессиональной деятельности, но и понимание миссии своей профессии в обществе, умение выстраивать собственную деятельность в соответствии с адресованными ему социально значимыми функциями. Всё это требует от педагога активной позиции в общественной и профессиональной жизни, которая может характеризовать его как лидера.

Таким образом, мы считаем, что необходимо развивать лидерские качества учителя еще на этапе его профессиональной подготовки. С этой целью нами была организована работа со студентами Астраханского социально-педагогического колледжа. Нужно отметить, что формирование личностных качеств обучающихся – целенаправленный процесс, который предполагает тесное и продолжительное взаимодействие преподавателя и студентов. Для организации данного процесса необходимо создавать специальные психолого-педагогические условия, среди которых наиболее эффективными мы считаем включение студентов в разнообразную социально значимую деятельность. Наиболее успешно это реализуется при работе с группой студентов в качестве классного руководителя.

Общественная жизнь группы предполагает участие студентов в организации различных мероприятий: классных часов, групповых собраний; помощь классному руководителю в сборе и оформлении необходимой документации; участие в мероприятиях по студенческому самоуправлению в колледже (заседания студенческого совета, стипендиальной комиссии). Деятельность подобного рода формирует такие качества личности как ответственность, организованность, коммуникабельность. Качественное выполнение обязанностей по группе формирует атмосферу доверия со стороны коллектива, способствует развитию лидерских позиций.

Обучающиеся, включенные в данный вид деятельности, приняли делегируемые им полномочия в сфере представления интересов студентов на уровне администрации колледжа: взаимодействие с заведующими отделений, учебной частью, социальным педагогом, руководителями секций, преподавателями. Данное взаимодействие способствовало формированию коммуникативных и организационных навыков, что, как уже нами было определено, является важной структурной составляющей личности лидера.

Подводя итоги за продолжительный период работы с группой, мы можем утверждать, что целенаправленная работа по формированию лидерских качеств оказывает влияние в целом на развитие профессиональных компетенций будущих учителей.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Аронов И. З. Лидер или руководитель: что лучше для организации / И. Аронов, О. Максимова // Стандарты и качество. - 2022. - № 1. - С. 72-76.
  2. Бланшар К. Лидерство. К вершинам успеха : науч.-попул. лит. / К. Бланшар. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2011. - 368 с.
  3. Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
  4. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 200с., с. 18.
  5. Новая философская энциклопедия: в 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Пашкова В.В., Ширалиева Г.И. ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА И ИХ РАЗВИТИЕ КАК ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ // Вестник науки №8 (65) том 4. С. 217 - 222. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9841 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9841



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.