'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (65) том 4
  4. Научная статья № 37

Просмотры  48 просмотров

Бурмакина Д.В.

  


ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в работе построена система качества математической модели, характеризующая эффективность системы внеурочной деятельности. Представлены виды деятельности внеклассной работы   

Ключевые слова:
внеурочная деятельность, эффективность обучения, внеклассная работа, качество математического образования   


УДК 37

Бурмакина Д.В.

учитель математики и информатики

МАОУ СШ № 139

(г. Красноярск, Россия)

 

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ

СИСТЕМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Аннотация: в работе построена система качества математической модели, характеризующая эффективность системы внеурочной деятельности. Представлены виды деятельности внеклассной работы.

 

Ключевые слова: внеурочная деятельность, эффективность обучения, внеклассная работа, качество математического образования.

 

В современном мире качественное освоение любой области человеческой деятельности неэффективно без владения конкретными математическими знаниями и методами, без интеллектуальных и личностных качеств, развивающихся в ходе овладения этим учебным предметом. Математика лежит в основе всех современных технологий и научных исследований, является необходимым компонентом экономики, построенной на знании.

Внеклассная работа по математике проводилась некоторыми педагогами в дореволюционных средних школах, но не в массовых, а только в специальных, обслуживающих интересы промышленной и торговой царской России. Царская Россия боялась роста революционной сознательности масс, отрицательно относилась к общению учителей с учениками и, тем более, к их совместным занятиям во внеурочное время. [1]

ФГОС обращает внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям учащихся. «В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются:

  • учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся;
  • внеурочная деятельность».

Задачи внеурочной деятельности:

  1. Обеспечение достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования;
  2. Снижение учебной нагрузки обучающихся;
  3. Обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;
  4. Улучшение условий для развития ребенка;
  5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Специфической чертой внеурочной работы по математике, с учетом решаемых в ней дидактических задач, а также возрастных особенностей учащихся, является то, что формы ее организации делятся на постоянные и непостоянные (временные).

Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. Учитель может на внеурочных занятиях в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна прежде всего способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.

На мировом уровне изучение математики в школе перестает концентрироваться вокруг задачи формирования предметных знаний и умений, теперь необходимо ориентироваться на образовательные результаты совершенно иного типа.

Важной целью является развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности.

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. [4]

Внеучебная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время. 

Принципы организации внеурочной деятельности:

  • выбор оптимальных методов, форм, средств;
  • наглядность;
  • последовательность;
  • доступность;
  • научность;
  • учет возрастных особенностей и индивидуальных способностей.

Важно, чтобы каждый ребенок на этом мероприятии работал активно, увлеченно. Внеклассные мероприятия, с одной стороны, позволяют мне вовлечь учеников в творческую деятельность, а с другой – лучше узнать и понять их, оценить индивидуальные особенности каждого. Планируя мероприятие, необходимо учитывать специфику группы, характер учебного материала, возрастные особенности учащихся.

Внеклассная работа включает в себя различные виды деятельности и обладает следующими возможностями в обучении и воспитании личности:

  • разнообразная внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка;
  • участие в различных видах внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о многообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки;
  • разнообразная внеклассная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом, деятельности;
  • в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, то есть сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр.;

Еще одна важная проблема характерная для всех уровней образования: формирование математического мировоззрения. Интересы эффективности обучения требуют, чтобы учитель знал не только, чему учить, как учить, но и зачем учить. Это связано с главной задачей школы – не только дать сумму знаний, но и воспитать человека. Выделим качества личности, на развитие которых влияет математика:

  • умственное воспитание (способность логически мыслить, умение анализировать, умение критически осмысливать материал);
  • творческий характер (способность самостоятельно добывать знания, ставить новые вопросы);
  • формирование мировоззрения (понимание предмета, связи математики с другими науками);
  • нравственный потенциал (патриотизм, толерантность).

Обучение математике с одной стороны традиционно изучено и проверено. Но существование методики развития интереса к математике встает перед любым учителем.

Значительный вклад в развитие внеклассной работы внесли такие учителя - новаторы, как: Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Н. Б. Истомина, И. И. Аргинская, Л. В. Занков, Л.Г. Петервон, М. И. Моро и другие.

Итак, на внеклассных занятиях по математике необходимо ознакомление учащихся с материалом из истории математики. Это повышает интерес школьников к изучению математики. Поэтому нельзя отказываться от этого мощного фактора повышения эффективности занятий по математике.

Внеурочная деятельность по математике очень важна в развитии детей. Активное участие во внеурочных занятиях – это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. Благодаря внеурочной деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности. Работая с детьми, мы должны раскрыть их природные потенциалы и подготовить к продуктивному труду.

Во внеклассной работе по предмету воспитывается и развивается глубокий разносторонний интерес к математике. Использование игровых моментов во внеурочной работе – это не только интересное, но и полезное занятие. Они развивают сообразительность, внимание, память, культуру математического мышления.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Альхова З.Н. Внеклассная работа по математике [Текст]: учеб, пособие, /З.Н. Альхова. - Саратов: Лицей, 2001. – 288 с.
  2. Балк, М.Б. Математика после уроков: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1971. – 462 с.
  3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.
  4. Минхаирова, О. И. В математическом кружке. // Начальная школа. – 1993. - №6. – с. 38 – 40. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Бурмакина Д.В. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №8 (65) том 4. С. 211 - 216. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9840 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9840



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.