'
Чупрова В.Н.
МЕТОД ШЕСТИ ШЛЯП В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ *
Аннотация:
в статье автор рассматривает метод шести шляп, как один из иррациональных методов принятия управленческого решения с помощью воображаемых ключевых шляп и их особенностей
Ключевые слова:
шесть шляп, решение, воображение, факты, эмоции, логика
УДК 33
Чупрова В.Н.
студент бакалавр
Ухтинский государственный технический университет
(г. Ухта, Россия)
МЕТОД ШЕСТИ ШЛЯП В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Аннотация: в статье автор рассматривает метод шести шляп, как один из иррациональных методов принятия управленческого решения с помощью воображаемых ключевых шляп и их особенностей.
Ключевые слова: шесть шляп, решение, воображение, факты, эмоции, логика.
Истоком появления метода стал тезис о человеческом мышлении. В процессе эволюции мышления метод постепенно становится однообразным. Это объясняется некоторыми факторами: культурной и социальной средой, религией, образованием, стереотипными представлениями о логике, морали.
Исходя из всего вышеперечисленного, английский психолог Э. де Боно предложил 6 путей, способных нарушить привычное для мозга состояние мышления и принятия решений. Они основываются на рассмотрении любой проблемы с разных ракурсов [2].
Метод шести шляп — это один из самых распространенных фантазийных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно.
Метод 6 шляп позволяет преодолеть сложности путем разделения мышления на шесть направлений мышления, каждое из которых представлен в виде шляпы определенного цвета. Такое деление позволяет мышлению абстрагироваться от той или иной позиции и взглянуть на ситуации с диаметрально противоположной стороны.
Метод шести шляп развивает воображение и гибкость ума, что не мало важно в принятии управленческого решения, а также помогает всесторонне оценить проблему преодолевая творческий кризис. Этот метод отлично подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда необходимо взглянуть на ситуацию под другим углом и учесть любое мнение, даже самое необычное.
Тут же возникает вопрос: «Почему именно шляпу Эдвард де Боно взял за основу?». Дети на такой вопрос отвечают, что шляпа позволяет сменить образ, также как и шляпа-невидимка. С этим нельзя не согласиться, ведь фантазийно сменив шляпу, можно приобщиться к другой точке зрения или вовсе поставить все ране изученное под вопрос.
По мнению Эдварда де Боно, мы можем оперировать различными аспектами по очереди, словно дирижёр руководит оркестром. Меняя шляпу одного цвета на другой, мы придаём новый ход мысли.
Рассмотрим каждый цвет шляпы, как вариации мышления:
Белая шляпа отвечает за информацию и точные данные. Сухие факты и цифры – это то, чем мы оперируем, примеряя белую шляпу. На этом этапе мы оцениваем главный ресурс – информацию, которую имеем в распоряжении.
Красная шляпа представляет собой внутренние эмоций. Надевая её, мы обращаемся к интуиции и чувствам, прислушиваемся к своему внутреннему голосу. В рамках метода Э. де Боно можно высказываться не дольше 30 секунд только под красными полями, чтобы таким образом не зайти в тупик.
Жёлтая шляпа помогает выделить сильные стороны и ответить на главный вопрос: в правильном ли направлении мы двигаемся? Солнечная шляпа выделяет самые позитивные варианты из всех имеющихся, даже самых неординарных, настраивает на позитивный лад, когда ситуация представляется тупиковой. Жёлтый аксессуар выявляет оптимистические ресурсы и доказывает, что не всё так плохо, как кажется на первый взгляд.
Чёрная шляпа отвечает за негативные аспекты: риски и осторожность. Надев чёрную шляпу, придётся искать недостатки, подводные камни и рассчитывать пессимистический исход событий. Чёрную шляпу нужно использовать в первую очередь тем, кто имеет успех в различных начинаниях, привык мыслить позитивно и кому нужно «спуститься с небес» для оценки текущего положения.
Зелёная шляпа отвечает за поиск творческих решений и альтернативных исходов развития событий. Эта шляпа помогает найти экстраординарные способы принятия решения. На этом этапе рассматриваются самые необычные варианты решений, появляются идеи, выходящие за привычные рамки.
Синяя шляпа – это шляпа управленца. Она особенная из всех шести, она нацелена на построение этапов решения. Синяя шляпа объединяет все сказанное ранее, составляется программа, определяется, какие задачи будут решены, какие шляпы для этого станут применяться, когда поставить точку и куда идти дальше [1].
Шляпы всех цветов Эдварда де Боно могут использоваться в различных последовательностях. Их можно применять по несколько раз, пока не будет получен желаемый результат, тем самым переключая фокус мысли на определенные остро встающие вопросы.
Их нужно использовать по отдельности: определенную шляпу для определенной ситуации или этапа. Автор методики уверен, что верное направление мыслей выстраивается лишь тогда, когда использованы все головные уборы.
Используя метод Эдварда де Боно, мы имеем обратить внимание на те вещи, на которые ранее мы не обратили бы внимания. Это повышает вероятность найти наиболее подходящее решение для определенной ситуации.
По сложившемуся убеждению Эдварда де Боно, которое он подробно описал в своей книге, шесть шляп мышления призваны служить условно-рефлекторными сигналами, способными повлиять на баланс химических элементов (нейромедиаторов) в составе головного мозга [2].
Метод 6 шляп раскрывает значимость и уделяет внимание всем тезисам работы над принятием управленческого решения – фактам, эмоциям, фантазии, скептицизму, генерации новых идей. А также позволяет взвесить все плюсы и минусы при принятии верных решений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 4
Ссылка для цитирования:
Чупрова В.Н. МЕТОД ШЕСТИ ШЛЯП В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ // Вестник науки №8 (65) том 4. С. 203 - 206. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9838 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*